Конка или электротяга?

Но начнем с самого начала. В 80-х годах позапрошлого века наш город быстро рос и развивался. Потребность в общественном транспорте была огромной: платить извозчикам по 20-50 коп. в один конец многим было не по карману.

Еще в 1886-1887-х городская Дума Екатеринодара получила предложение о строительстве в городе конно-железной дороги, но депутаты отказались. Главной причиной стало бездорожье. 

Однако спустя чуть более 10 лет гордума, после долгих сомнений и поиска инвесторов, заключила договор с бельгийским акционерным обществом «Компания тяги и электричества». И вот оно-то, на условиях концессии, в 1899 году заложило первое трамвайное предприятие: с электростанцией, вагонным парком и мастерскими на ул. Екатерининской (ныне Мира) — сегодня в нем находится трамвайно-троллейбусное управление. Строили быстро, и уже
10 декабря 1900 года состоялась презентация первого трамвая.

Для жителей Екатеринодара это стало грандиозным событием. Вдоль всего трамвайного пути столпился народ. Пять вагонов, украшенных флагами, двинулись по ул. Екатерининской и, повернув на Красной, остановились у городской управы (дом №42). Через всю главную улицу была протянута атласная лента: ее перерезала супруга наказного атамана Елизавета Малама. Ленту разрезали на мелкие кусочки и разбросали в толпу — на память об участии в пуске первого трамвая. А в конце торжеств инженеры трамвайного управления дали званый обед на ул. Красной, 64. 

На следующий день, в 7.30, открылось регулярное движение. Новинка так понравилась горожанам, что в ближайшее воскресенье весь Екатеринодар катался на трамвае, пришлось соединять по два вагона.

«Бисова душа» 

Движущийся без посторонней помощи вагон на первых порах пугал людей.

— Чим вона, бисова душа, совается? — спрашивали приезжие у своих городских знакомых.

— Аж вон, бачишь, с дроту цепок висить, то вона, бисова душа, тим цепком подпираетця, та й бижить, — со знанием дела отвечали другие. Этот диалог был записан корреспондентом «Кубанских областных ведомостей» в первые месяцы работы трамвая.

Трамваи шли по двум маршрутам — по линиям Красной и Екатерининской. Первая пролегала по ул. Красной — от Городского сада до современной ул. Хакурате, ее протяженность составляла 3,5 км, вторая (1,5 км) — по нынешней ул. Мира — от Красной до вокзала Краснодар-1. Жителей и гостей Кубани обслуживали 10 вагонов, катали со скоростью 10 км в час. В те времена интервал по времени между трамваями составлял всего 5 минут. И немудрено, ведь маршруты были короткими. Проезд стоил 5 копеек — как буханка хлеба.

Трамвай шел до пристани     

Екатеринодарцы быстро оценили удобство нового способа передвижения. Трамвай набирал популярность, и приезжавшие в город станичники уже не крестились при его появлении. И вскоре в городскую управу посыпались просьбы с городских окраин — Дубинки и Покровки: провести трамвайную линию и к ним.

В марте 1909 года гордума предоставила бельгийцам концессию на расширение трамвайного пути, и уже в 1909-1911-х были запущены линии по ул. Дмитриевской (ныне Горького) в сторону улиц Садовой и Медведовской (ныне Кирова) и далее — по ул. Кузнечной (сейчас Калинина) в сторону кожзаводов. А линию по Красной дотянули до Чистяковской рощи.

Трамвайная сеть становилась все гуще. Екатерининская линия была продлена до ул. Медведовской, далее — до ул. Гимназической, с выходом к пристани на реку Кубань. По ней ночью перевозились грузы: с пристани на железнодорожный вокзал и обратно. Выручка акционеров выросла в 2,5 раза, однако прижимистым бельгийцам все было мало, и в 1910 году компания лишила права своих служащих ездить вне службы бесплатно…

Заметим, что условия труда вагоновожатых и кондукторов были нелегкими: работали с раннего утра до поздней ночи, часто простывали в открытых вагонах. Люди требовали увеличить зарплату, сократить рабочий день, обеспечить спецодеждой. Бельгийцы на уступки не шли, и тогда рабочие и служащие предприятия объявили забастовку, полностью остановив трамвайное движение.

«Уволить всех до одного!» — возмутились хозяева. Но на следующий день стали бастовать и другие городские предприятия, даже газеты не вышли. Забастовка обошлась бельгийцам в 10 тыс. руб. штрафа за перерывы в движении: акционеры пошли на уступки.

В Пашковку — на автомотрисе

Пашковский трамвай — особая история. Станичники, быстро оценив новый вид транспорта, начали сетовать, что при тогдашнем бездорожье доставлять в город жизненно важные продукты на лошадях крайне затруднительно…  Для запуска трамвая казаки создали Товарищество на паях — так у бельгийского монополиста появился русский конкурент. Движение по новой линии началось в марте 1912 года — от Пашковского тупика до Кооперативного рынка, связав станицу и город. 

О строительстве узнала вся страна — это была первая междугородняя линия в России протяженностью 10 километров. Курсировали четыре автомотриса (смесь автомобиля и трамвая), для которых было построено специальное помещение. Теперь на этом месте расположено Восточное трамвайное депо. Дым от автомобильного двигателя доставлял большие неудобства. Но, несмотря на копоть и высокую стоимость проезда (15 коп.), автотрамвай пользовался большой популярностью. 

Не отставали от казаков и бельгийцы, которые проложили новые линии и закупили новые вагоны на заводе MAN в Нюрнберге, приобрели превращаемые вагоны, то есть перестраиваемые для работы летом и зимой (до этого в Екатеринодаре круглый год эксплуатировались открытые шестискамеечные составы). По каждой линии ходил свой трамвайный маршрут — соблюдался принцип всех бельгийских предприятий на территории России: одна линия — одно направление.

В 1914 году Пашковскую трамвайную линию электрифицировали, но впоследствии разруха послевоенной России, смена власти отразились на трамвайном хозяйстве: оно начало ветшать, стали закрываться маршруты. Тем не менее екатеринодарский трамвай был одним из немногих в России, который не остановился даже во время Гражданской войны.

Все маршруты восстановили

2 июня 1920 года трамвайные предприятия Краснодара были национализированы и объединены вместе с водоэлектрической станцией в трест «Водэлтрам». В течение пяти лет все прежние маршруты были восстановлены, и с февраля 1926-го было установлено прямое трамвайное движение по ул. Гоголя: от ул. Красной до ж/д станции Краснодар-1. Билет стоил 10 коп., с пересадкой — 15 коп. В ноябре 1927 года появились проездные, или трамвайные карточки.

И после освобождения города от фашистов жизненно важные трамвайные артерии восстанавливали довольно быстро. Уже 15 июня 1943 года было пущено пять вагонов по двум маршрутам: по улицам Пролетарской (Мира) и Красной.

«Жители Краснодара радостно встретили звонки первых трамваев. Они останавливались на улицах и улыбались вожатым в голубых вагонах…» — писала газета «Большевик».

На широкую колею

С 1934 года начинается переход краснодарской трамвайной системы с узкой колеи (1000 мм) на широкую (1524 мм).

С появлением в начале 50-х младшего брата трамвая — троллейбуса — бывшая Екатерининская линия (по ул. Мира) была демонтирована, а трамвайные пути перенесены с ул. Красной на ул. Коммунаров. В воскресниках на этих работах участвовал весь город.

«По улице Гоголя — от перекрестка с Красной к Карасунскому каналу, а затем по ул. Железнодорожной — сплошной лентой растянулась людская цепь: здесь велись разборка булыжной мостовой, расчистка пути и шпал от старого балласта. Между улицами Свердлова (ныне ул. Гимназическая) и Железнодорожной подготовлен к мощению участок дороги, по Ярмарочной (ныне Головатого) вырыта траншея для водопровода. От станции Краснодар-2 до асфальтобетонного завода прокладывалась узкоколейная ветка железнодорожных путей…» — сообщала одна из краевых газет.

В послевоенное время было построено много новых трамвайных линий: в район КСК, мясокомбината, на биофабрику. Позже —
по ул. Садовой, в Юбилейный микрорайон.

 Сегодня трамвай переживает, можно сказать, ренессанс: обновляется подвижной состав, проектируются новые маршруты, обсуждают перспективы скоростного трамвая. С юбилеем тебя, краснодарский трамвай, наш старый и добрый друг!

Прямая речь

Александр Грачев,директор МУП «КТТУ»:

— У краснодарского трамвая славная  долгая история — 10 декабря ему исполнится 120 лет! И сегодня она продолжается: МУП «КТТУ» обновляет подвижной состав — за два года на линии вышло 70 новых трамваев, поступление  вагонов ожидаем и в следующем году.
В наших ремонтных мастерских реконструируем старые вагоны. Есть конкретные планы по продлению трамвайных маршрутов — первый из них пойдет в микрорайон Московский. Одним словом, трамвай продолжает оставаться самым  популярным и любимым транспортом жителей краевого центра, а мы сделаем все, чтобы он оставался таким и впредь.