
По букве закона
— Вопросы, вынесенные в начало статьи, мне часто задают родители, опекуны, попечители, усыновители и близкие родственники детей, — говорит Любовь Артисевич. — Давайте обратимся к российскому законодательству, чтобы понимать, в чем состоят функции родителей при воспитании детей.
Итак, родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечивать их интересы. Это должно быть предметом их основной заботы. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.
— Зачастую не всем понятно, что такое пренебрежительное, жестокое, грубое и унижающее человеческое достоинство обращение. Поясню, это физическое и психическое насилие: пытки, побои, истязания, длительное лишение воды, пищи, тепла, избиения и др. Также это систематическое унижение ребенка как личности, оскорбления словом и действием, в частности — использование ненормативной лексики, систематические насмешки над физическими и умственными данными ребенка и пр.
Нужно ли говорить, что применение вышеуказанных методов в воспитании детей — это наказуемые действия, подпадающие под статьи действующего законодательства: от статьи 6.1.1. КоАП РФ «Побои» до норм Уголовного права РФ — в зависимости от тяжести вреда, причиненного здоровью. Безусловно, жестокое обращение наряду с невыполнением обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка является одним из оснований для лишения родительских прав.
Виноваты родители
— Проблема обостряется тем, что значительное количество преступлений, связанных с жестоким обращением в отношении несовершеннолетних, совершается не посторонними людьми, а в семье, то есть лицами, на которых законом возложены обязанности по воспитанию, содержанию и обучению детей, — отмечает детский омбудсмен Краснодара. Но как выявить преступления, которые совершаются дома, за закрытыми дверями?
Здесь важную роль играют образовательные организации, в которых воспитывается или учится ребенок. Они несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. Более того, являясь одновременно учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образовательные организации обязаны информировать полицию о выявлении родителей или иных законных представителей, жестоко обращающихся с несовершеннолетними.
Кроме того, факты нанесения ребенку телесных повреждений родителями тщательно скрываются, активно вуалируются и подменяются другими событиями, вследствие которых ребенок мог получить синяки, ссадины и следы от побоев. Ни один родитель не признается в том, что телесные повреждения сыну или дочке были нанесены им самим, а не воспитателем, учителем либо другим лицом.
Так, в одной краснодарской гимназии один из учеников систематически приходил на занятия с синяками, ссадинами и следами от побоев. Сначала это были едва заметные ушибы, и ребенок говорил, что он нечаянно ударился дома о дверь. Но однажды ребенок пришел со следами побоев на лице и руках. Тогда-то он и признался педагогу-психологу в том, что долгое время скрывал: за малейшие провинности его постоянно наказывает и избивает мать.
Ребенок рассказал, что его родители находятся в разводе, отец регулярно выплачивает алименты, но общаться с ним мать не разрешает. И пожаловаться ему на мать, собственно, кроме педагога-психолога, некому. Школа немедленно оказала первичную медицинскую помощь и оповестила органы внутренних дел о выявлении факта жестокого обращения с ребенком для проведения проверки. Одновременно были уведомлены и оба родителя несовершеннолетнего.
Когда в отношении матери мальчика началась проверка, женщина заняла наступательную позицию по отношению к гимназии и буквально «перевернула» всю цепь событий. Для защиты своих действий она обратилась к детскому омбудсмену Краснодара. Любовь Артисевич запросила результаты проверки и выводы экспертиз. Вина матери в нанесении побоев ребенку была установлена и доказана. Женщина была признана виновной по ст. 6.1.1 КоАП РФ («Побои»).
Для матери это послужило большим уроком, она перестала применять подобные формы наказания к своему ребенку. С отцом мальчика был определен порядок общения, что позволило ему активно и полноправно принимать участие в воспитании сына.
Избили и «забыли»
Другой пример. Из детского сада ребенка забрали в обеденное время. На следующий день родители не привели его в детский сад. Через день заведующая детским садом получила уведомление о том, что на нее подана жалоба от имени родителей ребенка, что тот подвергся в детском саду жестокому обращению со стороны воспитателя.
Однако судебно-медицинская экспертиза показала, что ребенок получил травмы в виде синяков и ссадин именно в тот день, когда отсутствовал в детском саду. Данные травмы, к счастью, и травмами в полной мере назвать было нельзя: это были небольшие синяки, которые не причинили никакого вреда здоровью ребенка. Тем не менее, чтобы отвести от себя подозрения, его родители в течение длительного времени обращались в различные инстанции для доказательства виновности воспитателя и заведующего детским садом.
В связи с многочисленными жалобами родителей органами внутренних дел была проведена повторная экспертиза, которая подтвердила, что ссадины и синяки ребенок получил в день, когда он отсутствовал в садике. В связи с тем, что синяки на теле ребенка были незначительными и не повлекли за собой последствий, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ, дело против родителей ребенка не завели.
На своем примере Имеют место и случаи нанесения телесных повреждений в замещающих семьях. В отношении каждого подобного случая также проводится проверка органами внутренних дел. Каждый случай подробно рассматривается органом опеки и попечительства, проводится скрупулезное изучение причин и следствий психологической службой, с последующим формулированием выводов о целесообразности нахождения ребенка в той или иной замещающей семье.
На вопрос, можно ли обойтись без физических наказаний в воспитании ребенка, я с уверенностью могу сказать: можно и нужно. Более того, всегда обращаю внимание родительской общественности на то, что мы воспитываем детей своим примером и своим поведением в обществе и дома.
Есливы замечаете измененияв поведении вашего сынаили дочери не в лучшуюсторону, обратите внимание на свое поведение,ведь ребенку свойственно копировать даже то,что незаметно родителям.Ваш ребенок — ваше зеркало. Поэтому, если хотитевидеть в нем красивое отражение, поступайте соответственно.