Каждое утро отправлялись на поиски еды

Люди бежали поодиночке или семьями, оставляя на родине все, что успели нажить за долгие годы. Эта участь постигла и 33-летнюю Инну Плотник и ее восьмилетнюю дочь. Им пришлось уехать из Мариуполя и начать новую жизнь в Краснодаре. А муж погиб…

— Вспоминать это время не хочется. Жила в замечательном городе, у меня был любимый муж, свой бизнес, квартиры и машина. Ничего не осталось,
— разводит руками женщина.

Поняла, что нужно уезжать из родного города, уже в первый день специальной военной операции. Коридоров еще не было, поэтому самостоятельно пересекать границу было опасно. Да и не на чем — машину Инны переехал танк. Поэтому семья решила подождать, когда все более или менее утихнет. Но не утихало.

От бомбежек и авиаударов укрывались в подвалах. С женщиной была ее «боевая» подруга, которая во время обстрелов оказалась под «Азовсталью». Ее муж-моряк был в рейсе, и, чтобы не оставаться одной, она решила пожить у Инны: бежала десять километров в тапочках под свист пуль.

— Не было даже воды. Сидели грязные, как оборванки. Каждое утро отправлялись на поиски еды. Ходили по разгромленным улицам и узнавали, где и что продают. Обменивали еду на сигареты. Такая была валюта. Как в Великую Отечественную,
— вспоминает Инна Плотник.

Через два месяца, когда пустили эвакуационные автобусы, Инна со своей дочерью смогла уехать в Таганрог, где располагается пункт помощи беженцам. Думали, что после этого полетят в Германию, но родственники из Краснодара отговорили, позвав к себе.

Несмотря на все ужасы, которые пришлось пережить Инне в Мариуполе, она не отчаивается. Знает, что ее окружают добрые люди, и очень рассчитывает на помощь российской и местной власти. Понимает, что нужно строить свою жизнь заново ради маленькой дочери.

Мечта — получить гражданство

У жителя Мариуполя Юрия Бережного десятилетняя дочка и сын, которому год и восемь месяцев. С Украины семья хотела бежать сразу, однако выехать без пропусков нереально, как и оформить их за короткий срок. Дороги были закрыты, людям не давали выезжать. Почти две недели семья сидела безвылазно в подвале.

— Утром жена разбудила меня и сказала, что слышала взрывы в районах аэропорта и военной части — всего в двух километрах от дома. Бегом собрали вещи и поехали к родителям в Донецкую область,
— рассказывает Юрий.

Испытывать каждый день свою судьбу и судьбу своей семьи Юрий больше не мог. Решил положиться на удачу и сесть в автобус без пропусков. Отец жены довез семью до города Волноваха, откуда отправляли беженцев в Россию. Юрий до сих пор вспоминает этот момент как спасение, потому что через несколько дней они оказались в тихой и спокойной Новой Адыгее:

— Выбор был между Ростовом-на-Дону и Краснодаром. Хотелось уехать подальше от границ, но чтобы в любой момент можно было вернуться в Донецк и забрать родителей. Поэтому выбрали кубанскую столицу. Здесь тепло, да и все-таки веет чем-то родным. Уж очень ваш город напоминает украинский Харьков.

Сейчас мужчина с детьми и женой снимает двухкомнатную квартиру. Цена вместе с коммунальными услугами — 23 тыс. в месяц. Юрий арендовал мопед и устроился в службу доставки. Но денег все равно не хватает. Маленькому ребенку нужны памперсы, каши, влажные салфетки. Дочка должна пойти в школу. Для этого необходимо купить все необходимое: учебники, тетради, канцелярские принадлежности, форму. Жена не может устроиться на работу — на руках ребенок, а удаленных вакансий почти нет. Если и находится, то обязательно нужен российский паспорт.

В Мариуполе у Юрия не осталось ничего, поэтому возвращаться больше некуда. Но у молодой семьи есть мечта: получить гражданство, освоиться в Краснодаре, взять ипотеку и устроить детей в школу и детский сад.

Помогаем чем можем

Инне Плотник и Юрию Бережному каждый месяц помогает фонд продовольствия «Русь», который выдает базовые наборы продуктов питания: масло, мука, консервы и крупы.

— В начале специальной военной операции на Украине позвонили знакомые, которые в 2014 году переехали в Краснодар. Сказали, что к нам едут их родственники. Спросили, сможем ли им помочь,
— вспоминает руководитель краснодарского отделения фонда Светлана Недилько.

Тогда фонд начал работать: выдавали продукты, сим-карты, помогали найти родственников. Уже к марту жители города начали активно участвовать в поддержке беженцев: приносили детские каши, смеси, средства гигиены. Волонтеры фонда формировали наборы и распределяли между беженцами.

С конца февраля за продуктовой помощью в фонд обратилось уже более 1500 семей, которым пришлось бежать из ЛНР и ДНР. Бывает, что к Светлане Недилько переселенцы обращаются и лично — по вопросам оформления документов, трудоустройства, жилья. Она, в свою очередь, бросает клич местным депутатам, общественникам и волонтерам:

— Помогаем чем можем. Недавно к нам приехала беженка — беременная женщина с трехлетним ребенком на руках. Вскоре она родила. Мы предоставили ей коляску, кроватку и все нужное для младенца.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

По опыту Светлана Недилько видит, что за продуктовой помощью ежемесячно приходят одни и те же семьи. Как правило, они остаются здесь, так как им некуда больше идти.

— Люди, которые приехали к нам, очень добрые и отзывчивые. Часто стесняются обратиться за помощью. Но бывают и такие, которые приезжают на дорогих автомобилях и скандалят по поводу того, что мы выдаем продукты раз в месяц. Понятно, что мы не купаемся в изобилии и нам тоже непросто. Хотелось бы, чтобы жители города активнее принимали участие в жизни переселенцев,
— делится Светлана Недилько.

Помимо фонда продовольствия «Русь», в Краснодаре есть множество других пунктов выдачи гуманитарной помощи. Также есть места, куда жители могут приносить вещи, продукты питания с длительным сроком хранения.

Как отмечает Светлана Недилько, переселенцам сейчас нужны одежда, бытовая химия и средства личной гигиены.

Меры поддержки

Краевая столица с начала специальной военной операции приняла уже несколько тысяч беженцев. Местные власти оказывают необходимую помощь. Например, граждане, прибывшие в наш город из ДНР и ЛНР, могут воспользоваться мерами социальной поддержки в виде единоразовой материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на каждого члена семьи. Для этого нужно написать заявление по месту своего пребывания. С собой нужно иметь документы, удостоверяющие личность, в том числе тот, по которому гражданин пересек границу, а также документы, удостоверяющие личность несовершеннолетних детей или лиц, находящихся под опекой, и документ, подтверждающий опеку. После этого деньги будут перечислены на счет российского банка. Если его нет, сотрудники управления соцзащиты помогут с открытием.

Также в кубанской столице сегодня помогают с трудоустройством гражданам Украины, ДНР или ЛНР. Как отмечает заместитель руководителя Центра занятости Краснодара Елизавета Мирошниченко, для этого необходимо иметь разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности:

— Чтобы устроиться на работу без российского паспорта, нужен статус «временное убежище» или миграционный билет. Если у граждан недостаточный пакет документов или они находятся в стадии оформления, мы все равно общаемся с ними, берем их контакты, а потом связываемся и предлагаем вакансии.

Помимо этого, беженцам оказывают всю необходимую медицинскую помощь. Переселенцы могут вызвать «скорую помощь» или получить бесплатные лекарства по рецептам врача в случае болезни. Также граждане Донбасса и Украины могут привиться во всех прививочных кабинетах поликлиник.

Подробно

Если вы хотите узнать больше о мерах социальной поддержки беженцам или помочь им в это непростое время, можно зайти на сайт администрации Краснодара в раздел «Помощь беженцам» или позвонить на телефон горячей линии Краснодарского края 8(800)250-55-03.

Материал подготовила Алина Вандышева