Непубличный и загадочный, Денис Ивенский не любит давать интервью, поэтому на беседу с дирижером в Муниципальный концертный зал я шла с волнением. В светлом зале под звучание скрипок и кларнетов  (оркестр готовился к репетиции) мы говорили о рождении «Симфонии Голливуда» (12+), тонкостях профессии и новой концертной программе.  Сюрпризы ждут как ценителей классики, так и простых любителей.

«Понимаю, что мы на правильном пути»

— Денис Валерьевич, заканчивается очередной сезон, расскажите, каким он был.

— Для нас это был уникальный сезон. Во-первых, в декабре Кубанскому симфоническому оркестру исполнилось 30 лет, во-вторых, мы наконец вернулись к 100-процентной заполняемости зала. Что касается творчества, было много интересных программ, абонементов, проектов. Открывали сезон вместе с пианистом-виртуозом нового поколения Константином Емельяновым. Мы сыграли Третий концерт Рахманинова.  Я его никогда не исполнял и очень рад, что сделал это именно с Костей. Во втором отделении прозвучала Пятая симфония Шостаковича.

— Недавно я посетила «Симфонию Голливуда» (12+), о которой много слышала. Потрясающе, такой шквал оваций в конце!

— «Симфония Голливуда» (12+) — это моя гордость. Занимался ей на протяжении двух лет, правда, планировал в несколько другом формате. Предполагалось, что мы исполним ее в органном зале, а на экране будут транслироваться кадры из кинофильмов. Но наш генеральный директор Тина Юрьевна Лысова предложила сделать это на большой сцене, в театрально-концертном исполнении. Мы пригласили Александра Викторовича Мацко, и он создал нам этот фееричный шедевр.

— Так это была ваша идея?

— Да, это была моя идея. Во время карантина, когда все сидели дома, я нашел оригинальные эксклюзивные ноты, и у меня появилось желание сделать такой проект. Можно сказать, что наша симфония родилась благодаря пандемии.

— Я наблюдала за вашей реакцией, когда зал долго не отпускал артистов. Вы были сдержанны, но мне показалось, что вас тоже переполняли эмоции.

— С «Симфонией» мы первый раз вышли на сцену после отмены ограничений по заполняемости, при полном зале. Когда в конце спектакля ты видишь, сколько пришло людей, и все эти радостные и благодарные глаза, то это очень приятно. В такие моменты я понимаю, что мы на правильном пути.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

«Я не напрашивался на комплименты»

— Еще один важный момент в этом сезоне — ваша работа с Денисом Мацуевым.

— Да, как и в жизни всего коллектива «Премьеры», так и в моей творческой биографии. С Денисом Леонидовичем и его музыкантами, среди которых были и совсем юные победители конкурсов «Щелкунчик» и «Синяя птица», мы провели фестиваль «Денис Мацуев представляет: диалог поколений». Особенно хочется отметить невероятных Елисея Мысина и Льва Бакирова.  Я получил огромное удовольствие от этой работы, и очень радует, что ее оценила наша публика.

— Легко было с ним работать?

— А как можно работать с гениальным музыкантом? Мне показалось, что он очень легкий человек. Конечно, было непросто, волнительно, не каждый день играешь с пианистом такой величины.

— Какие впечатления остались у него от нашего оркестра? Приедет еще в Краснодар?

— Я думаю, что ему понравился коллектив. Когда мы на репетиции сыграли с ним Второй концерт Рахманинова12+, он встал и сказал: «Такое ощущение, как будто всю жизнь вместе играем». Я не напрашивался на комплименты, но для меня это было очень ценно. После концерта к нему в гримерку была большая очередь, но он сам подошел ко мне, поблагодарил, сказал, что будем на связи. Думаю, что это только начало.

— Дети, которые выступали с Мацуевым, это гении?

— Мне кажется, что да. Очень приятно, что Денис Леонидович находит их и дает им путевку в жизнь.

— Музыкальный колледж  им. Римского-Корсакова — это хорошая стартовая площадка для будущих музыкантов?

— Наш колледж один из лучших в стране! Со своей историей, традициями и школой. Говорю так не потому, что когда-то там учился, а потому что действительно он выпускает потрясающих музыкантов. Несколько лет подряд меня приглашают председателем госкомиссии духового отделения, и я хочу сказать, что в прошлом году был просто какой-то невероятный выпуск. И новый не хуже. Ребят разбирают как горячие пирожки Москва и Санкт-Петербург.

«Когда прозвучит Шостакович?»

— Почему среди дирижеров практически нет женщин, хотя в консерваториях они учатся?

— А почему очень мало женщин-космонавтов или женщин-летчиков?

— Все чаще можно услышать в самолете: «Вас приветствует командир корабля такая-то…»

— Если честно, я не знаю, с чем это связано, хотя в истории есть легендарные женщины-дирижеры. Знаменитая Вероника Борисовна Дударова — гениальный дирижер неограниченных возможностей. Она всю свою жизнь посвятила этой профессии. Есть Алевтина Николаевна Иоффе, она училась у моего учителя Владимира Александровича Понькина, сейчас  является главным дирижером Детского музыкального театра им. Н.И. Сац и музыкальным руководителем санкт-петербургского Михайловского театра  (это один из моих любимых театров).

— Любит ли наша южная публика сложную музыку Брамса или Шостаковича, или ей больше по вкусу «Симфония Голливуда» (12+) ?

— Мне много приходит заявок на почту, и в кассе передают записки: «Когда прозвучит Шостакович?»

— Все-таки на наших опереттах в лучшие времена яблоку негде упасть.

— Краснодарский музыкальный театр, в прошлом театр оперетты, был известен на всю страну, и у него огромная история. Наши люди выросли на нем, поэтому на оперетту такой большой спрос. Но за счет того, что много лет подряд проводятся как оперные фестивали, так и фестивали классического и современного балета, я вижу, что тенденция меняется в другую сторону: зритель идет и на более сложные жанры. Театр не должен стоять на месте.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

«Из органного зала я вышел другим человеком»

— Вас очень любят зрители, им про вас интересно все, но вы редко даете интервью. Почему?

— Я тоже люблю наших зрителей. Дело в том, что при своей публичной профессии я человек абсолютно не публичный. Мне, к примеру, не нравится, когда мое лицо на афишах, потому как я считаю, что приходят не любоваться дирижером, а слушать музыку. Поэтому на моих афишах всегда фотография оркестра и солистов.

— Харизма дирижера тоже важна. Говорю как слушатель.

— Убежден, и меня никто не переубедит, что люди, которые ходят на концерты классической музыки, идут в первую очередь на композитора. Они хотят услышать живое звучание произведения в трактовке того или иного дирижера.

— На каких современных дирижеров с мировым именем стоит равняться?

— Всегда любил своего учителя Владимира Александровича Понькина и всегда на него равнялся. В этом году будет 20 лет, как я стал его учеником.

— Но если вы захотите послушать музыку, кому из дирижеров отдадите предпочтение?

— Европейскую музыку — европейским дирижерам, русскую — русским. К примеру,  Евгений Светланов —  единственный дирижер, который записал всю антологию русской классической музыки, и его трактовки близки мне по характеру. Если я хочу послушать музыку XX века — Прокофьева, Шостаковича или Шнитке — то отдаю предпочтение Геннадию Рождественскому, который был уникален в своем роде и открыл много имен и произведений именно прошлого столетия.

— Я читала, что в симфоническом оркестре существует американская и европейская рассадка. Какая у нас?

— Я думаю, что это зависит от умозаключений маэстро. Рассадка, которая у нас, наиболее распространенная и известная. Иногда меняются местами альты с виолончелями или вторые скрипки с виолончелями. Это все не принципиально.

— Вы сейчас скажете, что не раз говорили об этом, но…

— Почему я стал дирижером? Я пересказываю эту историю как голливудский фильм.

— Расскажите на бис для наших читателей.

— 1997 год. Я учусь в музыкальном училище на втором курсе, и старшекурсница дает мне билет на Понькина. Сказала, что не может пойти, а билет пропадает, а ты все равно заниматься не будешь, иди послушай. Играл Кубанский симфонический оркестр, я сидел почти на галерке. Помню свои эмоции, но словами передать не могу. Я просто влюбился в этот вид искусства, а Понькин стал для меня небожителем. После концерта я не шел, а летел домой, в тот момент уже ясно понимая, что буду дирижером. Можно сказать, что из органного зала я вышел другим человеком.

— Каким основным качеством, помимо абсолютного слуха, должен обладать дирижер?  

— Хотел сказать авторитетом, но авторитет появляется не сразу: приходит молодой дирижер, а в оркестре сидят мэтры, которые по возрасту в отцы ему годятся. Нужно увлечь музыкантов, заставить их поверить тебе, чтобы они поняли, что за тобой можно идти.

— Какие музыкальные сюрпризы ждут нас в следующем сезоне?

— В следующем году великому русскому композитору Сергею Васильевичу Рахманинову исполняется 150 лет. Мы готовим грандиозный цикл вечерних концертов, которые будут называться «Рахманинов-150» (6+). Это всероссийская акция,  которая будет проходить по инициативе Министерства культуры России во всех городах страны. У нас прозвучат все концерты для фортепиано плюс рапсодия на тему Паганини — это в первом отделении. Во втором будут все симфонии, симфонические танцы и программные сочинения: «Юношеская симфония» (6+), «Утес» (6+), «Каприччио на цыганские темы»6+. Солистом будет вышеупомянутый Константин Емельянов, который с радостью принял приглашение.

— Ждать ли нам продолжения «Симфонии Голливуда» (12+)?

— Мы с Александром Викторовичем делаем продолжение истории, но только не Голливуда, а нашего, отечественного кино. Этот проект будет, как мне уже сейчас кажется, в три раза красочнее и круче. 

— И Таривердиев будет?

— И не только он. Мы планируем около 45 саундтреков. Кроме Кубанского симфонического оркестра, в этом проекте будут задействованы также шоу-театр «Премьера» и Молодежный театр, Театр кукол, ансамбль «Родник».

— В завершение беседы хочу спросить вас: что даст нам статус города-миллионника в области культуры?

— Я был бы очень рад, если бы в Краснодаре появился зал для концертов классической музыки с феноменальной акустикой. Если новый статус поспособствует этому, я буду счастлив.

Справка «Краснодарских известий»:

Денис Ивенский — лауреат Премии имени Л.Г. Гатова, лауреат премии главы муниципального образования город Краснодар «За высокие достижения в области культуры и искусства», заслуженный деятель искусств Кубани. Окончил Ростовскую государственную консерваторию им. С.В. Рахманинова, где обучался на кафедре оперно-симфонического дирижирования  в классе маэстро Владимира Понькина. С 2008 года — дирижер, а с  2016-го — главный дирижер Кубанского симфонического оркестра КМТО «Премьера».

Отмечено

Ирина Удовицкая, начальник управления культуры:

— Долгожданным событием в сезоне 2021/22 стало снятие ограничений, и мы смогли вновь в полном объеме радовать своих зрителей, собирать аншлаги. Сезон был богат на премьеры, и одна из них — шоу оживших партитур «Симфония Голливуда»12+. Самая многочисленная постановка с участием Кубанского симфонического оркестра, Музыкального шоу-театра «Премьера», Молодежного театра и учащихся Меж-школьного эстетического центра. Объективно шоу произвело  фурор в  Краснодаре. Живое звучание оркестра, театральное действие рождают ощущение, что «весь этот Голливуд» только-только сошел с экрана.

Материал подготовила Анна Климанц