Инженер по образованию, Анатолий Тамаков осваивает витражное искусство уже 13 лет. Это единственный в крае мастер, который изготавливает расписные витражи высокотемпературного обжига в печи. Технический уровень его мастерской считается самым высоким на юге России. «КИ» понаблюдали за процессом изготовления хрупких произведений искусства.
Рисунок из сотен кусочков
Мастерская Анатолия располагается в креативном кластере Краснодара — здании бывшего завода измерительных приборов. Суровое здание встречает меня многообещающей надписью «Не парковаться — падают кирпичи!». Приходится бросить машину далеко. Кутаясь в пальто и ругая мартовскую метель, я вваливаюсь в теплую мастерскую и замираю от восторга. Пахнет творческим процессом, присущим каждой подобной мастерской, негромко играет радио, а со всех стен на меня глазеют стеклянные портреты и кукабары.
Без музыки работа не та, — Анатолий оказывается улыбчивым, приятным человеком. — Давайте я вам все покажу.
Рассматриваю работы и стыдливо признаюсь мастеру: я понятия не имею, что собой представляет процесс создания витража. Мне всегда казалось, что это просто художественно расписанное стекло.
Не совсем, — мягко поправляет Анатолий. — Но работа художника в этом деле тоже имеет место. Работа начинается с эскиза. Когда рисунок согласован с заказчиком и найдено цветовое решение, подбирается стекло. Витраж собирается из кусочков различного стекла, которые вручную вырезаются из цельных листов. Затем, чтобы придать выразительность рисунку и подчеркнуть детали (ткань, руки, лица и тд.), его можно дополнительно расписать.

Техника сборки витража, в которой работает Анатолий, называется «тиффани». Она позволяет наполнять рисунок множеством мельчайших деталей. Работы, выполненные в этой технике, при правильной эксплуатации могут прослужить более 200 лет.
Витражных техник существует немало. Например, классическая, по которой собирались средневековые витражи, позволяет создавать крупные работы. Однако при ее использовании получаются толстые швы, нет возможности сделать закругления. Лаковые, пленочные техники — лишь имитация «тиффани». Срок их жизни — около 15 лет, а потом лак отслаивается и требуется реставрация. Из всего многообразия я отдаю предпочтение именно «тиффани».
Окно по цене автомобиля
На рабочем столе Анатолия несколько коробочек, наполненных разноцветными кусочками. Это палитра стекольных образцов, она необходима художнику, чтобы подобрать артикул стекла к цветовому решению эскиза и потом заказать у поставщика уже крупные листы материала.
В основном, я беру стекло производства США, — поясняет Анатолий. — В Краснодаре не найдешь европейского стекла. Вот Китай начал изготавливать, — мастер показывает матовые образцы. — Китайское стекло глухое, неяркое, зато цены не так кусаются.
А цены на стекло и вправду зубастые! С момента, как Анатолий начал свое ремесло, материалы подорожали в 5 раз. Цена на самое простое стекло начинается от 8000 руб. за кв. м. Некоторые стекла сами по себе являются произведениями искусства, например, уробóрос. Это стекло высочайшего класса, квадрат такого стекла стоит около 20 000 рублей. При его производстве в ход идут компоненты соли, кобальта, железа, хрома, драгоценных металлов — золота и серебра.
Работать с ним сложно, но даже не по этой причине я редко его задействую. Я вижу это стекло только в работе с гениальной художественной задумкой, где его использование будет оправдано. Посмотрите на эти рельефы, оттенки — они все необычных цветов и фактур. Не в каждом рисунке уроборос уместен.
Цена за кв. м витража (с учетом работы мастера) в технике «тиффани» стартует от 45 000 руб. И то — за эту цену вы получите простой витраж с небольшим количеством деталей, например, геометрический рисунок. С росписью цена за работу значительно увеличивается.
Тем не менее о прибыли говорить не приходится, — говорит мастер. — Тут иной раз думаешь, как бы не пришлось закрываться. Заказов у меня немного: позволить себе витраж может далеко не каждый. И цены на материалы будут только повышаться.
Пластик вытесняет искусство
Так кто же заказывает витражи? Неужели частные лица для внедрения в интерьер своих жилищ? Так и есть. По словам Анатолия, витражи отлично вписываются даже в те дома, в которых ремонт выполнен в современных стилях — минимализме, неоклассике.
Лучшее место для витража — там, где проходит свет. Подходят окна, потолки с подсветкой, межкомнатные двери и перегородки для зонирования помещения.
Круче всего витражи смотрятся при дневном свете. Увидеть самую масштабную работу Анатолия можно в культурном центре «Ясная поляна» в станице Елизаветинской: там он выполнил два витража площадью 25 кв. м. Центральные части этой работы в стеклопакете из закаленного стекла весили порядка 250 кг каждая — на эти витражи ушло около полутонны стекла.
Я спрашиваю мастера, где еще можно полюбоваться его работами в Краснодаре. Тот разводит руками:
В общественных зданиях редко появляются витражи: у нас не принято украшать подобным образом административные здания, дома культуры или гостиницы. Вот в Питере, Москве, Калининграде витражей полно, их можно найти даже в парадных. Правда, многие из них уже дряхлеют и нуждаются в реставрации, а вместо этого их начинают потихоньку заменять пластиковыми окнами.