
Сейчас «серое» пиво можно найти практически в любом магазине. К сожалению, рынок практически лишён контроля и медленно впадает в пике абсолютного хаоса, при котором в конечном итоге страдают простые потребители и налогоплательщики.
К примеру, пару лет назад я увидел интересную статистику, в которой отражался явный рост рынка пива и пивных напитков. Но вот, что интересно, производство этих продуктов переживало стагнацию и, даже падение. Казалось бы, очень странная ситуация, но если разобраться, то всё становится очень прозрачно.
Сейчас государство очень неловко пытается регулировать продажи пива. Некоторые меры, такие как ограничения по расположению магазинов, объёму тары для розлива, журналов учёта продаж и другие, оказались очень непопулярными. Они вызвали обратную реакцию игроков рынка. Для того чтобы выжить в таком «зарегулированном» рынке мелкие и средние производители начали удешевлять состав пива, доля хмеля и солода стала падать, уступая место рису и другим дешёвым компонентам. Но главная статья сокращения издержек — это, конечно, налоги. Недобросовестные производители начали осуществлять серые поставки пива в обход системы ЕГАИС без уплаты акциза и НДС. Владельцы розничных точек, да и оптовики, с радостью согласились на новые условия, которые помогали в конкурентной борьбе. Ведь если не платить налоги, то доходность продукции резко вырастает. Производитель и поставщики безакцизного пива богатеют, а вот регион, в котором они работают, беднеет. Дело в том, что многие пивоваренные предприятия являются бюджетообразующими для регионов. В отдельных регионах доля незаконной пивоваренной продукции может достигать 20% — это сотни миллионов рублей. А ведь акциз уплачивается прямиком в местный бюджет, из которого платят зарплату бюджетникам, финансируют школы, больницы и так далее. Серые схемы — это еще и форма нецивилизованной конкурентной борьбы. На рынке остается не тот, кто делает качественное пиво, а тот, кто недоплачивает налоги и может демпинговать. К сожалению, потребитель редко разбирается в том, что он потребляет. Ни по внешнему виду продукта, ни по каким-то другим признакам определить «серое пиво» зачастую невозможно. Работа проверяющих и надзорных органов на этом рынке оставляет желать лучшего. Остается надеяться лишь, что со временем развитие гражданского общества приведет нас и к цивилизованному потребительскому рынку.