Вот так оплачиваешь-оплачиваешь коммунальные счета каждый месяц вовремя, а в один прекрасный день бац! — и ты должник. Вернее не вы, а ваша управляющая компания или ТСЖ, которые вовремя не рассчитались с ресурсоснабжающей организацией. Но каждого жителя многоэтажки волнуют не проблемы своей управляющей компании и даже не соседей. А то, что он платит, к примеру, вовремя за горячую воду, а в один прекрасный день ее отключают. Что делать в такой ситуации?
На что мораторий?
Отопление, по словам Руслана Тлий, начальника отдела ТЭК департамента городского хозяйства и ТЭК, — коммунальная услуга, которую нельзя отключать во время отопительного сезона даже при больших долгах. За исключением аварий — форс-мажор трудно преду-
гадать. Это черным по белому написано в постановлении правительства №354. Главная причина: при отключении батарей человек теряет единственное жилье, в нем просто станет невозможно жить.
Нельзя также отключать во время зимы холодную воду, а вот без горячей можно остаться, причем в любое время года. Даже если у вас на руках все квитанции об оплате. И такие ситуации уже случались в Краснодаре. Например, в Музыкальном микрорайоне, где тысячам краснодарцев отключали горячую воду из-за долгов управляющей компании. Задолжав поставщикам ресурсов, управленцы оставили людей наедине с образовавшимися проблемами.
Управление и наказание
У потребителей регулярно возникают вопросы: «Платим за ЖКУ в срок, но управляющая компания числится в злостных должниках. Куда уходят наши деньги?»
Схема, при которой обслуживающие организации собирают с жителей деньги, но в то же время накапливают долги перед поставщиками, не нова, в том числе для Краснодара. Не раз в отношении директоров УК возбуждались уголовные дела по ст. 165 ч. 2 УК РФ. Причинение особо крупного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием грозит лишением свободы сроком до пяти лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей. По этой статье на реальные сроки уже осуждено несколько директоров управляющих компаний в Краснодаре и Новороссийске.
Последнее громкое дело двухгодичной давности: экс-руководитель новороссийской управляющей компании, обслуживавшей 500 домов, присвоил около 50 млн рублей. Получил срок.
Из свеженького: жильцы ряда домов по улице Уральской в Краснодаре были вынуждены греть воду в кастрюлях не одну неделю. А между тем собственники регулярно оплачивали жилищно-коммунальные услуги, но до поставщика средства так и не дошли. Вопросом, куда ушли деньги (речь идет о 2,9 млн руб.), теперь занимаются правоохранительные органы.
Ситуация сейчас более-менее нормализовалась: сменилось руководство компании, с теплоснабжающей организацией заключен договор о реструктуризации долга, а на бывшего директора УК заведено уголовное дело, хотя вряд ли жителям от этого легче. Отключать воду и тепло без вины виноватым жителям многоэтажек коммунальщики сейчас не будут. Но если в данном случае история завершилась в целом благополучно, то так бывает не всегда.
— Согласно действующему законодательству, каждая обслуживающая организация должна на своей странице или сайте раскрывать сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности. Например, собственники могут узнать начисления коммунальных услуг, ознакомиться с нормативными документами, которые подтверждают легитимность принятых тарифов, увидеть годовую бухгалтерскую отчетность, сведения о доходах, получить информацию о текущем ремонте. Но вряд ли вы там увидите, куда «оседают» деньги, которые собственники заплатили за свет, тепло или воду. Поэтому нужно позвонить в ресурсоснабжающие организации и узнать общий долг по дому. Затем узнать, как платят жильцы дома за ЖКУ. Цифры не сходятся и у управляющей компании есть миллионные долги перед поставщиками коммунальных услуг? Созывайте общее собрание дома и принимайте решение,
Нет средств — нет тепла
Ресурсники работать в долг и себе в убыток не могут. Их логика проста: раз нет денег, то нет и тепла. Как говорится, утром деньги — вечером стулья, но никак не наоборот. Собственники, потрясая оплаченными квитанциями, не согласны. По их мнению, долги следует взыскивать с тех, кто «стулья» не донес, то есть с управляющих компаний. Оппоненты соглашаются, но лишь отчасти.
По словам Дмитрия Середенко, директора по сбыту АО «АТЭК», по закону именно управляющие компании обязаны обеспечить бесперебойную подачу ресурса в квартиры добросовестных граждан. Если в доме есть неплательщики, УК на них обязаны активно воздействовать. Подавать в суд, блокировать банковские карты и применять прочие меры, допустимые законодательством. Если обслуживающие организации с этой задачей не справляются, то ресурсоснабжающая организация, согласно пункту №30 124-го постановления правительства, вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с управляющей компанией, которая не платит по счетам хотя бы три месяца.
Однако эксперты ЖКХ считают, что задолженности управляющих компаний для отключения ресурсов мало: идя на такой шаг, тепловики обязаны обеспечить соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязанности по оплате соответствующего вида коммунальной услуги. И что, ссылаясь на пункт №30 124-го постановления правительства, согласно которому ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с УК, теплоэнергетические компании, откровенно говоря, лукавят. Потому что прежде ресурсники обязаны созвать общее собрание собственников и объявить: ваши платежи до нас не доходят, ваша УК не платит. Ссылаясь на данное постановление, нужно приводить его целиком, а не выдергивать отдельные фразы из контекста.
— Нередки случаи, когда управляющие компании подают в суды на теплоэнергетические организации и доказывают необоснованность введенных режимов ограничений. Практика показывает, что суды принимают решения в пользу Госжилинспекции края и обслуживающих организаций. Бывают ситуации, когда поставщики ограничивают в подаче горячей воды даже добросовестные управляющие организации и требуют предоплату за месяц вперед. Такую роскошь управляющая организация, в свою очередь, не может себе позволить. Вопиющие случаи, когда ресурсоснабжающие организации применяют незаконные меры воздействия к должникам, к большому сожалению, тоже имеют место,
Заплати за свет, за газ — и живи на этот раз…
По мнению Владимира Колпакова, ситуация может измениться, только если мы, собственники, перестанем мириться с навязанной нам ролью. Если воду незаконно отключили во всем доме или районе, нужно обращаться в суды и правоохранительные органы, жаловаться в прокуратуру. К примеру, если проверка покажет, что коммунальные услуги были ненадлежащего качества и не в полном объеме (или вовсе не были оказаны), прокуратура имеет право в интересах неопределенного круга людей обратиться в суд. Постановление Правительства РФ № 54 предусматривает перерасчет за услуги, которые являются ненадлежащими.
Кстати, благодаря жильцам многоэтажек проведено немало прокурорских проверок. Выявлены факты нецелевого использования управляющими организациями средств, уплаченных гражданами за жилищно-коммунальные услуги. Одно из таких уголовных дел было возбуждено по факту нарушений в деятельности управляющей компании, обслуживавшей часть домов в Музыкальном микрорайоне. Сотни семей, проживающих по ул. Альпийской, ул. Измаильской, оставались без электричества, а значит, и без возможности приготовить или подогреть еду (во всех домах микрорайона установлены электроплиты). А между тем большая часть собственников регулярно оплачивала жилищно-коммунальные услуги.
Есть и другой вариант: прямые договоры. Чтобы их заключить, собственники квартир собирают совет дома, и если решение принято единогласно, подписывают документы напрямую с ресурсоснабжающей организаций, соответственно, за услуги платят уже именно ей, минуя посредников, то есть управляющие компании.
И наконец вариант третий: смена формы управления домом на ТСН (товарищество собственников недвижимости). Все это тоже в силе жильцов. Какое бы решение они ни приняли, им придется контролировать, на что расходуются их средства. Давайте пользоваться своими правами, и порядка станет больше!
Текст подготовила Зара Хушт