Ремонт дорог — адова работа. Жара, горячий асфальт, да еще куча претензий со стороны водителей и пешеходов. Работающим в этой сфере редко говорят спасибо. А ведь именно от них зависит наш комфорт и настроение в час пик. К тому же вот уже несколько лет в Краснодаре перевыполняются планы по ремонту, строятся новые тротуары и велодорожки, а в реестрах, проектах и перспективах неосведомленному человеку легко потеряться.

Об этом и многом другом мы поговорили с начальником отдела содержания и развития улично-дорожной сети Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара Александром Симоненко.

Уже норма, а не исключение из правил

— Александр Геннадьевич, дорожный сезон подходит к концу. Какие особенности этого года можете выделить?

— У нас нет года, похожего на предыдущий. В 2023 году мы сделаем намного больше, чем в 2022-м. Это уже скорее норма, чем исключение: в последние годы ремонты заканчиваются досрочно, с опережением контрактных сроков. К примеру, этот дорожный сезон мы завершили еще в июне. Всего в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» отремонтировали 33 участка протяженностью около 30 километров. На следующий год в плане 38 участков протяженностью почти 62 километра. Восемь из них мы сделаем до конца этого года. Где-то только начаты работы, где-то заканчиваются. Обочины, бордюры, подходы к пешеходным переходам, устранение дефектов покрытия на тротуарах, нанесение разметки, установка дорожных знаков, наладка или замена светофоров. Все это входит в комплексный ремонт.

Город активно застраивается многоэтажками. Значит, нужно решать не только старые проблемы, ремонтируя существующие дороги, но и строить новые. Начиная с 2018 года в Краснодаре было разработано множество проектно-сметной документации для капитального ремонта, реконструкции и строительства дорог. Яркий пример — капремонт на улице имени 40-летия Победы. Или взять улицу Черкасскую. Мы долго шли к этому проекту — с отводом ливневых вод, освещением, тротуарами. Сколько лет эту улицу топило. Сегодня жители забыли о проблеме.

В этом году мы подали заявку на конкурс в рамках программы «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края», куда включили семь объектов, по которым поступали многочисленные обращения жителей. По ним уже готова ПСД, оформлена земельно-правовая документация.

— Жители каких улиц стали счастливчиками?

— Улицы Ратной Славы в поселке Российском. Александровской, это центральная улица в поселке Плодородном. Улицы Циолковского, которая постоянно подтапливается. Также запланирована реконструкция Зиповской — на участке от Байбакова до Московской, знаменитой в плохом смысле улицы Домбайской. Реконструкция Симферопольской, а также строительство подземного перехода на улице Красных Партизан, около городской больницы.

Есть еще 19 объектов, которые стоят в плане. Например, мост через реку Кубань в створе с улицей Тургенева, так называемый Тургеневский мост. Надземный пешеходный переход с лифтами, который соединит поселок Новознаменский с улицей Уральской. Сейчас Уральскую, город и район Новознаменский разделяет железная дорога. Не секрет, что местные жители зачастую перебегают через пути в неположенном месте. После строительства появится полноценный легитимный путь.

Важное направление — строительство тротуаров. Город развивался в разное время по-разному. Много гравийных дорог, тротуаров не хватает. В этом году самый наглядный пример строительства тротуаров с велодорожками — на Московской, где запущена новая трамвайная линия. Сейчас строим тротуары в двух местах: на Придорожной вдоль Западного обхода, где они нужны прежде всего детям, которые ходят в школу на улице Марины Цветаевой, а также по улице им. Писателя Знаменского.

Перспективы Музыкального: медленно, но верно

— За Московскую отдельное спасибо. Это прямо образец, как должны выглядеть тротуары в XXI веке. Придраться не к чему.

— Кстати, мы завершаем там обустройство подземных переходов. Скоро заработают лифты.

— В тему. Уже вечный вопрос. Есть какие-то подвижки в вопросе Музыкального района, который находится в районе улицы Московской? Здесь как раз остаются проблемы в оформлении земельно-правовой документации.

— К сожалению, да. Все, что можем содержать, мы содержим. Я имею в виду земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Периодически выполняем ремонт улиц Шаляпина, Ангарской, Гомельской. Частично привели в порядок Агрохимическую. Кроме того, разработаны два проекта с полным комплексом благоустройства: ливневкой, освещением и тротуаром на несколько участков дорог на улице Есенина, которая соединит Солнечную и Петра Метальникова.

— В планах какого года числятся эти проекты? Какова перспектива?

— Трудно сказать. С жителями неоднократно проводились встречи. У всех разная позиция. Один — за, другой — против передачи земли в муниципальную собственность.

— Ну все же понимают: если произойдет передача земли муниципалитету, тогда появятся наконец-то дороги, тротуары, ливневки. Сегодня туда такси, бывает, отказывается ехать.

— Проект есть, это уже плюс. По срокам пока сориентировать сложно. Нам самим хотелось бы реализовать проекты уже в следующем году. Понятно, что люди испытывают неудобства от такой жизни.

Когда одну дорогу ремонтируют несколько раз…

— Часто автолюбители обращают внимание на то, что одну и ту же дорогу могут ремонтировать с интервалом в 2-3 года. Мол, в позапрошлом году делали и опять зашли… Это им кажется или существует такая практика?

— Не кажется. Есть понятие содержания улично-дорожной сети, куда входит ямочный ремонт, то есть пожарное латание дыр, а есть капитальный комплексный ремонт. Кроме того, в разные годы работы идут на разных участках одной дороги. К примеру, недавно, когда на Новороссийской начался ремонт, нам стали звонить жители, недоумевающие, почему опять приводится в порядок эта улица. Однако ранее там отремонтировали совсем другой участок. В любом случае перечень объектов формируется на основании проведенной диагностики дорог. Не бывает, чтобы одну и ту же дорогу капиталили каждый год.

— Вы согласны с выражением «Нет такой дороги, которую не надо ремонтировать»?

— Я бы так не стал говорить. Есть у нас такие дороги. Все зависит от интенсивности движения транспорта. Есть дороги, где ездят большегрузы, есть магистральные трассы с общественным транспортом. Дороги испытывают разную нагрузку и, соответственно, по-разному изнашиваются.

— Каков интервал капитального ремонта дорог?

— Зависит от типа покрытия, характера ремонта. В среднем от 10 до 25 лет. При этом на каждую дорогу есть гарантийные обязательства от трех и больше лет. Кроме администрации города, контроль осуществляет независимая лаборатория, которая, в свою очередь, также выезжает на объект, берет пробы всех материалов, проводит испытания, дает заключение.

— Пробы — это ведь те самые квадратики, которые вырезаются в асфальте? Часто жители жалуются на то, что их забывают закатать обратно.

— Конечно, асфальт после вырубки обязаны закрыть. Если этого не произошло, пусть люди сообщают. Отреагируем.

Переходы обязательно с лифтами

— А какими нормативами вы сегодня руководствуетесь? Они чем-то отличаются от советских? Произошел какой-то прорыв в этом веке?

— Ежегодно вносятся изменения в существующие законы. Появляются новые. Пользуемся нормативами и восьмидесятых, и девяностых, и двухтысячных, и этого года. База постоянно корректируется. В 2001 году появился СНиП по маломобильным группам граждан. До этого понятия доступной среды в принципе не было. Сегодня подземные пешеходные переходы проектируются только с лифтами. Как видите, старые переходы лифтами не оборудованы, а существующими там пандусами, по большому счету, невозможно воспользоваться. Они слишком крутые и неудобные.

— По крайней мере, в одиночку человеку на инвалидной коляске спуститься и подняться не получится…

— При этом, чтобы оборудовать лифтами старые переходы, нужно сделать масштабную реконструкцию, что недешево. Необходимо разработать проект, вынести коммуникации, усилить конструкции. Масса трудностей.

— Пока нет нормы, по которой должны обязательно переделать-реконструировать старые переходы?

— Есть норма: обязательно делать лифты при реконструкции. Конечно, хочется оборудовать все подземные переходы, но пока нет финансовой возможности. В то же время по программе «Доступная среда» обустраиваем пандусы и тактильные указатели на пешеходных переходах, на остановках общественного транспорта.

Оплата по факту за очищенные квадраты

— У меня еще такой вопрос. Можно ли все-таки ремонтировать дороги в дождь? Жители жалуются на такое нарушение.

— Вы правильно говорите, это нарушение. Если подрядная организация подобное позволяет, будет устранять за свой счет. На это тоже есть свои нормативы и ГОСТы. При том же ямочном ремонте покрытие должно быть очищено и высушено. Дождь или снег в эту картину никак не вписывается.

— Однако дорожное хозяйство — это не только про ремонт, но и про содержание.

— И по важности ничуть не меньше. Ямочный ремонт асфальтобетонного или гравийного покрытий, обновление дорожной разметки, содержание знаков, светофоров, подземных переходов, мостов и путепроводов. В том числе зимнее содержание. Все это наша работа.

— Наше дорожное хозяйство готово к зиме? Если вдруг снова придется пережить непростой снежный сезон…

— Готово. Контракты на содержание дорог до конца года заключены, в наличии более сорока комбинированных дорожных машин. Они оборудуются на базе обычного самосвала: на переднюю часть ставится отвал и пескоразбрасыватель в кузов. Важно: контрактами предусмотрены единичные расценки, не объемы. Оплата производится по факту за очищенные квадратные метры.

— Сорок комбинированных машин Краснодару хватает? Или на случай снежных ЧП неплохо было бы закупить дополнительную технику?

— Мы не закупаем и не торгуем техникой. Она принадлежит подрядчикам.

— Тогда спрошу так: вы считаете, в прошлом году вы справились с ситуацией?

— Я понимаю, что людям неважно, когда пошел снег, хочется проснуться и увидеть расчищенные до асфальта дороги. Но если осадки выпали ночью, техника проехала по улице, очистила, обработала и отправилась на другие участки. Снег же продолжает идти. Техника работает по графику и обязательно вернется на заваленный снегом участок.

— В общем, будем взаимно вежливыми в такой ситуации.

— Да, особенно, когда ситуация патовая и осадки не прекращаются несколько суток.

Когда цена контракта существенно падает, — это норма

— Сколько стоит капитально отремонтировать 1 км дороги?

— Нет двух объектов, похожих друг на друга. Все они разные. Где-то при ремонте нужно не забыть о сетях: выполнить реконструкцию, произвести замену. В зависимости от количества сетей влияет на сроки и стоимость. Один километр дороги — это примерно 10-12 месяцев капитального ремонта, реконструкции или строительства. Это если говорить о масштабных работах. Пример: ремонт улицы 40-летия Победы, Черкасской. Когда полностью переустраиваются инженерные сети, убирается грунтовое основание, засыпается в несколько слоев инертными материалами, только после этого укладывается асфальтобетон. Плюс все сопутствующие мероприятия: обустройство бордюров, тротуаров, освещения.

— А ремонт в рамках «БКД»?

— Месяц, два, три. Также в зависимости от объема работ.

— А как у вас с кадрами? Хватает ли вам подрядчиков, подрядчикам хватает ли рабочих? Легко ли разыгрываются аукционы на ремонт и содержание?

— Да, масса организаций выходит на аукционы. Норма — когда изначальная цена контракта существенно падает.

— Не влияет ли такое падение на качество?

— Раньше, действительно, проблемы были, подрядчики затягивали ремонт, не всегда выполняли гарантийные обязательства. Сегодня на конкурс выходят организации, которые объективно взвешивают свои силы, имеют кадры и технику.

— Александр Геннадьевич, результаты работы в сфере городского дорожного хозяйства, действительно, впечатляют. Весомые итоги. Завтра ваш профессиональный праздник. В преддверии этого дня что бы вы хотели сказать своим коллегам?

— Конечно, хочется всех, кто работает в нашей отрасли, поблагодарить и поздравить. Это нелегкий труд, который связывает много профессий. Кто-то строит дороги, кто-то — пешеходные переходы. Одни строят инженерные коммуникации, другие занимаются проектированием, финансированием. Дорожная деятельность связана не только с ремонтом и строительством. Огромный блок — содержание дорожного хозяйства. Это серьезная круглосуточная и круглогодичная работа.

Блиц-опрос

— Александр Геннадьевич, как вы попали в сферу дорожного хозяйства?

— По образованию я строитель и юрист. Перед тем как прийти в администрацию, работал в частной организации. Строили торговые центры, административные здания, жилые дома, занимались благоустройством.

— С чего начинали работу в администрации?

— Карьеру начал специалистом 1-й категории, это самая низкая должность. Начиная с 2009 года прошел все этапы. Работаю здесь уже 13 лет. Чувствую, что нахожусь на своем месте.

Материал подготовила Лилия Матонина