
Трущобы вместо «Галереи»
– Юрий Федорович, герой фильма «Брат-2» говорил: «Сила не в деньгах, а в правде!» А в чем, скажите, была сила комсомола?
– Формулировка Данилы Багрова могла бы стать и нашим тогдашним лозунгом. О деньгах мы в ту пору не думали, просто делали свое дело. Не ждали комсомольцы, например, каких-то поощрений и когда создавали в1978-м возле Вечного огня Пост №1, сыгравший впоследствии огромную роль в патриотическом воспитании краснодарской молодежи.
А ведь сколько пришлось поработать: грамотно все это организовать, пошить форму для почетного караула, получить оружие (пусть даже учебное)… Одна экипировка чего стоила — на Вахте Памяти стояли, между прочим, в общей сложности в течение года почти 700 ребят.
– Зато на церемонии открытия Поста №1 наверняка все были счастливы…
– Я и сейчас прекрасно помню тот исторический момент. Народ собрался, люди речи произносят. И вся эта красота, представьте, на фоне неприглядных саманных хатенок, торчавших неподалеку от места, где сегодня находится торгово-развлекательный центр «Галерея Краснодар».
Посмотрел на них руководитель края Сергей Федорович Медунов и говорит первому секретарю горкома партии Краснодара Михаилу Александровичу Дикареву: «Какое хорошее дело затеяли комсомолята, и что за страшные хибары там стоят! Надо людям дать достойное жилье».
– Сказано – сделано?
– Вы не ошиблись. Спустя некоторое время жильцов этих лачуг переселили в современные квартиры.
– Получается, что инициатива комсомола – организация Поста №1 – помогла этим краснодарцам решить наболевший жилищный вопрос?
– Выходит, так.
Рис – благородное дело
– Да уж, благородный порыв комсомольцев может горы свернуть…
– Насчет гор не знаю, а вот обеспечить водой процесс выращивания риса — никаких проблем. Перед тем как построить предназначенное для этого водохранилище близ Краснодара, нужно было очистить от леса большое пространство. Согласно традициям, бросили клич: «Все — на комсомольскую стройку!».
– Как отреагировал ВЛКСМ?
– Люди сразу же откликнулись. Скажу без преувеличения: в этом деле приняли участие тысячи комсомольцев, практически вся тогдашняя комсомольская организация.
Фантомас не против Скотланд-Ярда
– И что, насильно никого не гнали?
– В этом не было необходимости! Трудовой энтузиазм у молодежи оказался просто потрясающим. Колонна комсомольцев-добровольцев была настолько длинной, что ее «голова» находилась в районе будущего водоема, а «хвост» располагался неподалеку от аэропорта: возле памятника, который у нас в народе называют Фантомасом. На такое вот расстояние растянулось людское шествие. Впечатляет, не правда ли?
– О да. Но где Фантомас – там и Скотланд-Ярд, в смысле – правоохранительные органы.
– Вы о чем?
– О том, что людское скопление – это всегда головная боль для стражей порядка.
– Нет, не всегда. В нашей ситуации все было иначе. На какие-нибудь беспорядки, эксцессы – ни намека даже. Люди же шли работать, созидать, а не витрины крушить после проигранного их командой футбольного матча. Да они сами и были командой – сплоченной, мыслящей, трудолюбивой, заточенной на позитив, на яркие свершения.
И стройка века, и дискотека
– Кстати, о свершениях. Комсомольцы ведь не только поднимали целину и возводили БАМ, занимались они и делами масштабом поменьше?
– Поменьше, но точно не помельче. Приходилось браться и за те проекты, размах которых не попадал под гриф «государственной важности», зато значение их на бытовом уровне трудно было переоценить.
Взять хотя бы задумку Юрия Афанасьева — второго секретаря горкома комсомола — создать на базе клуба «Фонограф» современную молодежную дискотеку. Нынешние молодые жители краевого центра меня, возможно, не поймут, но учтите: это был 1979 год.
– И борьба с «тлетворным влиянием Запада» шла на всех фронтах…
– Ну, не в таких нелепых формах, как теперь это принято преподносить, но, конечно, перегибы случались. В общем, стену непонимания комсомольцы успешно пробили. Приспособили они под это дело подходящее помещение (сейчас там находится комитет по делам молодежи), своими силами добыли оборудование.
И когда наконец дискотека распахнула двери перед молодежью, горожане пришли в восторг. Событие, сопоставимое с открытием элитного клуба.
– В котором развлекались не только сливки общества?
– А что значит – «сливки»? В то время в стране не было такого резкого разделения на бедных и богатых. К примеру, я, руководитель городской комсомольской организации (сейчас меня назвали бы функционером), зарплату получал заметно меньшую, чем квалифицированный настройщик радиоприборов завода РИП.
Ни мажоры, ни обжоры
– Тогда перефразирую вопрос: новое место вечернего отдыха было доступно всем краснодарцам?
– Абсолютно всем. Единственный, пожалуй, недостаток — его небольшая вместимость: всего 100-120 человек. Но молодежь в Краснодаре в ту пору была большей частью спортивной, подтянутой (как, впрочем, и сейчас). Поэтому нам не приходилось втягивать животы, чтобы в не слишком просторном зале одновременно тусовалась пара сотен молодых людей.
– Что представляла собой дискотечная тусовка?
– Публика приходила самая разнообразная: рабочие, студенты, курсанты военных училищ и т.д.
– А мажоры?
– Их тогда в природе не существовало.
– Веселились от души?
– Атмосфера царила довольно-таки свободная и раскованная. Кстати, есть информация, что это была вторая в СССР дискотека, организованная исключительно усилиями комсомольских работников (первая чуть раньше появилась в Новосибирске).
Карт-бланш российскому топ-тренеру
– Какие еще громкие проекты и задумки реализовывали наши комсомольцы?
– Наиболее важным проектом для нас всегда оставались люди. Мы помогали молодежи найти себя в этой жизни, добиваться поставленных целей. Как сегодня говорят, состояться. Разумеется, следили и за тем, чтобы в серьезные солидные структуры не попал случайный, непорядочный человек.
Например, для работы в правоохранительных органах кандидат должен был получить у комсомола специальную рекомендацию. Кому ее давать, а кому – нет, мы решали на собраниях.
– Вероятно, не только в милицию нужен был зеленый свет от комсомольцев?
– И не только рядовым членам ВЛКСМ. Так, мы представляли нашу рекомендацию знаменитому ныне футбольному тренеру Юрию Семину. Молодой талантливый спортсмен захотел учиться в высшей школе тренеров, и комсомол пошел ему навстречу.
Пламенный привет из 70-х
– Юрий Федорович, как отметите славную дату?
– Ну, во-первых, отмечать надо будет не одно, а сразу два события. Дело в том, что 31 октября 1978 года у монумента на улице Сормовской краснодарцы заложили капсулу с обращением комсомольцев к поколению начала XXI века. Завещали ее вскрыть аккурат к 100-летию комсомола. Что мы и собираемся сделать в красивой торжественной обстановке.
– Действо и впрямь получилось очень эффектным. На улице Красной состоялось факельное шествие, чего раньше здесь не происходило, саму же капсулу везли на БТР. Впрочем, это был праздник со слезами на глазах.
В тот момент плакали ветераны комсомольского движения, которые точно знали, что не доживут до наших дней. А всем очень хотелось увидеть воочию, как отнесется молодежь к этому важному посланию.
Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.