Вода и пляжи – общие!
— Дмитрий Викторович, с какими вызовами и нарушениями сталкивается ваше ведомство в регионе сейчас?
— Один из ключевых вызовов — нарушения, связанные с незаконным формированием земельных участков. Особенно остро эта проблема стоит в случаях, когда происходит захват акваторий водных объектов. Здесь важно понимать: по закону любой водный объект — федеральная собственность, а береговая полоса — территория общего пользования. Она должна быть доступна для всех граждан. Любые попытки огородить, приватизировать или самовольно захватить такие участки — это прямое нарушение законодательства.
Яркий пример — завершенное в 2024 году дело о корректировке границ земельных участков в Краснодаре и Динском районе, куда была незаконно включена балка реки Осечки, федеральный водный объект. Наши специалисты добились через суд решения об исключении акватории из чужой собственности и восстановлении ее правового статуса. Принципиальная и очень важная победа для обеспечения доступа людей к воде.
Это не единичный случай. К сожалению, подобные нарушения — достаточно распространенная практика, и мы должны жестко пресекать такие попытки, защищая и возвращая государству то, что принадлежит ему по праву.
— Есть ли дела, решение которых затянулось на несколько лет?
— Да, к сожалению, такие дела есть, и это один серьезный вызов в нашей работе. Чаще всего речь о сложных процессах, связанных с установлением исторически верных границ земельных участков, признанием реестровых ошибок, а также делах, требующих проведения специальных экспертиз с привлечением узкопрофильных специалистов, что само по себе занимает значительное время. К примеру, многолетнее дело о Волочаевском пляже широко освещалось в СМИ. Наше управление подало иск еще в 2021 году, и только летом 2025 года оно получило свое окончательное разрешение — решение Верховного Суда РФ. Это был принципиальный для нас спор о незаконном захвате акватории Черного моря. Первую значительную победу мы одержали в 2024 году, когда суд удовлетворил наши ключевые требования о возврате территории в федеральную собственность. Однако для вступления решения в силу потребовалось пройти все судебные инстанции, включая надзорную, что заняло дополнительное время.
От профилактики – к понуждению
— Какие инструменты воздействия на нарушителей в арсенале вашего ведомства?
— Наш арсенал достаточно широк и выстроен по принципу эскалации — от профилактических мер до понуждения. Во-первых, это досудебный, или административный, порядок. Мы не сразу идем в суд. Начинается все с направления официальных требований об устранении нарушений. Параллельно информируем профильные надзорные органы — Росреестр, Росприроднадзор, органы прокуратуры — чтобы они в рамках своих полномочий также провели проверку, вынесли предписания или привлекли к административной ответственности. Это дает возможность решить проблему максимально быстро и без длительных судебных процессов.
Если же диалог не помогает, переходим ко второму инструменту — судебному порядку. Наши юристы готовят иски о признании прав, истребовании имущества из чужого незаконного владения, сносе самовольных построек или приведении земельного участка в первоначальное состояние. Подавляющее большинство споров мы выигрываем, так как действуем строго в рамках закона.
И, наконец, третий этап — принудительное исполнение. Когда решение суда есть, но нарушитель его игнорирует, в дело вступает Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Именно она обеспечивает исполнение решения, вплоть до ареста имущества или принудительного сноса.
Экономический ресурс
— Остаются ли в крае объекты, которые длительное время не используются? Как решается их судьба?
— Да, такая проблема, к сожалению, есть. И здесь я бы разделил все «спящие» активы на две большие категории, с которыми мы работаем по разным схемам.
Первая категория. Объекты, которые уже есть в казне, но ни за кем не закреплены. Наша ключевая задача — максимально быстро вовлечь в хозяйственный оборот. Как это выглядит на практике? Мы в приоритетном порядке предлагаем эти здания и помещения федеральным органам власти, которым может требоваться дополнительное пространство. Если у них потребности нет, рассматриваем возможность безвозмездной передачи на региональный или муниципальный уровень — для социальных нужд края. И, наконец, оцениваем коммерческий потенциал объекта: если он есть, выставляем на аукцион для продажи или передачи в аренду.
Вторая категория — более сложная. Объекты, которые формально за кем-то закреплены, но годами простаивают без дела. Мы выясняем, почему объект не используется, и оцениваем степень бездействия учреждения. Если выясняется, что правообладатель недобросовестно исполняет свои обязанности по содержанию и использованию имущества, поднимаем вопрос об изъятии. Процесс серьезный и часто выносится на рассмотрение правительственной комиссии. В случае положительного решения объект изымается и затем перезакрепляется за тем, кто сможет его эффективно использовать, либо также передается в казну для дальнейшей продажи или аренды. И опять-таки действуем адресно.
— Как обстоят дела с вовлечением в оборот неиспользуемых земельных участков?
— Это одно из наших ключевых и самых динамичных направлений работы. Мы активно используем рыночные механизмы, чтобы вывести простаивающие федеральные земли из состояния «заморозки» и начать получать от них доход для государства. Только с начала 2025 года нашим управлением было организовано и успешно проведено порядка 17 аукционов на право заключения договоров аренды. Участки обрели новых, ответственных арендаторов, которые будут использовать их для ведения бизнеса, сельского хозяйства или иных законных целей. В отношении 187 земельных участков оформлены земельно-имущественные отношения.
Работа не останавливается ни на день. Например, прямо сейчас открыт прием заявок на аренду двух земельных участков в Тихорецком и Северском районах. Мы постоянно обновляем перечень доступных активов, чтобы максимально расширить круг потенциальных инвесторов и найти лучшее применение для каждого участка.
Мы планомерно, шаг за шагом, сокращаем количество неиспользуемых земель, переводя их из пассива в активный экономический ресурс края.
— Какие объекты планируются к приватизации в ближайшее время?
— Прямо сейчас мы активно ведем приватизацию нескольких ключевых объектов, и здесь есть как точечные предложения для малого бизнеса, так и один масштабный, знаковый лот, способный оказать серьезное влияние на развитие целого курортного кластера.
Главный — канатная дорога в Краснополянском округе Сочи. Параллельно мы предлагаем и более компактные, но не менее перспективные активы для малого и среднего бизнеса:
— нежилое помещение в Тихорецке (43,4 кв. м) — прием заявок до 10 сентября,
— помещения в Краснодаре на ул. Лузана (105,2 кв. м) — торги завершатся 15 сентября,
— здание с земельным участком в Хадыженске — заявки принимаются до 19 сентября.
Подбираем для каждого актива оптимальный механизм, чтобы он попал в руки эффективного собственника, который сможет его развивать.
— Есть ли практика передачи федерального имущества в социальное пользование?
— Да, это одно из важнейших и, я бы сказал, приоритетных направлений нашей работы. Яркий пример такой работы — Дом культуры в поселке отделения №2 СКЗНИИСиВ в Краснодаре. Здание долгое время находилось в неудовлетворительном состоянии и не использовалось. Сейчас мы активно работаем над его передачей в собственность муниципального образования.
Мы уже сделали первый шаг — заключили договор безвозмездного пользования, чтобы город мог начать работы. Параллельно весь пакет документов направлен на рассмотрение правительственной комиссии для получения окончательного одобрения на безвозмездную передачу в собственность.
Мы очень надеемся на положительное решение и уверены, что городские власти смогут отреставрировать этот ДК, вернув его жителям.
С нейронкой — на ты
— Планируется ли расширение практики онлайн-аукционов в крае?
— Спасибо за актуальный вопрос. Хочу сразу отметить, что онлайн-аукционы уже являются абсолютной нормой и основным способом проведения всех конкурентных закупочных процедур в соответствии с федеральным законодательством. Согласно 44-ФЗ, все открытые торги, включая аукционы, проводятся исключительно в электронной форме. Это давно установившаяся практика, а не план на будущее. Это позволяет обеспечить максимальную прозрачность, конкуренцию и доступность для всех потенциальных поставщиков из любого региона страны.
Если говорить о динамике, то доля аукционов в общем объеме наших закупок — величина переменная и может колебаться в среднем вокруг 60%, так как она зависит от конкретных потребностей в тех или иных товарах, работах или услугах в текущем году.
При этом мы наблюдаем общероссийскую тенденцию к централизации закупок. Все больше процессов переходит на федеральный уровень, что, естественно, снижает общее количество процедур, которые инициирует непосредственно наше территориальное управление. Однако те аукционы, которые мы проводим, — всегда проходят в электронном формате, и мы видим свою задачу в том, чтобы продолжать делать их максимально прозрачными и эффективными для государства и удобными для бизнеса.
— Допускаете ли вы использование ИИ в вашем работе? В какой степени доверяете нейросети?
— Росимущество активно идет в ногу со временем, и новые информационные технологии, включая искусственный интеллект, становятся нашими надежными помощниками. Это не просто тренд, а реальный инструмент для повышения эффективности управления госимуществом. Мы уже внедряем ИИ в наши цифровые сервисы, в частности, на отечественной платформе Гостех. Нейросети помогают нам решать ключевую задачу: определять оптимальную судьбу для каждого объекта. Система анализирует большие данные из множества источников — от государственных информационных систем до открытых коммерческих площадок. Она учитывает характеристики объекта, его местоположение, рыночную ситуацию и потенциальную окупаемость.
На основе этого анализа ИИ не принимает решение вместо человека, а готовит обоснованные рекомендации для наших специалистов: какой объект выгоднее продать, какой передать в аренду, а какой — сохранить в казне для иных целей.
К сведению
На платформе ГосТех работает комплексный сервис «Федеральное имущество онлайн». Он состоит из четырех взаимосвязанных блоков:
Маркетплейс. Там собрана подробная информация обо всех объектах федеральной недвижимости, доступных для аренды или покупки.
Личный кабинет заявителя. Через него пользователь, найдя подходящий объект в маркетплейсе, может в режиме онлайн подать заявление и главное, заключить сделку, будь то договор аренды или купли-продажи, без лишних визитов в органы власти.
Личный кабинет арендатора. Сервис для тех, кто уже работает с Росимуществом. Он позволяет в режиме «одного окна» вести все взаиморасчеты, вносить арендную плату и решать типовые вопросы, например, запросить необходимые справки.
Подсистема обработки обращений. Автоматизирует работу с любыми вопросами и заявлениями граждан, обеспечивая быстрый и четкий ответ, а также освобождая время сотрудников от рутины для решения более комплексных задач.
Статистика: В2025 году специалисты Росимущества проверили свыше 300 объектов в регионе. Отправили предписания с четкими сроками устранения нарушений. К злостным нарушителям – там, где объект заброшен или используется не по назначению, — применили более жесткие меры, вплоть до принудительного изъятия.