Краевой центр называют «маленьким Парижем», ассоциируют с Санкт-Петербургом и соседним Ростовом-на-Дону. По мнению Артема Саламатина, Краснодар индивидуален и не нуждается в сравнениях.

Столичная стилистика

— Артем Анатольевич, какие основные задачи ставите на сегодняшний день?

— Сейчас мы избавляемся от визуального мусора, который крайне негативно сказывается на облике нашего города, и это задача №1. Мы все-таки столица юга России, а никаким столичным оформлением у нас и не пахнет. Для этого активно работаем с предпринимателями, которые занимаются проектированием рекламно-информационных конструкций, приглашаем их на личные приемы, объясняем, какая у города позиция.

— И какая позиция у города?

— Минимальное количество разрешенных цветов для вывесок — исключение только для товарного знака. Необходимо устранить подложки, которые создают этот визуальный мусор. У здания фасад и объемные буквы должны быть определенного цвета и гармонировать между собой. Когда на нем куча разноцветных подложек, которые друг с другом соперничают, — это и называется визуальным мусором.

— Кто придумывает все эти правила оформления?

— Я вношу свое видение, которое, считаю, позволит привести наш город в порядок. До этого были разработаны методические рекомендации, мы их отредактировали в соответствии с новыми правилами благоустройства, еще вносятся изменения, но они пока не утверждены.

Мы стараемся прививать предпринимателям чувство вкуса. Когда они приходят на рассмотрение проектов внешнего оформления зданий, говорим, что если вы сделаете интересный объект, то удорожание у вас будет минимальное, но вы тем самым поможете городу и привлечете внимание к себе как современный объект, а не как флер 90-х годов прошлого века.

О роли проектных семинаров

— Наши граждане, если видят какие-то проблемы, часто говорят: куда смотрит главный архитектор? А что в зоне вашей ответственности?

— Внешний облик города и его благоустройство. В части последнего мы совместно с МКУ «Центр озеленения и экологии», где создан проектный отдел, разрабатываем проекты благоустройства, рассматриваем их и вместе с жителями согласовываем. Недавно разработали концепцию благоустройства территории, прилегающей к Карасунским водным объектам.

— Мы к ним вернемся чуть позже. Я хочу спросить о проектных семинарах. Нужны ли они или все-таки должны решать профессионалы: что, где и как?

— Нужны. Мое мнение, что в первую очередь в качестве экспертов должны выступать те, кто разбирается в вопросе, то есть архитекторы и проектировщики. Но жители обязаны высказать свое мнение по функционалу, который они хотели бы видеть на той или иной территории. То есть, как это будет сделано — зона ответственности экспертов, а то, что именно там должно быть, — жителей.

— Вспомним ситуацию с Николаевским бульваром. Одним нужна площадка для выгула собак, другие — против нее. Можно ли вообще договориться?

— Да, это бывает очень тяжело. На одной встрече больше тех, кто за, на другой — кто против и т.д. Если мы эту площадку устанавливаем, то создаем условия для всех. Владельцы собак сосредотачиваются в одном локальном месте, огражденном изгородью, находятся на большом расстоянии от детских и спортивных площадок и никого не смущают. И в то же время другим жителям, у которых нет животных, комфортно. Если бы мы ее убрали оттуда, то осталось бы хаотичное движение по территории, и мы это никак не смогли бы потом проконтролировать. Кому хорошо? Договариваться нужно, особенно если мы понимаем, что это действительно важный объект.

— Как в целом развивается ситуация с Николаевским бульваром?

— Сейчас мы получили все предложения и замечания — они минимальны. Центр озеленения корректирует проект с целью согласования со всеми заинтересованными лицами.

Центр. Пробки. Решение

— Вы говорили, что хотите, чтобы наш исторический центр преобразился. Это реально?

— Да, я хочу, чтобы центр смотрелся единой комплексной ансамблевой застройкой, а не выглядел как отдельно стоящие объекты культурного наследия, теряющиеся порой среди диссонирующих с ними зданий. Важно, чтобы у тех строений, которые не вписываются в историческую застройку, фасад либо был приведен в порядок, либо он был сопоставим с историческим поселением.

— Некоторые улицы в центре хотели сделать пешеходными.

— Вы говорите о проекте «7 улиц»? Я считаю, что сначала следовало бы создать инфраструктуру центральных кварталов, но это очень сложный и дорогостоящий процесс, поэтому к его реализации нужно подходить поэтапно.

— А мы уже настроились, что, помимо Красной, сможем гулять по Чапаева, например.

— Пока не говорим об этом. Если брать проект «7 улиц», там было сужение проезжей части до одной полосы на некоторых отрезках — с нашим менталитетом это делать просто противопоказано. У нас центр настолько перегружен от того, что идет маятниковая миграция из спальных районов, улицы не были изначально заложены под такой трафик. Да, центр должен быть больше туристическим и прогулочным, но для этого нужны удобные парковки внутри кварталов, способные обеспечить наличие парковочных мест для тех машин, которые сегодня стоят на улично-дорожной сети, либо на тротуарах, либо на проезде в два ряда, создавая еще большие пробки.

— Поняла вас — сначала инфраструктура, а потом комфортные прогулки. Не хотелось о пробках, но не спросить нельзя. Всех спасет трамвай?

— Серьезную проблему с пробками решил трамвай по Московской, правда, пока это небольшой отрезок, но все же. Планируется более масштабный проект, который возьмет на себя Западный обход — сейчас он просто задыхается в пробках.

«Есть возможность сделать лучше»

— Где вы любите гулять или куда первым делом привозите гостей?

— У нас есть объекты, которые заслуживают внимания. Парк «Краснодар», например, как вы, наверное, догадались. Дмитриевский сквер мне тоже очень нравится — там мы часто бываем с семьей. Люблю наш дендрарий, так как живу неподалеку.

— На самокате катаетесь?

— Не угадали. С коляской гуляю.

— Какой город России вдохновляет главного архитектора Краснодара?

— В части архитектуры зданий и визуального восприятия мне нравится Санкт-Петербург. Я был там в майские праздники и за 6 дней увидел только две вывески с подложкой, и те в спальных районах. Все остальные были из объемных букв, и визуальный мусор в части информационно-рекламных конструкций там просто отсутствует.

— Вы когда учились, думали, что займете высокий пост?

— Я всегда хотел стать архитектором и поступил в университет не просто ради того, чтобы получить диплом и положить его на полку. После учебы пришел работать в департамент архитектуры. Поначалу думал, что стану практикующим архитектором, а не чиновником, но за время работы понял, что смогу сделать больше именно в кресле чиновника. Когда ты просто архитектор, которого наняли, ты занимаешься только одним объектом, выполняя условия заказчика, которые бывают не всегда хороши для города. А Краснодар для меня — это родной и любимый дом, и мне хочется видеть его красивым и удобным для жизни. Сейчас у меня есть возможности это сделать.

— Нас часто сравнивают с соседним Ростовом-на-Дону: и архитектура интереснее, и улицы шире. Что думаете об этом?

— Краснодар исторически отличается от Ростова. У нас изначально застройка была не совсем городской, но мы можем развивать масштабность, новые центры притяжения и за счет этого улучшать облик города. Когда по Ростову гулял, мне у них не все понравилось:  в частности, устройство улично-дорожной сети — отсутствие пандусов, понижающих бордюров, ступеней — у нас в этом плане гораздо все продуманнее. Каждый город индивидуален, не стоит сравнивать, нужно просто работать и стараться сделать его лучше.

«Благоустроенные легкие»

— Вернемся к Карасунским прудам. Расскажите об этом проекте подробнее.

— Каскад Карасунских прудов — это серьезный и масштабный проект. Место должно стать легкими города. Они и сейчас выполняют такую функцию, но когда мы полностью  реализуем весь комплекс, озера станут «благоустроенными легкими». Там можно будет не только гулять, но и использовать территорию как транзитную зону передвижения из  Комсомольского и Пашковского до трамвая на улицах им. Мачуги и им. Бершанской. Это должна быть максимально экологическая территория с сохранением 99% зеленых насаждений — естественно, аварийные деревья мы убираем. Каскад состоит из широких и узких прилегающих территорий. Там, где территории узкие, оставить минимальное количество твердых покрытий, чтобы связать все объекты, а там, где место позволяет и отсутствуют зеленые насаждения, высадить новые. Создать условия для активного отдыха: детские, спортивные, тренажерные площадки, возможно, площадки для загара, мы предусмотрели и небольшие пирсы для рыбаков.

— Привлекаете специалистов из других городов?

— У нас есть экспертное сообщество «Помоги городу», с которым мы взаимодействуем при эскизном проектировании. В их команде как раз работают экологи, которые стремятся эту территорию сохранить максимально зеленой. Нет, мы обходимся своими силами, у нас работают отличные специалисты.

— Что хотели бы добавить в конце нашей беседы?

— Так как мы с вами встретились в канун Дня строителя, не могу не отметить, что осознанность застройщиков начинает меняться, с некоторыми это уже произошло. Хотелось, чтобы, осваивая новые районы, они обращали внимание на все аспекты комфортной жизни человека: это в первую очередь соцобъекты, инфраструктура для отдыха и транспортная доступность. От этого выиграют все.

Беседовала Анна Климанц