
Круг и кнут
Не так давно в Сети вышел резонансный фильм, где три абсолютно разные женщины рассказывают свои истории, как они убили мужей. Одна до сих пор находится под следствием, а две другие уже отсидели в колонии и пытаются жить дальше. Таких жертв много: счет идет на тысячи. Часто ими становятся умные и красивые молодые девушки, благополучные с точки зрения соцнорм. Мораль наших бабушек гласит: «Все так живут». Доказывать обратное — бесполезно. Это наш ядовитый русский генетический код, передаваемый нам вместе с материнским молоком? А с другой стороны, часы, которые тикают, утратившие свою актуальность шаблоны общественных норм давят — в этом океане псевдоправил легко захлебнуться, если не умеешь плавать, и принять руку абьюзера за спасательный круг. Но жизнь учит. И порой очень жестко. С малых лет девочек настраивают на успех, который подразумевает брак и наличие детей, но их не учат любить и уважать себя: сначала найди надежную опору в лице мужчины, а там как бог даст. Рассказывают сказки-примеры про «Золушку», которая на самом деле была жертвой, иначе не терпела бы ежедневные издевательств со стороны своей мачехи.
Что говорит закон
Закон о домашнем насилии является предметом общественной полемики: сторонники принятия законопроекта считают нынешнюю редакцию чересчур мягкой, а противники опасаются, что благодаря ему насилием можно будет признать любое действие. Любопытно, что, по данным ОЭСР, законодательная защита женщин от насилия из всех стран в мире отсутствует только в России и Экваториальной Гвинее.
В Краснодаре 14 декабря 2019 года в одном из дискуссионных клубов спикеры обсуждали горячую тему о принятии закона — тогда у всех на слуху была история Маргариты Грачевой, которой муж отрубил кисти рук в порыве ревности, и сестер Хачатурян, спорили горячо. Ссылались на кризисные центры, которые, к счастью, у нас есть, но ведь до них еще нужно добраться. А если тебя закрыл в квартире и несколько дней безнаказанно избивает муж, потому что знает: в худшем случае придет дяденька участковый и скажет: «Ай-яй-яй, больше так не делай».
19 января первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству Ирина Панькина предложила ввести уголовную ответственность за психологическое насилие. Она заявила, что ко второму чтению законопроекта о наказании за повторные побои необходимо рассмотреть внесение в Уголовный кодекс не только физическое, но и психологическое насилие. Осенью 2021 года правительство уже внесло в Госдуму законопроект, который предусматривает внесение поправок в ст. 116.1 УК о побоях, совершенных повторно. Предлагаемый законопроект исполняет решение КС, который в апреле признал эту статью неконституционной. Тем самым предлагается исправить тот факт, что человек, трижды избивший свою жертву без последствий для здоровья, может в третий раз получить штраф по административной статье, хотя за второе избиение он был судим по уголовной статье. По решению КС, такой правонарушитель должен понести уголовную ответственность. В кабмине считают, что принятие законопроекта позволит «оказать позитивное влияние на предупреждение повторных побоев, которые в последнее время демонстрируют тенденцию к количественному росту».
Насилие обязательно повторится. «Краснодарские известия» пообщались с заместителем директора по социальному обслуживанию Краснодарского краевого центра помощи женщинам кандидатом психологических наук Бондаревой Олесей.
— За 2021 год 479 женщин получили услуги нашего центра, это не считая обращений на горячую линию, —
рассказала Олеся Вячеславовна. — Мы предоставляем возможность временного круглосуточного пребывания в стационаре — все услуги в центре бесплатные. На период нахождения женщины в стационарном отделении за ней закрепляется ответственный специалист по социальной работе, который осуществляет кураторство по вопросам ее жизнеустройства. Она и ее дети обеспечиваются 6-разовым питанием, имеют возможность прохождения курса социально-психологической помощи, поддержки, в соответствии с индивидуально разработанной программой, учитывающей все потребности женщины. В нашем центре оборудовано 8 палат. Пока действует режим «повышенной готовности», прием в отделение мы осуществляем при наличии ПЦР-теста. Если у женщины на руках его нет, потому что зачастую они просто сбегают без документов и одежды, мы принимаем ее сначала в карантинную зону и оказываем содействие в прохождении необходимых анализов. У нас есть врачи, психолог, юрисконсульт, игровая комната для детей.
В каком состоянии поступают женщины
99,9% женщин прибывает в стрессовом состоянии. У них ухудшается память, им трудно сконцентрировать внимание. Подавляющее число из них не может адекватно оценивать ситуацию и принимать даже простые решения. Нам важно, чтобы женщина сама реализовывала план по выходу из сложной ситуации, а вот там, где у нее появляются сложности, подключаются наши специалисты. Если ей не хватает уверенности — с ней работает психолог, не хватает знаний в области правового поля — подключается юрист и т.д. Когда женщина выходит из центра, она может посещать полустационарное отделение и далее продолжать работу со специалистами в форме консультаций.
Если оставила документы дома
Центр работает в условиях межведомственного сотрудничества с разными службами и организациями. Специалисты связываются с сотрудниками других ведомств, чтобы решать возникающие вопросы. Взаимодействуют с представителями правоохранительных органов по вопросам оказания содействия в изъятии документов, личных вещей, их агрессоры часто отбирают. Оказывают содействие в подаче заявления, если женщина была избита, например. Сотрудники полиции прибывают в учреждение, действия они выполняют с письменного согласия женщины. Бывает достаточно одной беседы сотрудников полиции с агрессором, чтобы тот отдал необходимые документы и вещи. Если в центре нет мест, там все равно не откажут в помощи. Его сотрудники связываются с коллегами и перенаправляют в другие организации, также оказывающие помощь женщинам в ситуации домашнего насилия. Есть ряд противопоказаний, по которым в центре не принимают: это психические заболевания в активной фазе, нарко-алкогольное опьянение и ряд других.
Если я жду ребенка
Центр сотрудничает с женской консультацией, потому как случаи, когда туда обращаются женщины в положении или сразу после родов, нередки. Помогают собраться в роддом, встречают из роддома вместе с детками — за все время работы центра родился не один ребенок!
— Не бойтесь обращаться за помощью! — говорит Олеся Бондарева. — Основная проблема в том, что женщине кажется, что она никогда не сможет решить своих проблем. На самом деле не бывает такой ситуации, из которой нет выхода. Я говорю это, опираясь на большой опыт нашего центра. За 10 лет у нас накопилось много наработок, которые позволяют нам утверждать, что нет такой проблемы, с которой невозможно справиться.
Ты сама виновата?
Перекладывание ответственности за свое состояние и поступки — это характерная черта агрессора. Он обвиняет женщину — она пытается его задобрить, но рост напряжения идет. Он находится в агрессии, а женщина — в состоянии тревоги, далее происходит насильственный инцидент, когда мужчина уже проявляет жестокость. У нас большой процент обращений связан именно с физическим насилием. Потом происходит примирение, партнер испытывает как бы вину, но не берет ответственности за произошедшее на себя, он, скорее скажет: если бы ты этого не сделала, я так не среагировал бы. Они свои фразы выстраивают так, будто ты или кто еще что-то не так сделал. На этой фазе «медового месяца» они обещают, что больше такого не повторится. И у женщины появляется надежда. Но скоро насилие повторяется вновь, потому как оно циклично, а фазы примирений сужаются.
Мнения
Елизавета:
— Брак с мужчиной-агрессором — это так: вход — рубль, выход — пять. Плоды домашнего насилия заметны не сразу, а выкорчевывать из себя последствия — процесс очень сложный. В какой-то момент я поняла, что схожу с ума и уже свыкаюсь с мыслью, что меня скоро не станет. Я хорошо знаю, как можно из полноценного человека превратиться в затравленного зверька, боящегося вызвать недовольство мужа. Как из яркой цветущей молодой девушки стать существом с глазами 80-летней старухи. Я знаю, что значит быть полностью раздавленной и униженной, выставленной напоказ, как трофей, или, наоборот, причиной всех его несчастий.
Мария:
— Если хотите уйти легко, то ничего у него не просите. Готовьтесь к полной изоляции от него и независимости. Все придется зарабатывать самой. Развод бывший муж дал легко, а дальше было все: его заявления во все правоохранительные органы, имеющие отношение к детям, проверки у меня дома, в том числе наряды полиции, патрулирующие мою квартиру, звонки ко мне на работу, угрозы. Дети для него стали орудием, которое можно было использовать против меня. От его оскорблений я просто сразу начинала плакать, а ему того было мало. Он мог схватить меня за шею, начать душить, требовать, чтобы я встала на колени и за что-то просила прощения.
Что я должна знать
- Выучить наизусть телефоны людей, которые могут помочь, и кризисного центра в Краснодаре: 8-861- 227- 17-31.
- Иметь запасной телефон с рабочей сим-картой.
- Ни в коем случае не говорить в момент инцидента: «Я от тебя уйду».
- Продумать, на каком виде транспорта вы будете добираться до безопасного места.
- Собирать необходимые вещи и относить их в безопасное место: одежду по сезону, лекарства, документы — если нет оригиналов, то их копии, необходимую сумму денег на первое время.
- Иметь запасной комплект ключей от квартиры.
- Если партнер находится в агрессии, максимально сглаживать ситуацию и держать дистанцию.
- Если вашей жизни угрожает опасность, немедленно уходить и обращаться за помощью в центр, даже если при вас нет документов, денег и вещей первой необходимости. Главное для вас — безопасность.
Цифры
Правозащитники Консорциума женских неправительственных объединений провели исследование и установили: 66% женщин, убитых в России с 2011 по 2019 год, стали жертвами домашнего насилия, это больше 12 тыс. смертей. Больше половины всех погибших убиты своими партнерами. Эта цифра сопоставима с числом советских военных, погибших за 10 лет войны в Афганистане. Для сравнения: в Европе этот показатель держится на уровне 29%.
Статью подготовила Анна Климанц