Кандидат исторических наук, войсковой старшина Кубанского казачьего войска и постоянный автор «Краснодарских известий» Александр Бурмагин рассказывает, что кубанские казаки на протяжении всей своей многовековой службы остаются верными защитниками России, и проводит параллели между Великой Отечественной войной и спецоперацией на Украине.
— Кубанцы внесли весомый вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне. Только в первый год в армию было призвано около 600 тыс. человек, т.е. на фронт ушел каждый пятый житель края. 281 уроженец Кубани был удостоен высокого звания Героя Советского Союза, 58 стали полными кавалерами ордена Славы.
Уже в первый день войны казаки 6-й Кубанско-Терской казачьей кавалерийской дивизии вступили в бой с гитлеровцами на Западном фронте, успешно отбили попытку противника сходу прорваться к Ломже. Дивизия принимала участие в контрударе конно-механизированной группы генерал-лейтенанта Ивана Болдина на Гродно, воевала в окружении.
Летом-осенью 1941 года на Кубани в кратчайшие сроки было сформировано девять отдельных кавалерийских дивизий. В их составе на фронт отправилось свыше 27 тыс. казаков-кавалеристов призывного возраста.
Сформированные в станице Ленинградской 43-я и Тихорецке 47-я отдельные кавдивизии с 20 июля 1941-го воевали на Центральном фронте. Они успешно участвовали в первом в ходе Великой Отечественной кавалерийском рейде по тылам Могилевско-смоленской группировки противника и киевском оборонительном сражении.
В составе войск Южного фронта воевали: сформированная в Тихорецке 62-я, станице Лабинской — 64-я и в Армавире — 66-я кавдивизии. С октября 1941-го по май 1942-го они участвовали в боях под Ростовом-на-Дону, Барвенковско-Лозовской операции на Краматорском направлении и Харьковской наступательной операции. В марте 1942 года в ожесточенных боях за пос. Водяное Донецкой области, там, где сегодня ведутся ожесточенные бои с укронацистами, погиб командир 64-й кавдивизии полковник Николай Васильевич Симеров.
На Крымском фронте с октября 1941 года воевали сформированная в станице Кущевской 40-я и в Краснодаре — 42-я и 72-я отдельные кавдивизии. Они отличились в оборонительных боях за Севастополь и Керчь. В декабре 1941-го во время 2-го штурма Севастополя, отражая атаку немецких танков, у последнего сохранившегося в дивизии орудия погиб командир 40-й кавдивизии полковник Филипп Федорович Кудюров.
Из-за понесенных потерь из девяти сформированных на Кубани в 1941 году кавдивизий 8 были расформированы, остатки их личного состава направленного на пополнение других частей. До победы дошла лишь сформированная в июле 1941-го в урупских лагерях под Армавиром 50-я кавдивизия, отличившаяся в боях под Москвой в составе кавкорпуса генерала Доватора и ставшая гвардейской. С декабря 1941 года до конца войны дивизией командовал краснодарец, генерал-майор Михаил Данилович Ягодин.
После того как наиболее подготовленные казаки ушли на фронт, в октябре 1941-го на Кубани из лиц непризывного возраста и молодежи на основе добровольности началось формирование трех ополченческих кавдивизий, ставших основой прославленного 4-го гв. Кубанского казачьего кавкорпуса. Корпус прошел от Кубани до Праги, был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова и Кутузова.
В мае-июне 1942-го в Краснодаре на базе понесшей в боях потери 72-й Кубанской кавдивизии была сформирована 40-я отдельная мотострелковая бригада. Соединение в значительном количестве состояло из кубанских казаков. Бригада отличилась в обороне Туапсе и освобождении Краснодара. Весной 1943 года была переформирована в 38-ю стрелковую дивизию.
В столице Кубани в 1943-м сформировали еще одно казачье соединение — знаменитую 9-ю Краснодарскую пластунскую орденов Кутузова и Красной Звезды дивизию, прошедшую фронтовыми дорогами от Тамани до Чехословакии. В 1944 году казаки-пластуны активно участвовали в уничтожении бандеровских банд на Украине.
Таким образом, в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны сражались 13 стрелковых, танковых и кавалерийских дивизий, в рядах которых находилось свыше 60 тыс. кубанских казаков.
Еще большее их количество воевало в других частях армии и флота всех родов войск. В их числе кубанские казаки, Герои Советского Союза, уроженцы города Екатеринодара-Краснодара: генерал армии Валентин Иванович Варенников, И.М. Бовкун, С.Л. Бреус, Н.М. Иванов, Я.Т. Кобзарь, Д.Г. Мирошниченко, Н.К. Чечетко.
Казаки возрожденного Кубанского казачьего войска являются достойными продолжателями великих дел своих предков. За немногим более чем 30 лет своего возрождения и развития кубанские казаки уже имеют свою новейшую историю. Они защищают своих братьев-славян в различных войнах и военных конфликтах, участвовали в возвращении Крыма в состав России. Охраняют границы и участвуют в пресечении незаконного оборота наркотиков и других мероприятиях. Более 57 тыс. кубанских казаков взяли на себя обязательства по несению государственной и иных видов службы.
Казаки Кубанского казачьего войска с честью выполняют свой долг по защите Родины в рядах участников СВО на Украине. За время проведения операции более 2,5 тыс. казаков Кубанского казачьего войска добровольно встали на защиту своих братьев на Донбассе. Вся страна знает воинов казачьего отряда специального назначения «Кубань» — героев обороны Красного Лимана, 17 из них представлены командованием к награждению орденом Мужества.
Сегодня на фронте девять казачьих отрядов. Три отряда «БАРС» сформированы из кубанских казаков. Свыше 600 казаков были призваны на службу в рамках частичной мобилизации в сентябре-октябре, большинство из них пришли добровольно. Многие, пройдя военную подготовку, уже отбыли на передовую.
Значительное количество кубанских казаков воюет в составе подразделений Российской Армии и Росгвардии. Они продолжают дело своих дедов и прадедов, защищая родную землю и Русский мир от фашистов и неонацистов.
Материал подготовила Наталья Галацан. Фото: Telegram-канал Александра Власова