На правах кровного родства

Воспитание мужчины на Кавказе начиналось с детства. Родители могли отправить ребенка в чужую семью, чтобы закалить характер. Эта традиция имела популярность у адыгов и получила название «аталычество». Обычай также был распространен среди черкесов, кабардинцев, балкарцев, кумыков, абхазов, осетин, мегрелов, сванов и др.

Как рассказывает Замира Натхо, по разным сведениям, мальчик покидал родной дом как в младенчестве, так и шестилетним, и возвращался с почестями и подарками лишь спустя 10 -11 лет.

— Обычай просуществовал до конца Кавказской войны. Принявший ребенка «под родительское крыло» приобретал все права кровного родства с его семейством. Иногда знать отдавала своих детей слугам для того, чтобы ребятня не привыкала с детства жить в роскоши и знала «простой люд»,
— подчеркивает Замира Натхо.

Учились военному делу и этикету

Аталык был обязан научить юношу в совершенстве всему, что знает сам. Мальчики учились верховой езде и правилам горского этикета, стрельбе и ведению сельского хозяйства. Много времени уходило на физическую подготовку. Кроме того, у знати в традиции аталычества были заложены вопросы образования и воспитания военных кадров, внешней и внутренней политики, верности приближенных и подготовки будущих наместников и советников. Родители, которые брали детей в аталычество, любили их не меньше собственных. При этом отдавали им все лучшее, чем владели сами.

Замира Натхо подчеркивает,что человеческий фактор ценился выше всего остального:

— У адыгов принято не иметь 100 рублей, а иметь 100 друзей. Это правило так и осталось в нашей жизни.

Мальчик, став по-настоящему взрослым, наделялся правами и обязанностями. Пока женщины готовили, стирали, убирали, нянчили детей, ухаживали за стариками, хлопотали в огороде и на скотном дворе, мужчины зарабатывали на пропитание и защищали родную землю от врагов.

В аталычество отдавали не только мальчиков, но и девочек. Однако срок пребывания у нового «отца» разнился. Если парень проживал в доме аталыка до 16-18 лет, то девочка — до 13-ти.

— Воспитанием девочки всегда занималась женщина. Она учила ее рукоделию, ведению домашнего хозяйства, умению готовить, ткать,
— отмечает Замира Натхо.

Она добавила, что ребенок, вырастая в чужой семье, очень к ней привыкал:

— Когда детей возвращали к родным, они все равно оставались привязаны к тем людям, которые их воспитали.

Порой воспитанники попадали к аталыку не просто из другого рода, но и из другого этноса. Подобное происходило чаще всего среди аристократов. В таких обстоятельствах юноша или девушка, кроме всего прочего, изучали и незнакомый для них язык, что в кавказском разноязычии дорогого стоило.

Своей историей с «Краснодарскими известями» поделилась Замира Натхо:

— Я выросла в Адыгее, в ауле Псейтук. С молоком матери впитала особенности национальной культуры. Бабушка учила меня женским премудростям, а отец рассказывал о традициях и обычаях народа, который жизнь разбросала по всему миру. В девичестве я Уджуху. Мама, Саниет Шумафовна Уджуху, в девичестве Ахеджак. Она, к сожалению, рано ушла от нас, в 58 лет. Была филологом, знала английский и немецкий языки. Отец, Аскер Черимович Уджуху — профессор, доктор сельскохозяйственных наук. Несколько лет назад произошла такая ситуация: в гости к папе приехал именитый мастер спорта. Во время обеда, когда я подавала на стол, он у меня спросил: знает ли мой сын помимо русского языка еще и свой, родной. Я ответила, что понимает, но разговаривать на нем не может. Он начал сильно возмущаться и давать мне наставления. В ответ я предложила ему забрать ребенка в аталычество. Мужчина был удивлен тому, что я знаю про аталычество и что лежит в его основе.

Фото: архив Замиры Натхо

Растили скромными и образованными

Аталычество также выступало эффективным инструментом объединения Кавказа, разрешения военных конфликтов и взаимного обогащения знаниями и языками, которых здесь множество.

Как утверждает заведующая кафедрой географии Адыгейского государственного университета Тамара Туова, аталычество в те времена было необходимо, чтобы воспитывать воинов.

— Сегодня эта практика не является обязательной. Как педагог я считаю, что дети должны расти и воспитываться в собственной семье. При этом и мальчикам, и девочкам нужно не забывать о саморазвитии, почитании старших и обязательно заниматься спортом,
— считает Тамара Туова.

Педагог напомнила о том, как было принято вести себя девушке в прежние времена:

— Девочек растили очень скромными и образованными. Если девушка была умна, то она высоко ценилась в обществе. К такой даме могли приезжать по десять мужчин, несмотря на большие расстояния, преодолевая все трудности, только для того, чтобы послушать ее рассказы. При этом беседовали они с ней обязательно в присутствии братьев или родителей. Вообще, уважительное обращение к женщинам и младшим всегда лежало в основе традиций народов Северного Кавказа.

Не менее важной отличительной чертой горца было и остается уважение к старикам: не только к родителям, но и в целом к пожилым людям. В доиндустриальную эпоху немногие доживали до седин, поэтому не удивительно, что те, кому это удавалось, считались мудрыми и опытными, а их мнение высоко ценилось.

Слияние в одно семейство

Существовало несколько форм аталычества. В зависимости от того или иного народа и социального слоя возникало множество весомых нюансов.

Так, «низовое» аталычество, бытовавшее среди крестьян, ставило в основу обмен знаниями и усиление связи между родами вплоть до слияния в одно семейство. А порой основой аталычества была бе-зопасность детей. К примеру, притесняемая местным князем или аристократом семья, чтобы дать детям будущее, а роду подмогу, отправляла мальчиков и девочек на воспитание к дружественному им аталыку. Как правило, на «низовом» уровне в качестве аталыка выступал более зажиточный человек, часто проживающий далеко от места рождения воспитанника.

Сегодня национальные традиции во многом уступают соблазнам глобализации. Молодежь видит, как живут их сверстники в других регионах и за рубежом, перенимает новые привычки. Но идеал кавказского мужчины остается неизменным: детям по-прежнему читают книги о традиционном образе жизни, рассказывают легенды о доблести и благородстве.

Справка «Краснодарских известий»

Адыгейка Замира Натхо гордится своей национальностью. По одной из версий, в честь ее фамилии названа станица Натухаевская, которая находится под Новороссийском.
Замира, как и другие представители рода, сохраняет традиции и трепетно относится к истории своего народа. Так, на конкурсе «Триумф», целью которого являлось привлечение общественного внимания к роли личности в обществе, поддержка инициатив общественных объединений, признание заслуг жителей Краснодарского края и Республики Адыгея, Замира вошла в число «Топ-100 красивых женщин юга России». На награждение она пришла в национальном костюме — сае, чтобы еще раз напомнить всем, как выглядит одежда адыгеек.

Материал подготовила Елена Сизен