Нарядиться — и в ангар?

Я никогда не любила «просто погулять» по торгово-развлекательным центрам. Посещала их исключительно с точки зрения шопинга: удобно, если ставшие уже любимыми бренды собраны в одном месте. Но в последний год испытываю одно разочарование за другим.

Приезжаю обновиться в свой любимый магазин немецкой одежды в один из торговых моллов, а там уже ставший традиционным за последнее время плакатик — «Аренда». Да и сам ТРК производит грустное впечатление: вот здесь я всегда покупала качественную итальянскую обувь — закрыто, вот здесь гудела детская площадка — оборудование свалено в кучу. Мои гулкие шаги раздаются по пустым коридорам, кажется, что здесь я совсем одна.

Ладно, поедем в другой ТРК, посмотрим, что там с любимыми демократичными французскими и итальянскими марками повседневного трикотажа.

— Распродаю остатки, всё по две тысячи рублей, забирайте последние модели, — хозяйка магазина Елена сообщает, что закрывается. — Прямых поставок нет, покупала товар, летая в Калининград. Но это хлопотно. Можно заказывать и онлайн, но я привыкла сама все смотреть, трогать руками.

Пандемия основательно перетряхнула рынок ритейла, меняются наши привычки. По данным Esquire, в первый месяц пандемии продажи одежды во многих странах упали на 79%, при том что продажи конкретно тренировочных штанов выросли на 80%. Помнится, в наших магазинах, когда мы открылись после карантина, самые длинные очереди были в брендовые магазины, тоже за спортивными костюмами.

Один магазин закрылся — другой откроется, успокаивают женщин-шопоголиков мужчины. Но! Уходят любимые бренды, уходит качество, натуральные ткани. Это как пальмовое масло в сыре и молоке. Всего вроде и много, но… не то пальто.

Однако большинство горожан привыкли не только делать покупки в наших торговых центрах, но и отдыхать. И эта стойкая традиция в течение нескольких лет воспитала определенную культуру времяпрепровождения: пройтись по магазинам, детей пустить на площадку, потом всем вместе сходить в кино, затем пообедать в кафе… Там проводили полдня, а порой и весь выходной.

Сейчас эта традиция уходит в прошлое: шопиться можно и онлайн, кино смотреть дома, купив большой экран и повесив его на стену (многие мои знакомые уже так и делают), продукты заказывать по доставке, а гулять лучше на открытом воздухе — так безопаснее. Вот и пустеют наши торгово-развлекательные комплексы. А что с ними будет дальше?

Ставить крест? Рано!

Эти перемены, наверное, не дошли пока до статистики, происходят на наших глазах. Их видят рядовые покупатели и обсуждают в соцсетях будущее торговых центров:

«Чтоб посетить ТЦ, придется потратить деньги на бензин, отстоять в пробке, заплатить за парковку и несколько часов обходить магазины по всем этим бесконечным этажам. И далеко не факт, что вы найдете самое выгодное предложение. Не знаю, как вы, а я уже давно ушла в онлайн».

«Какие-то ТЦ все же останутся, но будет их крайне мало и в основном с «развлекаловкой». Рознице с ее наценками приходится все тяжелей и тяжелей. И не спасут безграничные скидки и акции. Интернет последние три года просто душит».

«Вот у нас школ не хватает. Давайте лучше сделаем из них школы, —
предлагают пользователи соцсетей. — Ведь эту эпоху уже пережили в Америке, где даже создали карту мертвых торговых центров и специальный сайт. Это ждет и нас. Зачем терять время?»

«Торговый центр в наших реалиях — это способ выйти в люди для тех, кому не по карману путешествия. Они все равно останутся. Да, можно заказывать доставку еды на дом, смотреть фильмы дома, покупать одежду в интернете и работать удаленно, но это из разряда безалкогольного пива и резиновых женщин», — возражают оппоненты.

— Рано ставить крест на торговых центрах, — уверены в управлении торговли администрации города Краснодара. — И если вы обратитесь к статистике, то увидите, что, несмотря на сложности, цифры оборота розничной торговли растут.

И действительно, давайте зайдем на сайт Росстата и посмотрим на цифры по Краснодарскому краю. Оборот розничной торговли хозяйствующих субъектов всех видов деятельности в январе-феврале 2021г. составил 256,7 млрд рублей, что в товарной массе на 9,1% больше, чем в январе-феврале 2020г.

— Если магазины не закрываются — значит, выгода все-таки есть, — комментирует предприниматель Николай Соловьев, у которого еще недавно была своя точка в одном из торговых центров. — Ни один не будет работать себе в убыток. Другое дело, что прибыль у предпринимателей, «жирок» уменьшается, но пока они еще держатся на плаву. А поколение Z (годы рождения 1996-2010) вообще все выросло в моллах. Они здесь встречаются, получают впечатления. Для них это центр притяжения. Вот если ТЦ будут ориентироваться по развлечениям на «зетов», — они останутся. А морально устаревающие — канут в небытие.

Было непросто, но они возвращаются

Формат торговых центров, в которых имеется развлекательная и образовательная составляющая, для всех возрастных групп останется востребованным, так как не все можно решить через доставку и интернет, уверен Владимир Карасенко, генеральный директор компании Concordia Co. LLC, член Национального совета Российской гильдии риелторов.

— Важно управляющим ТЦ уметь предвидеть и своевременно адаптироваться к изменениям на рынке, грамотно провести реконцепцию всего торгового центра, — говорит Владимир.

С осторожным оптимизмом говорят о возвращении покупателей в крупные моллы и менеджеры.

— Сразу после открытия ТРЦ в конце июня 2020 года, после более чем трех месяцев закрытия посещаемость комплекса была на достаточно высоком уровне, даже немного выше аналогичного периода 2019 года, — поделился с «Краснодарскими известиями» директор Мегацентра «Красная Площадь», первый заместитель генерального директора АО «РАМО-М» Алексей Бузмаков. — Но это было обусловлено отложенным спросом вследствие длительного закрытия всех ТРЦ. Начиная с IV квартала 2020 года и по настоящий момент мы видим снижение трафика посетителей в среднем на 20% по отношению к 2019 году.

Да, сейчас на Кубани остаются закрытыми из-за пандемии целые отрасли: детские развлекательные центры, предприятия общепита на фудкорте. Это снижает интерес жителей и гостей города к посещению торгового центра.

— Но после снятия данных ограничений мы ожидаем увеличение трафика в ТРЦ, ведь люди уже попросту соскучились по развлекательным программам, в которых можно принять участие вживую, отдыху в развлекательных центрах и вкусным перекусам на фудкорте, — прогнозирует Алексей Бузмаков.

По мнению нашего собеседника, хоть некоторые люди и получили в период карантина первый опыт онлайн-покупок, но многие из них все равно с удовольствием вернулись в реальные магазины.

— Уже сейчас мы видим, что среднее количество чеков стало даже выше, чем до пандемии. Исходя из этого, я считаю, что потребительские привычки покупателей особо не изменились, — комментирует Алексей Бузмаков.

Тренд: торговые деревни и моллы развлечений

В перспективе мы уйдем от классического торгового центра, уверен Илья Володько, генеральный директор консалтинговой компании MACON. Чтобы выжить в новых реалиях, торговые центры начнут превращаться в зону для отдыха: добавятся развлекательные функции, сегмент прогулок. В целом это будет территория, где есть и спортплощадки, и скверы, и фонтаны, и магазины. Это комплексное развитие большой территории.

— Есть и вторая тенденция: формат торговой деревни, предполагающий много разных магазинов, — у каждого свой вход и общая прогулочная зона, — говорит Илья Володько. — Пандемия делает некий плюс этому сегменту. С точки зрения санитарных норм это более перспективно и интересно. Этот формат очень популярен в Европе, и в Подмосковье уже есть такие деревни. А в Краснодаре к такому формату близко подходит наш Центр города.

А что делать с ангарами? С теми моллами, которые уже медленно превращаются в мертвое царство и медленно деградируют на наших глазах?

— Здесь есть несколько вариантов. Во-первых, можно просто закрыться, — прогнозирует Илья Володько. — До какого-то момента ТРК могут что-то улучшать, привлекать новых арендаторов. Но придет момент, когда они уже настолько морально устареют, что им никакая реконструкция не поможет. Далее можно перепрофилировать их функции, например, в складскую или производственную сферу. Каркас есть, площади большие — почему бы не воспользоваться? И третий вариант: снос объекта и реновация этой территории.

Онлайн-торговля уже начала пожирать традиционную торговлю, это факт. Вопрос: исчезнет ли у нас офлайн-торговля полностью?Потребительские привычки очень инертны, уверен Илья Володько:

— Когда мы говорим, что у ТРЦ будет лайфстайл-функция, что это не только торговля, но и отдых, развлечения, прогулки, — то вот вам и ответ на ваш вопрос. Тяжело человека заставить гулять и отдыхать в онлайне. Просто будет чуть больше солнца, воздуха, фонтанов и эмоций. И тогда ничего не умрет.