Протоирей Сергей Рыбкин. Фото: Игорь Чураков, «Краснодарские известия»

Религий много, одна — совершенная

— Что особенного в христианстве? Чем оно отличается от других религий?

— Только в христианстве Бог — Слово и Бог — Любовь. Только в христианстве Бог троичен. В этом тоже есть большой смысл (в остальных религиях Бог един). Например, мы любим, но любовь бывает разная. Например, любовь к Отечеству отличается от любви к женщине. А есть еще любовь к ребенку, любовь к труду и т.д.

Какая в нашей обычной жизни самая совершенная любовь? Наверное, к себе подобному. Наверное, любовь мужчины и женщины. Это всесовершенная любовь мужа и жены, из этой любви рождаются дети. Но Аллах один, Саваоф тоже один. А в Троице, помимо Бога Отца, есть Сын, которого рождает Отец. И есть Святой Дух. Вот она — всесовершенная любовь между собой. Она изливается на наш мир, и мир наш плодоносит. В этом и отличие христианства от остальных религий. В нем Бог троичен, и именно от Троицы истекает всесовершенная Любовь. Это Любовь трех ипостасей одного-единого Бога.

— Обычному человеку такой онтологический аргумент может показаться малоубедительным.

— Хорошо. Только в христианстве, как ни в какой другой религии, прикладное значение богословия легко применяется и легко все объясняет. Например, у человека есть долг и обязанности. Кормить ребенка — это обязанность. А защищать Отечество — долг. Ребенка мы не можем не кормить, иначе он умрет. А вот Отечество защищают не все. В ту же Великую Отечественную войну были предатели, которые служили в частях вермахта. Так вот обязанности мы выполняем принудительно, а долг берем добровольно. В других религиях такое нравственное богословие особо не рассматривается.

На практике теория должного говорит, что семейные обязанности не выполняются добровольно. Это кирпичики, это стена. А раствор, который их скрепляет, — это то, что мы можем не делать, но берем на себя добровольно. Это тоже общее дело. Если его не будет, семья зачастую разваливается. Обязанности, в отличие от долга, не скрепляют.

— Но теория должного хорошо разработана тем же конфуцианством. В западной философии существует также теория должного, наиболее ярко выраженная в этике Иммануила Канта. Почему бы человеку не взять их в практическое применение?

— Добро везде таково. В исламе, христианстве, даосизме и т.д. Нравственные ориентиры есть и в моральном кодексе строителя коммунизма. И зло везде таково. Просто если взять политеистические религии (многобожие), там нет разветвленного учения о загробном мире. Впервые оно было изложено только в иудаизме. Там вероучение —
Тора. Но из Ветхого Завета выходит Новый Завет. Путь от Ветхого Завета (иудаизма) к Новому (христианству) вполне логичен. Но у нас в христианстве есть три конфессии: православие, католичество, протестантизм. Какую тут выбрать? Я выбираю самую древнюю — православие. Из него вышли католики, а из них уже протестанты.

Убери внешние рамки — и перед нами бандит

— Почему существует много религий? Почему в мире не удается утвердиться одному истинному учению?

— У Сатаны есть правило: разделяй и властвуй. Поэтому он и старается, чтобы конфессий было много, чтобы люди приходили в разные религии, а не сплачивались под знаменем одной. Но и Бог также применял принцип «разделяй и властвуй». Вспомните, как он разделил языки строителей Вавилонской башни. Люди перестали понимать друг друга, поэтому бросили строительство.

Эта методика не имеет окраса, ее применяют все. Сатана строит верования различного характера, которые отдаляют от истины. Наша задача — определить ту религию, которая истинна. Христианство наиболее приближено к человеку. Оно четко объясняет, что происходит, глубинно, начиная от первого дня сотворения мира.

— Но ведь каждая мировая религия несет в себе моральную основу, каждая призывает к добру и отвращает от зла.

— Ветхий Завет — эпоха естественно-нравственного закона. Он выражается в принципе «око за око, зуб за зуб». Здесь человек становится благочестивым при соблюдении внешних дисциплинарных рамок. Скажем, он соблюдает Тору. Убери внешние рамки — и вот уже перед нами не человек, а бандит. Новый Завет — эпоха евангельского нравственного закона. Здесь говорится: «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую».

Евангельские законы — внутренние дисциплинарные рамки. Они намного сильнее внешних. Вот почему вместо Ветхого Завета был введен Новый (при этом Ветхий Завет у христиан остался как базис). Давно известно: чтобы государство рухнуло, надо убрать институт по сохранению закона нравственности. Чем выше нравственность, тем больше безопасность государства. Такой институт во всех государствах представляет религия.

Кто может заменить нравственность в законе? Культура? Она лишь только инструмент. Партия? Но только при однопартийной системе, как было в СССР. Поэтому большевики взяли власть в России вместе с эсерами, а затем последних вывели из состава Центрального комитета, попросту отстранили от управления. Поэтому потом в Ленина стреляла эсерка Фанни Каплан. 

Идеологически-нравственная структура у коммунистов была взята из Ветхого Завета: моральный кодекс строителей коммунизма, товарищеские суды и т.п. Это были жестокие рамки. А после исчезновения СССР они упали, и к нам пришли лихие 90-е. А наша церковь тогда была еще не готова взять на себя воспитательную роль.

У науки и религии разные области приложения

— Сегодня многие с большим скепсисом относятся к той части Библии, где Бог создал мир за 6 дней.

— Ученые не ошибаются насчет физического мира. Но есть же еще и метафизический мир, а там все по-другому. Шестоднев объясняет метафизический мир. Очень важный момент в том, что в первый день Бог сотворил одновременно тьму и свет, их чередование есть динамика. Она лежит в основе всех жизненных процессов. Без нее, в статике, все умирает.

— Иногда на улицах можно увидеть людей в майках с надписью: «Мой Бог рабом меня не кличет». Это отсыл к фразе советского кинофильма 1982 года «Василий Буслаев». Своего рода упрек христианам от сторонников язычества.

— Бог к нам относился как к рабам, это точно. Но после того как Христос принял смерть на кресте, Он стал к нам относиться как к детям. Потому что, принимая внутрь Христа, через причастие, Господь из нас говорит: «Отче наш». Он обращается к своему отцу из меня. Я становлюсь его сыном. Через причастие Господь даровал нам сыноположение. 

Мы стали Его детьми, мы усыновлены. Но это относится только к причастникам тела и крови Христова. Причастников у нас, к сожалению, всего 1,5% населения России. Те, кого обычно называют воцерковленными — кто принимает церковные правила, знает и руководствуется ими. Это посты, молитвы, хождение в церковь. Эти люди, усыновленные Богом, никак не могут быть рабами. К остальным Бог относится не так, как к причастникам. Хотя мы называем себя сами рабами, потому что «и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

«Раб Божий» — фигуральное обращение, которое конкретного базиса под собой не имеет. Бог нас, православных христиан, рабами не считает. Остальных Он милует.

— Господь усыновляет тех, кто соблюдает церковные правила. Почему тогда в притче о возвращении блудного сына Он отдает больше почестей тому своему ребенку, который сначала потребовал свое наследство у отца, потом его промотал и вернулся с покаянием. Для такого сына Он закатывает пир. А тому ребенку, кто был ему верен всю жизнь, в почестях отказывает.

— Возвращение блудного сына — подвиг. Ведь он вернулся, сказав: «Отец, прими меня рабом своим, я буду у тебя работником». Сын не надеялся получить от отца благо. Это подвиг — себя так уничижить. А старшего сына заело: по случаю возвращения младшего отец теленка зарезал, а старшему и козла не дал заесть. Работай да работай. И сказал ему отце: «Вся моя твоя», иди работай. Но я бы сказал, что там вырисовывается еще и третий сын. Фигурально. Который не промотал наследства и отца не попрекал. Он будет самым лучшим. Не надо ни блудить, ни психовать.

Фото: Игорь Чураков, «Краснодарские известия»

— Как-то на одном мероприятии протоиерей Александр Игнатов, настоятель краснодарского храма Рождества Христова, выступая с речью, задал риторический вопрос собеседникам: «Кто верит в то, что произошел от обезьяны?» В обыденном сознании христианство часто выступает против науки, сдерживает ее. Как сейчас христианину увязать веру, изложение в Священном Писании и современные достижения науки?

— Религия к эволюции относится нормально. Никакого антагонизма здесь вообще нет. Почему-то всегда, когда затрагивается вопрос о противостоянии науки и религии, сводят все к обезьяне. Чарльз Дарвин выдвинул свою гипотезу. Он не утверждал, а предположил.

Сейчас весь ученый мир согласен, что мир был создан в результате большого взрыва, то есть появился одномоментно. Надо четко понимать: область приложения науки — физический мир. Она только его изучает и ничего не может познать из мира тонкого. А церковь занимается такой же наукой, только в области дха. Как религия может противоречить науке? У нас разная степень приложения. Общество развивается, мы развиваемся.

Нельзя читать Библию прямым текстом

— Библию не всегда надо понимать буквально? Там есть символический смысл?

— Конечно. Неслучайно Господь говорил притчами. Наш словарь приспособлен только к физическому миру. Поэтому, например, говоря о зарождении веры, Господь использует притчу о сеятеле. У нас есть разные языки — символа, притчи, искусства. Зарождение любви в нас невозможно описать. А вот музыка это может сделать. Послушайте «Волшебную флейту» Моцарта, вы поймете, что такое зарождение любви к Богу. Так же и живопись. Так же есть язык символа. Но он очень жесткий и символизирует только те процессы, которые проходят стопроцентно. Язык притчи и язык искусства мобильны, их можно понимать как хочешь. В Библии много символичного, либо притчевого. Нельзя читать Библию прямым текстом. Это исключено.

— Почему Русская православная церковь настаивает на захоронении Ленина? Ведь в христианстве есть практика поклонения мощам святых, когда останки, которые уже были погребены, вынимаются из земли.

— Действительно, все мощи принимаются из-под спуда. Изначально эти люди были захоронены. Например, в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры находятся мощи Сергия Радонежского. А в Никоновском пределе лежат мощи его ученика Никона Радонежского. Сколько ни пытались поднять их, не получалось. То подпочвенные воды мешали, то еще что-то. Пока не решили, что ученик не хочет быть равным своему учителю. Так Никон и остался под спудом, то есть в земле. А по поводу Ленина и других незахороненных личностей представители церкви высказывают частные воззрения. Это мнения тех или иных архиереев. С моей точки зрения, придать земле того же Ленина нереально. Бальзамированного человека надо просто кремировать. Что касается мощей святых, они поднимаются из земли только тогда, когда есть много свидетельств, что от этих людей исходит помощь. Вот сейчас лежит тетрадочка около святейшего Патриарха Алексия II. Там записываются чудеса, которые произошли по молитве ему. Молимся мы святейшему патриарху как за упокой, но получаем от него помощь. Но когда набирается большое количество чудотворений, поднимается вопрос о канонизации. Тогда рассматривается житие человека, помощь после смерти и лишь только потом поднимают мощи.

— Зачем был канонизирован император Николай II, на совести которого безразличие к трагедии, случившейся на Ходынском поле во время его коронации, Кровавое воскресенье, Ленский расстрел и прочие чудовищные события?

— Его канонизировали по причине принятия мученической смерти. Например, мы знаем святого мученика Вонифатия. Был, как сейчас сказали бы, альфонсом, сильно выпивал. Как-то он увидел, как на площади мучили христиан. Потрясенный тем, как те умирают за веру в Христа, он решил так же принять с ними все муки, объявив себя христианином. Принял мученическую кончину, за что был канонизирован церковью. Сейчас Вонифатию молятся те, кто страдает алкоголизмом. Возможностей у Николая II уехать из России после отречения от престола было предостаточно. В период Временного правительства его никто не держал, он особо никому не был нужен. Ему предлагали это сделать офицеры, но он отказался.

— Почему?

— Было много пророчеств, говорящих, что Николая II ждет подобная кончина. И он пытался ее избежать. Вообще, у последнего русского царя очень интересная биография. Он даже представлял свою кандидатуру на патриарший престол, хотел стать монахом. Думаю, Николай прекрасно знал, какая его ждет смерть.