— Фильм о правде, о том, насколько она созидательна и насколько разрушительна. Люди противоречивы по своей натуре: с одной стороны, хотят максимальной правды, с другой, узнав ее, начинают отгораживаться. А нужны ли тогда эти горькие знания? Или лучше жить в счастливом неведении? Сценарий Олега Данилова мне тем и понравился, что в нем нет четкого ответа, и вопрос остается неразрешимым. Фильм и для меня, и для сценариста необычен. Работа над ним и по стилю, и по форме оказалась непростой, но я ею доволен.
— Вас зацепил сценарий…
— Мне близка эта история. Я рос в абсолютно благополучной семье историков: папа — профессор, мама — кандидат наук, а с четырьмя старшими братьями еще и в совершенно защищенной от всех случайностей среде. И я уверен, что во многом моя решительность в жизни — а я бесстрашный человек — обусловлена ощущением, что за моей спиной — мощная защита. Вся моя открытость — заслуга счастливого и защищенного детства. Могло ли быть по-другому? Наверное. Но в фильме мальчик вырос светлым и солнечным.
— Жизнь своих детей вы тоже, как герои фильма, режиссируете?
— Если у них возникает сложная ситуация, то я влезаю и пытаюсь помочь. А жена всегда останавливает. И конечно, я не раз задумывался, где тот нравственный предел, на что я готов пойти ради детей? Ведь зачастую мы головой понимаем, что так делать нельзя, это аморально. Но когда ты стоишь перед выбором: выбросится ли твой сын из-за несчастной любви из окна, сойдет ли он с ума, на всю жизнь обрастет комплексами или посредством вашего обмана обретет спокойствие и счастье, то для меня ответ очевиден. Я буду делать все, чтобы мои дети были счастливы.
— Не боитесь стать автором нового тренда — беспрецедентного родительского контроля над детьми?
— К сожалению, моей заслуги тут не будет. Родители и так контролируют жизнь своих детей и постоянно влезают в нее. Притом максимально, настолько, насколько могут.
-От фильма создается ощущение, что главный герой-то — тюфяк!
— Какой он тюфяк? Он способен на поступки: он спас человека, когда никто другой не решился. Спасите вы хоть одного — и я вам поставлю памятник.
— Считаете ли вы, что надо помогать детям пробиваться в жизни? Покупать им успех, как в фильме?
— А как, например, Марсель Пруст стал великим писателем? Вначале он сам о себе писал хвалебные статьи и покупал рецензентов, так и прославился. Но главное, он был прекрасным писателем. Ведь таланту важен первый толчок, что и сделал в фильме для героя его отец. А первая неудача может привести к трагедии.
— А вам в жизни тоже дали первый толчок?
— Да. Я не собирался быть ни артистом, ни режиссером. Я увлекался математикой и занимался классической борьбой. В самодеятельность я попал случайно: переживал несчастную любовь, а потому болтался без дела и ходил на тусовку к одной приятельнице, которая посещала театральную студию. Однажды попросился просто посмотреть занятия, а она возьми и скажи руководителю, что я пришел поступать. Пришлось прочесть несколько стихов Ахматовой. А вечером я узнал, что этот приличный (раз оценил мое большое дарование!) человек берет меня сразу на главную роль в спектакле. Для меня это была нелепость, но я пришел на репетиции и через два месяца понял, что ничего другого делать в своей жизни больше не хочу.
А папа этой приятельницы был Тихомиров, тогда главный режиссер Кировского (Мариинского) театра в Ленинграде. После премьеры нашего спектакля (он пришел посмотреть на свою дочку), подошел ко мне и предложил поступать в театральный. Меня взяли по его звонку, то есть по блату, а потом я стал лучшим студентом курса. За первый же спектакль, дипломный, уже без всякого блата, я стал лауреатом престижной премии.
— Почему главного героя играет Виктор Васильев?
— Выбор был сложный, мы долго искали героя на главную роль. Но Васильев, вроде бы и не профессиональный артист, вышел из Comedy Сlub, но очень одаренный человек. И бесспорно положительный — не надо ничего говорить, объяснять, для этой характеристики в нем есть все: он приятный, интеллигентный, с духовной глубиной в глазах. Я смотрю на него и верю, что такой человек может написать стихи.
— Не кажется ли вам, что вы своим фильмом сеете недоверие между людьми, друг к другу, особенно к женщинам? В «Игре» они все продажные.
— Искусство обращается к чувствам, чтобы человек задумался и осмыслил свою жизнь. А если у него и появятся сомнения, то, поверьте, не из-за фильма, а по другим, более объективным причинам. Женщины и правда, показаны не лучшим образом, я говорил об этом Олегу Данилову. На что он мне ответил, что у Чехова они описаны еще хуже. Есть некоторый сексизм, но, с другой стороны, с развитием ситуации в фильме отношение к женщинам меняется. И когда жена дает главному герою по морде, поверьте, в этот момент я рядом с ней.
— Это ваша фишка — финал оставлять открытым? Так было в картинах «Ты у меня одна», «Все будет хорошо»… Можно ли назвать его счастливым?
— Финал «Игры» однозначно несчастливый, как и в фильме «Все будет хорошо». Герой не захотел жить по-другому, он смирился. Но падение ли это или мудрость? Со временем отношение к понятиям любовь и верность меняется. В 17 лет я был максималистом и недоумевал, как мужчины могут покупать любовь? С годами я стал это понимать. В фильме «Все по-честному» семейная пара прожила без любви. Примирившись с ситуацией, они сумели вырастить ребенка. А что такое любовь? Нет, ее, конечно, надо искать…
— А вы искали?
— Далеко, правда, ехать не пришлось, я встретил свою будущую жену в Петербурге. Решил сэкономить на такси, сел в метро, там ее и увидел. Я верю во всякие случайные встречи. Так что, девушки, если будете ехать в метро или автобусе, реагируйте на предложение познакомиться адекватно: встреча может оказаться судьбоносной.
— Идея вовлечения человека в игру по сценарию не новая. Несколько лет назад вышли фильмы «Игра» Дэвида Финчера, серия «Черного зеркала» «Архангел». Где проходит грань между заимствованием и оригинальным творчеством?
— «Я тебя люблю» говорят во всех произведениях. Интересно то, что наполнено содержанием и ставит новую проблему. Ни у одной из перечисленных картин такой идеи, как в нашем фильме, нет. У Финчера — игра для встряски человеческих чувств, в «Зеркале» — сюжет из фантастики. А здесь совсем другая, совершенно реалистическая история о воспитании сына.
— Герой вашего фильма говорит, что он поставил пять успешных спектаклей и был неизвестен, а сыграв в сериале жулика, обрел славу и популярность. Вы не только режиссер, но и продюсер. Что, на ваш взгляд, необходимо отечественному фильму, чтобы стать любимым, популярным и успешным в прокате?
— У нас в стране, к сожалению, всего 4,5 тысячи киноэкранов. А в Америке их в 10 раз больше. Вот вам и ответ. Если нет полки, куда поставить товар, то ждать, что он будет продан, бессмысленно. С увеличением количества экранов в стране американские блокбастеры, конечно, никуда не денутся, но появятся отдельные кинозалы и даже целые сети, которые начнут специализироваться на авторских работах. Сейчас кино — аттракцион, и, чтобы быть в прокате, надо бежать круче, быстрее, больше. Это отработанная временем система. Вот почему какой-нибудь «Кубанский пирожок» никогда не превзойдет «Макдоналдс». Но фильм «Игра» не требовал такого, в нем надо было разбираться с людьми, их психологией. Может ли он стать прокатным? Думаю, да. Мне кажется, что люди ходят в кино не только смеяться, но и узнавать что-то интересное, то, над чем можно поразмышлять. Кино должно волновать.
Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.