Во время майских выходных народ в пабликах обсуждал перекрытие двух центральных улиц – Чапаева и Красноармейской. Но если с первой все ясно: там идет ремонт, то перекрытие для проезда автомобилей улицы Красноармейской для некоторых оказалось сюрпризом, хотя СМИ об этом сообщали заранее.

Движение, как сообщил городской департамент транспорта, ограничили на 12 выходных дней в рамках предварительного этапа реализации проекта «Семь улиц». Главная задача проекта – освободить центр города от машин, создать дополнительное пешеходное пространство. Действительно, Красная в праздничные дни бывает просто переполнена.

С этим согласны и жители краевого центра:

«Вчера прогулялась по Красной, и обратно по Красноармейской. Так вот, Красноармейская – вполне достойная улица для гуляний, практически с такой же исторической архитектурой, что и привычная Красная. Жаль, что был перекрыт лишь небольшой фрагмент, на нее все равно просачивались машины и пытались проехать между клумбами». Кстати, пока это эксперимент –
по аналогии с ул. Чапаева.

На Красноармейской хотят оставить одну полосу для движения общественного транспорта. По сути, автомобили и сейчас, из-за припаркованных машин, вынуждены двигаться по ней в один ряд.

– Одна полоса без возможности парковки – обычное дело для многих городов. Ярким примером служит реконструкция улицы Большая Дмитровка в Москве. Раньше она была загружена трафиком и припаркованными по обочинам автомобилями. Там почти не было тротуара. После сужения дороги до одной полосы автомобильный трафик резко снизился, а пешеходный вырос, – говорит Мирослав Валькович.

Шанс для развития

О том, что центр города нуждается в развитии, шла речь и на одном из недавних заседаний комитета ЗСК по вопросам строительства и ЖКХ. Председатель комитета Владимир Лыбанев напомнил, что два года назад при обсуждении проектов по развитию центральной части кубанской столицы мнения историков и архитекторов разделились. Одни были уверены, что наследие Екатеринодара необходимо во что бы то ни стало сохранить, другие придерживались иной точки зрения – прошлое города должно органично вписываться в его настоящее.

– Мы не должны забывать, что параллельно с историческими кварталами необходимо активно развивать и городскую инфраструктуру, – обозначил свою позицию депутат.

Сегодня мы много путешествуем и видим, что пешеходные улицы (пусть даже частично, вспомните знаменитый бульвар в Лиссабоне) придают городу свой шарм и колорит. И конечно, представить без пешеходного исторического центра Прагу, Дрезден, другие города с особой туристической привлекательностью уже просто невозможно.

И об этом говорили жители краевого центра.

– Я заметил, что в крупных городах мира, таких как Нью-Йорк, Амстердам или Париж например, в центре вообще закрыто движение транспорта. Центральная часть давно стала местом для живых концертов, клубов, баров, разных выставок, арт-объектов. Одной Красной в выходные уже мало. Хотелось бы получить и дополнительное общественное пространство, и возможность для развития малого бизнеса на этой территории,
– высказывает свою точку зрения краснодарский предприниматель, владелец магазина одежды Евгений Стародубцев.

Хотя, безусловно, немало нашлось и тех, кто был однозначно против подобных решений.

«И зачем перекрыли? Кто будет гулять по разбитому асфальту вдоль шаурмачных киосков по улице, где нет деревьев, в жару?»

Критично высказывались в пабликах и о перспективе развития бизнеса на освобожденных от машин улицах.

В поисках компромисса

Как и в случае с ул. Чапаева, все возможные преобразования непременно обсудят с жителями улиц, попавших в проект «7 улиц», в том числе и живущими на Красноармейской.

В этом случае придется искать и находить компромисс: ведь на каждое уверенное «нет» найдется не менее решительное «да». Тем более, новое традиционно часто воспринимается в штыки. Причем ратуют за преобразования прежде всего специалисты, профессионально занимающиеся развитием городской среды.

– Я однозначно за подобные решения. Во-первых, это показывает приоритет пешеходов над личным транспортом. Такой подход характерен для всех прогрессивных современных городов. Во-вторых, пешеходная доступность оживляет улицы, делает их полноценным общественным пространством и создает потенциал для развития малого бизнеса,
– считает член Союза архитекторов России Артем Слюсаревский.

Вместе с тем эксперт подчеркивает, что расширение тротуаров работает только в случае, если это увязано в общий пешеходный каркас города, интегрирующий в себя различные маршруты.

Арбат возвращается

Что касается улицы Чапаева: работы там должны были завершить к 5 мая, но продление их сроков связано с тем, что на участке от Рашпилевской до Красноармейской меняли канализационные трубы и разрыли дорогу. Сейчас покрытие восстанавливают, параллельно устанавливая бордюры для велодорожки. Завершение работ планируют через две недели.

После этого доступной для транспорта останется одна полоса шириной 4,2 м. На участке установят дорожные знаки и нанесут разметку. С улицей Чапаева действовали продуманно, прислушиваясь к мнению жителей этих кварталов.

– По поручению главы Краснодара Евгения Первышова были проведены встречи с жителями Центрального и Западного внутригородских округов, открытые встречи для всех желающих. На них подробно рассказали о проекте «Семь улиц», презентовали пилотные эскизы реконструкции участка ул. Чапаева – от ул. Рашпилевской до ул. Красноармейской. Эскизы были доработаны с учетом предложений жителей,
– сообщила главный архитектор Наталья Машталир.

И сделали так, как захотели люди, выбравшие вариант с односторонним проездом для транспорта. Еще, кстати, жители близлежащих домов предложили ограничить работу кафе и баров до 23.00, сохранить существующие зеленые зоны, разместить пункт полиции. Основным нареканием стала общественная безопасность. Люди просят усилить патрули, особенно с заходом солнца.

Что очень важно: в департаменте транспорта и дорожного хозяйства выполнили прогноз дорожной ситуации с применением математического моделирования в программе Aimsun. Согласно ему, движение на двух кварталах ул. им. Чапаева станет односторонним, это не повлечет значительных изменений дорожной ситуации.

К тому же многие еще помнят краснодарский Арбат 90-х, когда квартал от Красноармейской до Красной был полностью пешеходным. Правда, и памятники архитектуры на нем еще не были в таком запущенном состоянии. И конечно, если бы в связи с предстоящим обновлением поскорее отреставрировали бы и Дом врача Михалева, и рядом стоящее здание архитектора Козлова – сторонников у проекта «Семь улиц» прибавилось бы.