
Культурный обозреватель «Краснодарских известий» Анна Климанц не смогла пройти мимо даты 3 сентября и поделилась своими мыслями о шлягере начала 1990-х годов, ставшем вневременным.
«Все не то, все не так./Ты мой друг, я твой враг./Как же так все у нас с тобою?» Вот уже 28 лет вся Россия задает себе этот вопрос. Как знать, возможно, что когда-нибудь 3 сентября станет красным днем календаря, и костры рябин будут полыхать официально сразу после Дня знаний.
Я часто приглашаю вас за кулисы театральной сцены, сегодня же приоткрою дверь в нашу редакцию. В команде «Краснодарских известий» работают журналисты разного возраста, есть среди нас и совсем юные. Меня интересует, что думает молодежь по тому или иному поводу, как относится к событиям, героям, к фильмам и книгам, на которых мы выросли. Иногда задаю им разные вопросы: кто такой Леня Голубков, что такое система мгновенного обмена сообщениями ICQ и т.д. Их ответы веселят и удивляют, но песню «Третье сентября» поколение нулевых не только отлично знает, но и понимает, о чем она и какое значение имеет для жителей страны.
Ни для кого не секрет, что в основе шлягера нет драматургии. В этот день никто не расставался и желтый лист по бульварам Москвы не пролетал. Два Игоря, Николаев и Крутой, встретились и совершенно неожиданно для всех написали хит — парни талантливые, чего уж там, а строчка со словами «третье сентября» удачно легла на музыку композитора. Вот и все.
Но душа русского человека наделила эту композицию особым, душераздирающим смыслом, и пошла череда расставаний — минимум троих знаю: брошенных, обиженных и обделенных в этот день. Последние годы тенденция, к счастью, идет на спад. Теперь россияне безобидно постят в сетях и рассылают друг другу мемы с Шуфутинским — думаю, это происходит от нехватки праздников и позитивных эмоций. В общем, календарь мы пока не можем перевернуть, господа, смиритесь. Послушала балладу о кострах в 100-тысячный раз и пришла к следующим выводам.
В своем жанре песня неплохая. Написана по всем канонам русского шансона. В основе — минор, который сам по себе нагнетает ситуацию. Удачно и классическое сочетание фортепиано и бас-гитары, местами струнами наружу да по нервам. Простые, зато очень верные три аккорда, женский волнующий бэк-вокал на фоне брутального мужского голоса с хрипотцой и характерный для шансона прием — вниз по октаве ля-соль-фа — и вот он, «день, когда я совсем один».
Все. В этом месте у девушек начинается катарсис. Это он! Несчастный, небритый, судя по антуражу, небедный, в сером джемпере у камина, и фотография той, что его зачем-то бросила, на полу. Спасать его немедленно, прижать к груди и жалеть до посинения! Пока он эффектно и с особым шиком страдает, мы с вами становимся свидетелями редкого в природе явления: скупой мужской слезы. И это впечатляет. Тянет смотреть еще и еще.
Шуфутинский прав: все хотят теплоты и ласки, даже если не признаются, хотят. Верно подмечен и тот факт, что день прощания приходит сам собой. А вот обещания горят совсем не так живописно, как костры рябин, — они разбиваются о пакет с мусором, который почему-то до сих пор никто не вынес, и конструкцию: «На себя посмотри».
Но желтый лист пролетает по бульварам Москвы вот уже почти 30 лет и шепчет: «Ты помнишь, я знаю, ты помнишь…» Будит воспоминания о трагической любви, такая история есть у всех, и это всегда коммерчески успешный ход — угадали Николаев с Крутым.
Вопрос, который Михаил задает на протяжении всей песни — почему расстаться нам пришлось? — очень прост, и не нужно читать статьи психолога Лабковского, чтобы ответить на него. Так бывает, когда апрельские клятвы, как капель, ненадежны. Когда дальше чашечки утреннего эспрессо не стоило заходить. Но самое главное, если двое так и не решили для себя, кто они: дети или взрослые? Похоже, что всерьез 2 сентября у них были только игрушки и ничего кроме, о чем свидетельствует строчка «Мы в любовь, как в игру, на холодном ветру поигрались с тобой, но пришел сам собой…» Свалить все на обстоятельства непреодолимой силы — это так по-русски.
Тем не менее сегодня новый солнечный день. И пускай звучит из всех колонок «Третье сентября», если это кому-то все еще нужно. Признайтесь честно, слушаете эту песню? Ведь хороша?