
Гимназия №69
Привычка быть лучшими
В прошлом году гимназия №69 вошла в число базовых школ академии РАН. Это значит, что ее 1,5 тыс. учеников смогут не только тесно сотрудничать с ведущими учеными страны, но и использовать ресурсы крупных институтов и университетов. Впрочем, эту возможность учебное заведение получило по праву и заслугам. За последние три года гимназия дважды становилась победителем топ-500 лучших школ России и топ-100 лучших школ России по профильному обучению. В прошлом году она получила пальму первенства V Национального финала «Юниор Профи» Всероссийского технологического фестиваля. Среди ярких достижений учеников гимназии — победы на Всероссийском конкурсе сочинений «Россия, устремленная в будущее» и на Х межрегиональном краевом интеллектуальном конкурсе «Самое синее в мире…».
— Для участия в этом научно-образовательном проекте гимназии предложили ряд возможных моделей. Мы выбрали смешанную. Она подразумевает организацию профильного (филологического, социально-гуманитарного и естественно-научного) обучения в 10-11-х классах и углубленное изучение отдельных предметов в 5-11-х классах, — рассказывает директор гимназии №69 Светлана Сеничева. — Нас курируют преподаватели Кубанского государственного университета — ведут спецкурсы, практикумы и проектную деятельность в профильных классах. А наши школьники с удовольствием ходят к ним в вуз на научно-практические конференции, на интеллектуальные и творческие конкурсы.
Еще в Кубанском государственном университете для школьников и их учителей проходят лекции ведущих ученых, профессоров РАН. Так, ученики гимназии в этом году узнали об актуальных проблемах оптики, фотоники и наноскопии из уст известного ученого, профессора Андрея Наумова, углубились в таблицу Менделеева и изучили интеллектуальные современные материалы вместе с профессором Юлией Горбуновой, узнали тонкости восточных языков от профессора Светланы Бурлак.
В новых лабораториях и пресс-центре
Конечно, усиление содержательной части обучения требует совсем другого уровня материально-технического оснащения гимназии. Уже в прошлом учебном году в кабинете биологии появилась новая, современная лаборатория. В этом году при финансовой поддержке края (этому учебному заведению выделили 10 млн руб.) новые лабораторные комплексы для учебной и практической деятельности поставили в кабинетах физики и химии. Мобильное лингафонное оборудование для занятий по английскому, немецкому, французскому и итальянскому языкам в кабинетах иностранного языка. А еще в гимназии появился свой пресс-центр с мини-типографией и видеостудией, теперь там ждут первого выпуска собственного внутришкольного печатного издания — газеты «Диалог».
Сейчас в гимназии есть все для продуктивного обу-чения детей, и они этим пользуются — выходят в образовательных программах всероссийского уровня на лидирующие позиции. Так, сейчас стремятся к победе 48 гимназистов в программе «Молодые капитаны России». Она направлена на подготовку будущих предпринимателей и управленцев, а также выработку у молодежи активной и социально-ответственной жизненной позиции.
Второй год школьники участвуют в волонтерском проекте центра «Сириус». В онлайн-режиме они знакомятся с лидерами наук и производства, занимаются с ними решениями научно-технологических задач на базе школьных лабораторий. Как следствие, в конкурсе юношеских исследовательских работ им.
В.И. Вернадского один из пяти участников гимназии сумел подняться на высшую ступень пьедестала.
— За достижения в олимпиадном движении, научно-исследовательской деятельности, творческих и интеллектуальных конкурсах мы поощряем учеников и их наставников памятными кубками, медалями и призами. Имена наиболее успешных детей заносятся в Книгу достижений гимназии, — отмечает Светлана Сеничева. — В этом учебном году состоится первый выпуск ребят-участников этого образовательного проекта РАН. Никаких дополнительных преференций при поступлении для них нет. Но мы уверены, что качество полученного ими в гимназии профильного образования позволит быть конкурентоспособными и поступить в те вузы, куда зовет душа.
Гимназисты радуются новому статусу школы, видят в этом новые для себя возможности.
Лучше один раз попробовать своими руками, чем много раз услышать об этом от учителя. С появлением новых лабораторий в предметных классах стали доступны самые смелые эксперименты.
Гимназия №36
Индивидуально для гениев

Никита Смирнов, ученик 10-го класса Екатерининской гимназии №36, мечтает стать журналистом и без ложной скромности рассказывает о своих успехах на старте будущего трудового поприща. И ему есть чем гордиться: он стал победителем заочного этапа XIII Международной научно-практической, гуманитарной конференции «История моей семьи — страница тысячелетней истории Отечества».
Школьник брал интервью у своих родственников, исследовал историю семьи до шестого поколения, работал в военных архивах Минобороны РФ. Все полученные результаты презентовал на конференции в Ворлд Гритс (на одностраничном сайте).
А сейчас ждет результатов финала и надеется, конечно, на победу.
— Я посмотрел работы всех своих конкурентов. Среди них есть сильные и интересные, но практически все построены на исследовании своих фамилий, а у меня — на сборе сведений о родственниках, о том, как они переживали тот или иной переломный для нашей страны этап, — рассказывает Никита. — Более того, я единственный, кто интересно оформил свою работу. Такого дизайнерского сайта больше ни у кого нет. Помогали мне школьные педагоги — они же мои кураторы.
По словам директора гимназии №36 Надежды Давыдовой, новый статус гимназии как опорно-базового центра подготовки кадров РАН открывает новые возможности именно для таких звездных учеников.
— По статистике, 10% детей от общей массы — гении. В нашей школе 970 учеников, и для сотни из них мы составляем индивидуальные маршруты обучения, — рассказывает директор гимназии. — Но мы умеем учить всех детей, кроме логопедических — им в языковой гимназии приходится сложно. С первого класса учащиеся осваивают два языка — русский и английский. И ребенок с логопедическими проблемами к концу полугодия уже просто не понимает, чего от него хотят. Это психологическая травма и для него, и для его родителей.
Остальные дети за год адаптируются и начинают учиться в полную силу. Со второго класса они изучают второй иностранный язык — немецкий или французский (по выбору семьи), а с пятого —
дополнительно итальянский или китайский. Школа находит для своих учеников огромное количество способов проя-вить себя и раскрыть свои возможности — свыше 10 тысяч. Неудивительно, что свои силы в различных олимпиадах и конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня в этом году попробовал 521 ученик.
Особый уклад и традиции
В гимназии №36 выделяют два ведущих профиля — гуманитарный и социально-экономический. Директор учебного заведения объясняет это особым укладом и традициями гимназического образования.
— Ключевой идеей инновационной деятельности в гимназии стало привлечение в школьное образование преподавателей вузов. Мы рассчитываем, что они дополнят классическое образование фундаментальными знаниями, основами философии науки и исследования, — рассказывает Надежда Давыдова.
Базовый представитель РАН в Краснодаре — КубГУ. Так, в учебном плане профильных классов гуманитарной и социально-экономической направленности появились предметы «Компьютерная лингвистика», «Индивидуальный проект», «Экономика», «Основы социального исследования». Их в гимназию приходят читать вузовские преподаватели. Школьники в свою очередь для успешной подготовки к предметным олимпиадам по английскому, французскому и немецкому языкам посещают в КубГУ лекции и практические занятия.
В этом году гимназия №36 на развитие материально-технической базы получила от краевой администрации прекрасную поддержку —
10 млн руб. На эти деньги были куплены два кабинета филологии, кабинет технологии (в новом формате), информатики и физики (солнечные батареи установлены еще в прошлом году, но для их работы не хватало специального оборудования), а главное, замечательный лингафонный кабинет, который директор называет лучшим в Краснодарском крае. Теперь слушать носителей изу-чаемых языков ученики гимназии смогут без шумов и помех.
— В нашей гимназии принято хорошо учиться, — отмечает Надежда Давыдова. — Может, данные для победы во Всероссийской школьной олимпиаде есть не у всех наших учеников, но чтобы найти свой путь и идти по нему с хорошим багажом знаний и умений, возможности есть у каждого.
Никита Смирнов, ученик Екатерининской гимназии, показывает свои награды этого года. Остальные, за весь период обучения, в руках не удержать.
Держитесь, немцы и китайцы! Скоро наши гимназисты лучше вас на вашем языке говорить станут.
Лицей №90

Научная карьера — со школьной парты
В новом статусе эти школы работают уже с 1 сентября прошлого года. Однако по словам директора лицея №90, депутата городской Думы Краснодара Владимира Белоусова, новые возможности и алгоритмы во многом отрабатываются пока еще на ощупь:
— Перед нами ставятся большие задачи, но и помощь обещают хорошую. В этом году администрация Краснодарского края выделила нам 10 млн рублей. На эти деньги мы приобрели самое современное оборудование для кабинетов химии, биологии, информатики и математики. В рамках договора с университетом физкультуры и спорта на базе спортивного комплекса в январе 2021 года откроется научная лаборатория, которая будет изучать вопросы биотехнологии, работать с детьми, которые имеют проблемы в развитии опорно-двигательного аппарата. Курировать наше заведение поручено КубГУ, но для нас подобное взаимодействие не в новинку.
Лицей, по словам Владимира Белоусова, создавался как многопрофильное учреждение еще в 90-е годы XX века. Сотрудничал с четырьмя кубанскими вузами по семи направлениям: историко-правовое, иностранных языков (дети и преподаватели ездили по обмену в американскую школу в Балтиморе), химико-биологическое, медицинское (школьники по три дня в неделю обучались в стенах медуниверситета), художественно-эстетическое (юные таланты получали специализацию «хореография», «театр», «музыка» на базе института культуры).
— У нас было огромное количество наработок, но в один день все рухнуло: какому-то «умному» человеку в Москве пришла «разумная» идея, что надо жестко регламентировать деятельность лицеев и гимназий, первым определив естественно-научный цикл, а вторым — гуманитарное направление. На очередной аккредитации со слезами на глазах мы попрощались со многими своими достижениями, -вспоминает Владимир Белоусов. — Сейчас лицей специализируется только на естественно-научном цикле предметов. Мы опять привлекли вузовских преподавателей, которые ведут ряд спецкурсов по биологии, математике, информатике и др. Несмотря на то, что официально нас курирует КубГУ, мы сохранили тесные связи с КубГАУ, заключили договор с НИИ виноградарства и виноделия об открытии научно-ученической лаборатории.

По Сеньке шапка
Профильные направления во многих опорно-базовых центрах РАН начинаются в старших классах, но лицей №90, учитывая наработанный опыт, пошел другим путем: по окончании начальной школы (по традиционной программе) детей тестируют и отбирают для профильных направлений. Погружаться в науку они начинают уже с 6-го класса.
— У нас обычная школа: вне зависимости от желания мы обязаны обслуживать по адресам третью часть Юбилейного микрорайона. А потому в наших классах из 30 учеников только 15 настроены на учебу и стремятся к достижениям, остальные находятся как в камере хранения. На кого ориентироваться учителю? А потому мы детей по желанию, возможностям и показателям объединяем в классы, сохраняя при этом за ними право перемещения, — объясняет директор, отмечая, что, как и во многих других заведениях, все учебные аудитории переполнены. И, несмотря на высокий статус заведения, проблемы остаются такие же, как у остальных.
К знаниям — вместе

В лицее продолжается активная работа по использованию информационных технологий. 10 ноября в краевом конкурсе инновационных проектов — сотрудники учебного заведения успешно защитили проект «Организация взаимодействия учителей-предметников как эффективный способ формирования и развития ключевых информационно-коммуникационных компетенций обучающихся». Он направлен на повышение информационно-коммуникационной культуры учителей, освоение компьютеров, современных цифровых сервисов, использование цифровой техники в учебном процессе.
— Особенно остро дефицит информационно-коммуникационных компетенций выявился во время карантина. Назрела необходимость методического и организационного обеспечения процесса встраивания цифровых технологий в учебный процесс на всех предметах, — объясняет Владимир Белоусов. — Еще одна проблема заключается в разобщенности учителей-предметников, которые замкнуты в рамках своих предметов. Необходима разработка и внедрение новых регламентов для их работы, и особенно в части взаимодействия с коллегами.
Инновационный проект прошел стадию первичной апробации. В течение полутора лет на базе шестого класса учителя-предметники отрабатывали единый подход к системе преподавания и унифицировали свою деятельность в заданиях.
— По предварительным наблюдениям и проведенным психологическим тестам можно сказать, что системная работа позволила шестиклассникам не только реально улучшить результаты по учебным предметам, но и повысить свою самооценку, что очень важно в раннем подростковом возрасте, — объясняет директор лицея. — Кроме того, учителя и их ученики, задействованные в проекте, оказались более готовы, чем остальные, к работе в условиях карантина и дистанционному обучению.
Комментарий
Наталья Полякова, заместитель руководителя департамента образования администрации Краснодара:
— Совместный проект Российской академии наук и Министерства просвещения РФ предполагает работу опорных школ РАН. Цель этого проекта — создание максимально благоприятных условий для выявления и развития талантливых детей, их ориентация на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий. В Краснодаре три школы получили статус опорных школ РАН: гимназии №36 и 69, лицей №90. Эти школы уже имеют опыт работы с одаренными детьми. В этом году все эти школы обновили оборудование учебных кабинетов для реализации профильного обучения. Педагоги прошли курсы повышения квалификации по развитию способностей учащихся. Деятельность школ РАН в Краснодаре позволит поднять на новый уровень работу с одаренными детьми.