Меньше шума, меньше газов

Всякое явление имеет две стороны, даже карантин. Поставленные на прикол машины дали нам вздохнуть полной грудью — воздух мегаполиса стал гораздо чище, меньше стало шума, почти исчезли пробки. В пригороде на улицах замечали гуляющих фазанов. А неподалеку от Солнечного острова прохожие повстречали пеликана — может, сбежал из зоопарка, а может прилетел с берегов Азовского моря… 

В соцсетях пишут о птичьем щебете, который наконец-то смогли услышать, и прочих радостях пробуждающейся природы. 

— Загазованность из-за снижения числа движущегося транспорта действительно уменьшилась, — подтверждает начальник отдела экологической безопасности администрации Краснодара Олег Шаталов. — За время карантина в краевой столице ни разу не были превышены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. В Краснодаре установлены четыре стационарных поста контроля загрязнения атмосферного воздуха в разных частях города: на улицах Постовой, Атарбекова, 40-летия Победы и проспекте Чекистов. 

Они круглосуточно следят за состоянием воздуха в Краснодаре. И подтверждают: оно оценивается, как хорошее. За период с 27 марта по 15 апреля по всем замеряемым веществам средне-суточные максимально разовые концентрации в атмосферном воздухе в районе постов контроля не превышают установленных нормативов. При этом концентрация загрязняющих веществ, среди которых и опасный формальдегид, стала значительно ниже. 

Просто весна? 

А вот разговоры о том, что из-за карантина птиц стало больше, а змеи поползли в дома, оснований под собой не имеют. — Слишком мало времени прошло, чтобы в природе произошли какие-то глобальные изменения, — объясняет ученый лаборатории полевых исследований Краевого историко-археологического музея им. Фелицына, герпетолог Андрей Чушкин. — В том, что в городе стало больше птиц, карантин не виноват. Просто весна. Скворцы прилетели, как им и положено, в начале марта, буквально на днях появились стрижи. Да, прессинг на рекреационные зоны ослаб, а значит для каких-то птиц процесс гнездования будет спокойней. 

Но это явление временное, все, дай бог, скоро нормализуется — и народ рванет на природу с еще большей силой. 

По словам герпетолога, и выползающие сейчас змеи и ящерицы, и звонко поющие птицы никак не связаны с пандемией, в природе все идет по тем же графикам. 

— Каждый год ко мне обращаются по поводу змей, появляющихся в черте города, — рассказывает Андрей Чушкин. — И теперь обеспокоенные люди, увидев в своем доме змею, спросят: может, все дело в карантине? Оказывается, все дело в том, что весной змеиная самка, войдя в состояние охоты, выделяет специфический запаховый след. И по этому следу ее начинают преследовать особи мужского пола. Их может быть огромное количество, десятки, а иногда и сотни. Вот тогда и появляются текущие реки змей… И в такой ситуации самка заползет и спрячется куда угодно, лишь бы избавиться от назойливых ухажеров. Может и в дом, а за ней вся толпа. Но это никакие не гадюки, а водяные ужи, которые никакой опасности, кроме психологического шока, не представляют. В отличие от ужа обыкновенного у водяного нет желто-белых височных пятен, поэтому его и могут принять за ядовитую опасную змею.