Он трудится там, где от расплавленного металла во все стороны брызжет искрами и сажей, где небольшая ошибка может обернуться бедой, где важно удержать цех от простоя. Иван Остапенко — сменный мастер огне-упорного участка, один из тех, кто знает металлургию не по книжкам, а по опыту, впитавшемуся в руки, голос и взгляд. В преддверии Дня металлурга — честный разговор о профессии и семье.

«Здесь все держится на выносливости и умении не суетиться»

Мой собеседник уверен: металл — это не про романтику. Это про высокие температуры, тяжелую физическую работу, про то, как «руками за смену 4 тонны металла перекидываем».

Иван Владимирович Остапенко о тяжелой промышленности знает гораздо больше, чем многие. Он пришел в горячую профессию в 1991 году, будучи совсем молодым парнем, и с тех пор не уходил из нее ни на день:

Сначала работал на цементном заводе, а в металлургии — с 2006-го. С тех пор и пошло: огнеупоры, прокладка, подготовка ковшей. Когда-то все вручную. Сейчас слежу, чтобы процесс в нашем цехе шел правильно.

Сегодня Иван Остапенко — сменный мастер. Под его контролем целый участок, огнеупорщики и ковшевики. Одна из задач — подготовка стальковшей: тех самых сосудов, которые принимают расплавленный металл и удерживают его при температуре выше 1600°С. Работа тяжелая, но очень нужная.

Что самое главное в вашей работе?

— Не терять хладнокровия. Не суетиться. Присмотреться. Принять верное решение. Если ошибся, можно остановить все производство на 2-3 часа. А это уже серьезно. Я даже в свои выходные думаю о работе, все ли здесь у нас в порядке.

«Теория — она красивая, но практика — совсем другая»

Цех, в котором работает Иван Владимирович, — это 745 человек. Спрашиваю моего героя, бывает ли, что кто-то не выдерживает тяжести такой работы.

Бывает. Профессия не из легких. Но, знаете, если выдержал первый год, уже никогда не уйдешь из металлургии. Проверено. Завод — это ведь не только производство. Мы тут друг другу и советчики, и старшие товарищи, да что говорить — вторая семья.

Помните свою первую смену?

— Конечно. Тогда мне показалось, что жара просто невыносимая. Но через пару дней я уже не думал о температуре — все мысли были о том, как правильно выполнить свою задачу.

Чтобы стать здесь руководителем, приходится пройти все ступени?

— Само собой. Вот эта первая ступенька самая сложная. Этого пути как раз кто-то и не выдерживает. Не только морально, сложно физически. Работать 12 часов при высоких температурах, когда через руки проходит несколько тонн металла, — такое не каждому под силу. Выносливость — вот что главное. Не сила. Нужно учиться просто держать ритм.

А какой, по-вашему, должен быть настоящий начальник?

— Начни с самого низа. Пройди все своими ногами и руками. Тогда научишься требовать от других правильные вещи, потому что сам знаешь, каково это. А если не знаешь — не имеешь права руководить. Теория — она красивая, но практика — совсем другая. В ней мелочей не бывает.

«Нет у меня каких-то недосягаемых амбиций. Все — поэтапно»

Иван Владимирович о своей работе говорит с уважением. Без пафоса, но с пониманием важности того, что делает.

Я приехал сюда из Казахстана. С тех пор все крутится вокруг нашего завода. Построил в Абинске дом для семьи. До сих пор благоустраиваем, огород высаживаем. Шаг за шагом,  от цели к цели. Нет у меня каких-то недосягаемых амбиций. Все — поэтапно.

А если во время смены все идет отлично, по секундам, какое у вас возникает чувство?

— Удовлетворения. Тихое такое спокойствие. Металл пошел. Все работает. Люди сделали свою часть, ты — свою. Все — по цепочке. Это и есть настоящая командная работа.

Люблю тихую охоту, если огород не отвлекает

Несмотря на напряженную работу, Иван находит время и для простых радостей.

Как вы отдыхаете?

— Если в огороде дел немного, езжу в лес за грибами. Очень люблю тихую охоту. Отпуск прошу осенью, желательно в октябре, чтобы урожай собрать и в лес выбраться, а летом, если есть возможность, конечно, едем на море.

У Ивана Остапенко — жена и двое детей. Старший сын учится на нефтяника, младшему неожиданно понравилась профессия учителя математики.

Вы хотели, чтобы дети шли по вашим стопам?

— Нет. Пускай каждый найдет свое. Старший в любом случае, как и я, выбрал производство, только другое. А вот мой младший учился на киповца, но что-то пошло не так. Прошел практику в школе, и, кажется, после получения диплома собирается работать там.

А есть у вас девиз, с которым идете по жизни?

— Все очень просто и сложно одновременно: «Главное — не теряй себя. Живи честно, работай честно. Все остальное приложится».