Большинство читателей знает о подвиге советского летчика Михаила Девятаева, сбежавшего из фашистского плена на немецком бомбардировщике, но Лошаков был первым. Николаю Кузьмичу 17 декабря 2022 года исполнилось бы 99 лет. Это замечательный повод, чтобы рассказать о его подвиге, к сожалению, мало кому известном. «Краснодарские известия» вместе с нашим постоянным автором, известным краснодарским историком, кандидатом исторических наук Александром Бурмагиным постараются хотя бы немного исправить эту несправедливость и расскажут о герое-кубанце.

Оказался в клещах

Николай Лошаков родился в 1923 году в селе Малинино Тимашевского района. В 1940-м, окончив 9 классов, переехал в Краснодар, где записался в аэроклуб, который окончил в апреле 1941 года, получив звание пилота. Той же весной его призвали в армию, и 5 мая 1941-го он стал курсантом Краснодарской военной авиационной школы пилотов.

Всего за годы войны в школе пилотов прошли обучение 2627 курсантов. На сегодняшний день удалось установить имена 22 выпускников и преподавателей Краснодарской авиашколы, удостоенных звания Героя Советского Союза, в их числе 5 краснодарцев.

Николай Лошаков также обучался в этой прославленной краснодарской школе пилотов, получил специальность летчика-истребителя и звание сержанта.

С мая 1942 года он служил в 273-м запасном авиационном полку. С ноября воевал на Ленинградском фронте. В составе 286-го, затем 14-го гвардейского полка 275-й истребительной авиадивизии гвардии младший лейтенант Лошаков совершил 121 боевой вылет, лично сбил два самолета противника.

В последнем воздушном бою 27 мая 1943 года в районе Синявинских высот был сбит на своем Як-1Б, выпрыгнул с парашютом над вражеской территорией и оказался в немецком плену. Сам летчик так вспоминал свой последний боевой вылет:

«Находясь над вражеской территорией около 61 км и на высоте 7000 м, мотор моего истребителя стал сдавать обороты. Ведущий группы капитан Баранов дал по радио мне указание, чтобы я вернулся на аэродром один, без прикрытия. Выполняя приказ, я развернул свой самолет в сторону Ленинграда.

Вот здесь и началось…

С трудом отбившись с неисправным мотором от наседавшего в хвост ФВ-190, увидел ниже себя на встречном курсе «Ме-110», возвращавшийся один с нашей стороны. Поддавшись искушению, я бросил свой ястребок на фашиста, открыв по нему в пикирующем положении огонь со всех точек. «Ме-110» удалось удрать с подбитым правым мотором, но зато я оказался через некоторое время зажатым в клещи двумя «ФВ-190». Из-за двух предыдущих «встреч» я потерял время и высоту, а неисправность мотора не давала возможности вырваться из этих клещей. Я был тяжело ранен в левую руку и ногу.

Самолет, изрешеченный пушечным и пулеметным огнем фашистов, вскоре загорелся. Мне удалось дотянуть до своей территории и выпрыгнуть с парашютом с горящего самолета, но сильно дувший встречный ветер отнес меня в окопы фрицев…»

Его однополчане посчитали, что летчик погиб, и родным отправили похоронку.

Дерзкий побег

Тяжело раненный в руку и ногу, летчик после приземления пришел в себя только в лазарете для военнопленных и сразу же подвергся жесткому допросу гестаповцев. Николай Лошаков был молод, в мае 1943 года ему не исполнилось еще и 20-ти. Поэтому гитлеровцы поверили, что это первый, а не 121-й боевой вылет летчика-истребителя. Он не назвал ни номера полка, ни количества и марки имеющихся в нем самолетов. И — что самое удивительное — сумел сохранить свой партийный и военный билеты. Находясь в плену, не уничтожил их, а, тщательно скрывая, уберег вплоть до возвращения к своим.

Так и не добившись от молодого лейтенанта нужных сведений, гитлеровцы отправили его на пересыльный пункт, а затем в лагерь для военнопленных недалеко от станции Сиверская. Здесь Николай Лошкарев с двумя другими военнопленными предпринял неудачную попытку побега. Их выдал находящийся среди пленных предатель.

После допросов и пыток Николая перевели в лагерь, военнопленные которого трудились на строительстве дороги к немецкому аэродрому. Здесь Лошаков познакомился с сержантом Иваном Денисюком, танкистом, работавшем на топливозаправщике для немецких самолетов. Вместе они задумали дерзкий побег. Денисюк по просьбе товарища зарисовывал расположение и детали приборов вражеских самолетов, стащил для Лошакова куртку и пилотку немецкого летчика.

Одиннадцатого августа 1943 года они на захваченном вражеском штабном самолете «Шторх» сумели подняться в небо. Самолет в тот день только что приземлился на островской аэродром, и летчик, комендант аэродрома Алоиз Мойзиш, ушел отдыхать. Денисюк тотчас же залил полный бак горючего, переодевшийся в немецкую форму Лошаков проник в кабину, завел мотор, дождался товарища — и легкомоторная машина взмыла в небо.

С полным баком красноармейцы под огнем сначала немецкой, а затем советской зенитной артиллерии смогли преодолеть почти 300 км и посадить захваченный самолет на своей территории в поле в районе деревни Бритино Мало-Вишерского района. Позже на его борту насчитали девять пробоин от зенитных снарядов. Только благодаря искусным маневрам летчика удалось выполнить этот бесстрашный план и не быть сбитыми. Особенно тяжело пришлось в конце полета, когда их обстреляла советская зенитная артиллерия. Лейтенант Лошаков вынужден был направить самолет в штопор, чтобы имитировать падение подбитой машины, и лишь перед самой землей вышел из него и посадил «Шторх».

Вместо награды — лагерь

Это был первый случай побега из плена на вражеском самолете в годы Великой Отечественной войны. Однако вместо награды и отправки в свой полк лейтенанта Лошакова и сержанта Денисюка арестовали сотрудники СМЕРШа. Их обвинили в том, что они не застрелились, а якобы пошли в услужение к фашистам, согласившись служить в немецкой эскадрилье, набиравшейся из изменников Родины.

После долгих допросов с пристрастием сержант Денисюк сломался и подписал выбиваемые из него показания. Николай вновь выдержал все и отказался подписывать заведомо ложный протокол допроса. Только в декабре 1943-го состоялся суд, который осудил Ивана Денисюка на
20 лет лишения свободы, а Николай Лошаков получил 3-летний срок заключения. Этому способствовал тот факт, что он не признал своей вины и сумел сохранить не только свои воинские документы, но и партийный билет. Наказание отбывал в Воркутлаге, освобожден по амнистии после окончания войны в 1945 году. Полностью реабилитирован в апреле 1959-го.

Восьмого февраля 1945 года Михаил Девятаев повторит подвиг Николая Лошакова… и повторит его же судьбу. Несмотря на совершенный подвиг, его как бывшего военнопленного до ноября 45-го держали в лагере на территории колонии-поселения на станции Невель Псковской области. Затем уволили в запас, он вернулся в родную Казань, но долго не мог найти работу. Но ему повезло: за него хлопотал знаменитый конструктор Сергей Павлович Королев. Звание Героя Советского Союза Девятаеву присвоили только 15 августа 1957 года. И тогда он, как сказали бы сейчас, в одночасье стал звездой.

Трудовые подвиги

Николай Лошаков долгих 40 лет жил и работал в Воркуте. Первоначально хотел вернуться в авиацию, но этому помешали полученные ранения. Работал на аэродроме авиаотряда МВД. После окончания горного техникума был начальником участка на шахте, затем — в профсоюзном движении. Проявил себя на трудовом фронте, удостоен почетных званий «Заслуженный шахтер СССР» и «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР». В последнее время был председателем Воркутинского территориального совета ВОИР (Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов).

Лишь в конце жизни, в 1984 году, он смог вернуться на родину, в Краснодар. Скоропостижно скончался в том же году. Сердце героя не выдержало испытаний, выпавших на его долю. Похоронен на Славянском кладбище.

Его земляки — сотрудники Тимашевского музея им. Степановых — неоднократно обращались в Министерство обороны СССР с ходатайством о присвоении Николаю Лошакову звания Героя Советского Союза, но безрезультатно. В 1965 году, в 20-летнюю годовщину Победы, его наградили орденом Красной Звезды. Ходатайства его новых земляков из Воркуты — по достоинству оценить подвиг Николая Лошакова, к великому сожалению, также не принесли результатов.

Николай Лошаков был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией в ВОВ 1941-1945гг.», юбилейными медалями.