Фермеры — это соль земли. От того, как будет развиваться малый и средний бизнес страны, зависит многое: социальное развитие села, рабочие места в станицах и хуторах, демографические процессы, продовольственная безопасность.

Как губернатор на урожай повлиял

— Александр Владимирович, как фермеры проявили себя в последние довольно сложные для страны годы? Какой вклад внесли в краевую экономику, в общий каравай?

— Мы снова установили рекорд. Это факт. Это здорово. Мы гордимся. Фермеры Краснодарского края внесли довольно весомый вклад в общий результат. Все-таки средний и малый агробизнес на Кубани — это более 13 тысяч фермерских и около 1 миллиона личных подсобных хозяйств. Ежегодно все они собирают больше трети (35%) валового сбора зерна. И выращивают четвертую часть (24%) овощей. В наших руках треть сельхозземель региона.

Чтобы получить высокие урожаи, постарались все: фермеры-практики, ученые, краевой минсельхоз. И лично Вениамин Кондратьев. Я хорошо помню историю 2021 года, когда цены на минеральные удобрения резко пошли в рост. Прошлым летом после ряда наших выступлений и озвученных предложений губернатор собрал совещание в Усть-Лабинске, на которое пригласили производителей удобрений. Нужно было срочно вносить селитру, чтобы поддержать урожай как раз нынешнего года. Администрация региона заключила соглашение с бизнесом о фиксированной цене селитры для аграриев — 23 рубля за килограмм. Практика потом распространилась по всей стране. На рынке цены были выше — 35 рублей. Это позволило внести минеральные удобрения и провести подкормки. Можно вспомнить и другие встречи. Вениамин Кондратьев регулярно участвует в съездах АККОР, что дает возможность вести конструктивный диалог с властью.

Цена, которая устроит всех

— Урожай в нынешнем году снова рекордный. Но куда фермеры будут его реализовывать? Внутри страны весь продать не получится. Есть ли перспективы на международных рынках? Как складывается цена на зерно?

— У нас есть такая поговорка: у фермера две беды — неурожай и урожай. Бывает, что слишком высокий урожай, — это хуже, чем наоборот. Объемы, которые необходимо убрать, перевезти, сохранить или переработать, резко возрастают, как в этом году, а цена  резко падает. И мы попадаем в неприятную ситуацию на фоне роста цен на технику, запчасти к ней, горюче-смазочные материалы, на средства защиты растений — буквально на все. При этом пшеница четвертого класса, которая еще в феврале стоила по 18 рублей за килограмм, упала в цене в два раза — до 9-10 рублей. Мы сегодня находимся в довольно тяжелом финансовом положении, которое снова заставляет нас поднимать неприятные вопросы. Об этом мы говорили 4 августа с губернатором Краснодарского края и профильным министерством. Но это вопросы федерального уровня, и от краевой власти мало что зависит. Будем ставить вопрос ребром перед Правительством РФ. Обстановка, которая сейчас сложилась в мире, и заградительные пошлины — основные причины низких цен на урожай. Если их отменить, то цены упадут. Справедливая цена, которая устроила бы всех, — 15,5 рубля за килограмм. Пока нет. Что будет завтра? Посмотрим.

Соль земли кубанской

— А если применить механизм государственных интервенций? Это может исправить ситуацию?

— Вряд ли. На фоне высокого урожая даже десять миллионов тонн пшеницы, которые может закупить государство, вряд ли сыграют большую роль, хотя деньги в бюджете заложены. Сейчас складывается ситуация, когда мы не можем реализовать урожай без ущерба для следующего. Посевная уже на носу. У кого нет денег и нет возможности взять кредит, пока она под большим вопросом — сеять с удобрениями или без. Это прежде всего малые фермерские хозяйства. Посеет без удобрений — значит не получит высокий урожай, на следующий год не будет дохода. В результате мы можем потерять фермеров, благодаря которым сегодня живет село. А это полторы тысячи хозяйств. Это больно для будущего России. Я очень надеюсь, что именно этой категории хозяйств окажут адресную поддержку. Ведь эти фермеры живут сегодня в полупустых хуторах даже в нашем крае. Это бывшие отделения колхозов, совхозов. Юго-восточная часть края, восточная, северо-восточная. Защищать страну будет некому. В годы Великой Отечественной войны именно крестьяне в основном с оружием в руках защищали страну. Сейчас на украинском фронте много жителей именно из сел. Они кровно заинтересованы в том, чтобы защищать свою землю.

У фермера гораздо больше мотивации обеспечивать не только продовольственную безопасность, но и развивать креативные индустрии, например. На мой взгляд, пора перестать делать крен в сторону крупных холдингов.

По моим данным, в ближайшее время власти края обратятся к банкам с инициативой: кредитовать фермеров под залог собранного урожая. Такое решение позволит аграриям пополнить оборотные средства для проведения посевной кампании. Для осенней посевной кампании нужны средства, которых у аграриев по объективным причинам недостаточно, они еще не успели продать только полученный урожай. Администрация края обратилась с инициативой: кредитовать фермеров под залог собранного урожая. Погасить заем они смогли бы сразу после реализации продукции. Это максимально удобный механизм. Но, повторюсь, не у каждого сельхозпроизводителя есть залог для обеспечения кредита.

Надеюсь, что после встречи с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым, на которой обсуждались все болезненные темы, многие вопросы будут сняты. Я верю в это. Кстати, глава региона понравился и фермерам из других регионов — Татарстана, Крыма, Ростовской области, Чеченской Республики Ставрополья, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, — которых мы специально пригласили на встречу.

От санкций мы только выиграли

— Какие виды на следующую посевную в условиях санкций, нарушенных логистических цепочек и отказа ряда зарубежных поставщиков обеспечивать сельхозтехнику запасными частями?

— К сожалению, мы в последние годы сделали ставку на импортную технику. Она довольно мощная и позволяла экономить. Но  в условиях усугубления санкций наша промышленность оказалась не готовой к такому стрессу. Есть надежда, что немецкий завод в Краснодаре, который имеет статус национального производителя, сможет преодолеть все возникшие логистические проблемы и наладит сбыт продукции. Нужно искать новые каналы. Восток — значит Восток, Иран — хорошо.

— Аграриям не привыкать жить в условиях санкций. Как это сказалось на развитии фермерских хозяйств Кубани в последние годы?

— Мы от них только выиграли. Пусть продолжают дальше наказывать себя. За эти годы в Краснодарском крае в разы увеличилось количество теплиц, заложили новые сады, построили современные хранилища для овощей и фруктов, появились сотни фермерских сыроварен и других перерабатывающих предприятий…

Сегодня основная задача — обеспечить качественной кубанской продукцией внутренний рынок. Уверен, что мы с ней справимся. Наша фермерская еда будет на столах россиян, а бренд «Сделано на Кубани фермером…» будут знать не только все в округе, но и далеко за ее пределами.

Фото: «Краснодарские известия»

Уже сейчас фермерские товары становятся брендами благодаря помощи государства. Вот компания «Емельянов и К» реализовала пилотный проект с использованием подпочвенного капельного орошения. Урожайность культур выросла в два раза, а расход воды и электричества уменьшился на 40%. Стоимость проекта — 25 млн рублей, 40% средств компенсировал минсельхоз края. Это позволило снизить срок окупаемости с 6 до 3,5 лет. Система полива работает в автоматическом режиме и не требует непосредственного участия человека. Компьютерные программы управляют насосами, фильтрацией, внесением удобрений. На сегодняшний день это самая современная технология. Эксперимент оказался успешным: урожайность культур выросла с 58 центнеров с гектараа до 120 ц/га. Сверху почва сухая, взрыхленная, а на глубине 30 сантиметров влажная. Это улучшает рост культур и препятствует распространению грибковых заболеваний. Кроме того, прежде чем подать воду в поле, ее обогащают кислородом и органикой. Для этого установили бетонный бассейн, в котором планируют разводить форель.

Мы все привыкли к импорту

— Одна из самых проблемных подотраслей сельского хозяйства сегодня — семеноводство. От каких культур фермерам придется отказаться, если, конечно, не удастся избавиться от импортозависимости?

— Согласен, эта задача непростая. Но и ситуация, замечу, не критическая. В свое время Кубань первой в стране полностью перешла на отечественные семена пшеницы и ячменя своей, краснодарской селекции. Национальный центр зерна имени академика Лукьяненко — флагман нашей отечественной сельскохозяйственной науки. Кубанских ученых российские аграрии обеспечили качественными семенами высокоэффективных сортов зерновых и зернобобовых культур. Такая же ситуация с рисом: свыше 80% составляют площади под отечественными сортами. Развитие виноградарства и садоводства также идет на основе местных сортов. Так, в этом году питомники региона обещают до четырех миллионов саженцев.

Есть на Кубани и собственная селекция масличных культур и кукурузы. Но многие почему-то закупают импортный посадочный материал.

Тот же сорт кукурузы Краснодарская-291 по урожайности превышает гибриды именитых зарубежных фирм. Просто фермерам надо активнее заниматься семеноводством. Кстати, по этому поводу к нам обратился краевой минсельхоз, пообещав всестороннюю поддержку. Так что уже в этом году мы закладываем урожай 2023 года. Сейчас в крае созданы специальные семеноводческие зоны и центры комплексной подготовки семян различных культур. И работа в данном направлении будет активно наращиваться.

Единственная тут проблема — дефицит отечественных семян сахарной свеклы, овощей и цветов (последние закупались в основном в Голландии). На решение этих проблем действительно потребуется определенное время: пока наши селекционеры выведут свои высокоурожайные гибриды, а хозяйства освоят их производство…

По самым оптимистическим прогнозам, на это уйдет три-пять лет. А пока, возможно, придется искать новые страны-импортеры семян.

Фото: «Краснодарские известия»

— Малых и средних сельхозтоваропроизводителей несколько смутила система «Честный знак». Это уже привело к упрощению линейки продукции и некоторому удешевлению производств.

— Пожалуй, здесь я с вами не соглашусь. Фермерские хозяйства равно занимаются производством и переработкой молока. Например, Елена Казанина из Павловского района в начале октября за счет средств господдержки открывает перерабатывающий молочный цех. Подключаться к системе «Честный знак» нужно через год. Малым и средним формам хозяйствования дали отсрочку. Естественно, это повлечет некоторое удорожание продукции. Но дорогу, как говорится, осилит идущий. 

Система стала справедливой

— О мерах господдержки. На последнем съезде кубанской АККОР губернатор дал понять, что власти самым серьезным образом заинтересованы в развитии фермерства. Как вы оцениваете систему мер господдержки? И чего, на ваш взгляд, не хватает?

— Краевой минсельхоз настроен конструктивно. Если еще шесть лет назад господдержка и субсидии были сродни гонке, деньги получали те, кто первым успевал подать пакет документов и быстро выбирал лимиты, средства, которые получали за утраченные пошлины, то остальные оставались ни с чем. Сейчас, слава богу, все не так. Ежегодно собираем заявки и после получения денег распределяем их всем, пропорционально. Да, получается меньше, чем раньше. Но зато всем. Система стала более справедливой. Фермеры довольны не суммой, а подходом. Надеемся, что опыт сохранится.

Грабитель из ритейла — вечная беда

— Обывательский вопрос. Так ли плохи овощи на полках ритейлеров? Почему там мало фермерской продукции, жалуются наши читатели? Есть ли у фермеров проблемы со сбытом?

— Все сети, в конце концов, решают задачи прибыли. И зачастую опускают нашего брата или сестру на минимальные значения. Например, фермеры из Кореновского района, сельхозкооператив «Кубанское поле», жалуются, что им постоянно ужесточают условия, ставят в жесткие рамки. Если так продолжится, то о рентабельности можно и не вести речи.

На мой взгляд, отличным выходом для всех крестьянских хозяйств стали ярмарки выходного дня и система придорожного сервиса. В Анапе Александр Колесников нашел площадку в центре, которая работает с производителем только напрямую. Местные аграрии могут без проблем сбывать свою продукцию и зарабатывать деньги, радовать жителей и гостей города.

Кстати, такие площадки стали появляться во многих районах края. Это можно только приветствовать.

Сила — в объединении

— Кооперация. О ее важности и нужности не сказал только ленивый. В крае уже сейчас появилось несколько довольно мощных кооперативов. Как развивается движение? Чего ему не хватает?

— Это очень важный и сложный вопрос. Организация, психология. Мы сейчас ставим вопрос о создании кооператива второго уровня, который бы свел все точки реализации в единую систему. Пока на Кубани активно развиваются овощеводческие кооперативы — одна из наиболее развитых отраслей агропромышленного комплекса Кубани. Более 60% краевых объемов овощей производят крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства. На разных этапах они имеют возможность воспользоваться мерами господдержки. Рассказываем об этом сегодня на примере сельхозкооператива и личного подсобного хозяйства. Кооперация позволяет фермерам быть более устойчивыми и конкурентоспособными на рынке. В конце 2017 года объединились 17 фермеров-овощеводов Кореновского, Усть-Лабинского и Гулькевичского районов и образовали снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив «Кубанское поле». Основной вид деятельности — «деятельность сельскохозяйственная после сбора урожая». Председателем кооператива была избрана Елена Григорьева, вместе с супругом они занимаются овощеводством уже 12 лет.

Большую роль в развитии кооператива сыграла государственная поддержка. Фермеры в 2018 году подали заявку на участие в госпрограмме «Начинающий кооператив» и получили грант в 25 млн рублей на строительство цеха предпродажной подготовки продукции. Средства освоили буквально за год, и уже в 2019 году запустили цех — просторное помещение площадью 1,5 тыс. кв. м. Здесь имеются холодильники для хранения, а в главном зале установлены автоматические линии для мытья, калибровки и фасовки выращенных на полях овощей. Главная проблема мелких и средних производителей овощей — сбыт продукции. В кооперативе состоят абсолютно разные КФХ — и по объемам, и по видам выращиваемых овощей, и по опыту работы. Принцип вхождения в кооператив не территориальный, а по наличию продукции. Например, один выращивает редис, другой — лук, третий — картофель и т.д. Объединившись, кооператив набирает достаточные объемы и ассортимент для реализации в торговых сетях. Понятно, что крупным магазинам гораздо удобнее работать с большими партиями товара. Этого и удалось достичь в результате кооперации.

Материал подготовил Владимир Приходько