Ирине Никаноровой 25 лет, но за ее плечами уже шесть лет опыта работы в медицине. Девушка рассказала нам, какие лекарства самые востребованные, что обычно покупают ночью и не страшно ли работать по ночам.

bezymiannyi 8141 679b0725fe Краснодарские известия
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Все должно быть разложено по полочкам

— Ирина, почему вы выбрали именно эту профессию? Чем она вас привлекла? И вообще, выбор случился по любви или родители настояли?

— Еще с детства я мечтала о работе, связанной с медициной, более того — в школе мне очень нравилась химия, так пазл и сложился. К тому же большой плюс моей работы в том, что ты востребован в любом регионе России и даже ближнем зарубежье. То есть где бы ты ни был, куда бы ни переезжал, всегда сможешь найти аптеку и устроиться на работу.

— Считается, что профессия фармацевта спокойная: светло, тепло, комфортно…

— Это да. Но в среднем смена длится часов 12. Покупателей довольно много, иногда бывает так, что ты не успеваешь даже поесть или вообще ни разу присесть. Хотя тебе тепло и светло, но тем не менее надо учитывать тот факт, что у нас, помимо отпуска лекарств, еще много дополнительной работы, о которой мало кто знает. Например, разобрать товар, оформить витрину, потому что в профессии фармацевта так принято, что все разложено четко по полочкам, все обязательно пересчитывается. Витрины должны быть чистыми, красиво оформленными, а это достаточно трудоемкий процесс, поэтому к концу рабочего дня ноги побаливают.

Круглогодично покупают капли в нос

— Наблюдается ли сезонность в покупке лекарств? И в какое время суток больше всего покупателей?

— Так как мы живем недалеко от моря, то частые летние покупки — это мази от ожогов и различные препараты от отравления. Зимой — противовирусные и лекарства для снятия симптомов простуды и гриппа. Осенью, наверное, так же, как и зимой, а вот весной не могу выделить какие-то определенные препараты. Капли в нос покупают круглый год.

Что касается времени суток, когда чаще всего совершают покупки (а я работаю в аптеке 24/7), то основной поток людей приходится на промежуток с восьми вечера до часу ночи. Большой трафик наблюдается утром, когда люди идут на работу, и вечером, когда они возвращаются домой.

— Как часто вы работаете в ночную смену? И вообще, зачем нужны ночные аптеки? Вот к вам по ночам в основном за какими медпрепаратами приходили?

— В месяц выходит примерно 3-4 ночи. Вообще круглосуточные аптеки необходимы, чтобы люди могли купить препараты первой помощи: жаропонижающие ребенку, противодиарейные, противорвотные, когда требуется срочная помощь. А еще берут снотворное, контрацептивы, поэтому дежурные аптеки нужны. Но в моей практике все далеко не так, потому что даже в три часа ночи ко мне могут зайти просто за «гематогенкой», косметикой либо купить препараты, которые следует принять, скажем так, не в срочном порядке. То есть у людей совершенно никак не регулируется день и ночь. За любым препаратом — в любое время.

— Не страшно ли работать ночью? Бывали у вас инциденты с неадекватными посетителями в это время?

— Мне не страшно, потому что аптека полностью закрыта, я работаю через окошко. А насчет неадекватных покупателей… Таких и днем хватает, это вообще не зависит от времени суток в целом. Был один случай, когда я еще не успела открыть окошко ночью, а девушка начала на меня кричать: «Почему вы так на меня смотрите?!» А я даже не успела с ней поздороваться. Она стала меня оскорблять, это очень неприятно. По уставу, нельзя идти на поводу у подобных клиентов, нужно постараться урегулировать конфликт, чтобы в конечном итоге покупатель остался доволен. Но по факту в той ситуации я никак не отреагировала на ее замечания. Единственное, спросила: «Вы что-то хотели купить?» Она ответила: «Да, мне нужен чай». Я его ей продала, и она ушла. Однако осадок остался максимально негативный. На самом деле неадекватных покупателей меньше, чем нормальных, просто первые больше врезаются в память.

Есть уникальные препараты, которым нет замены

— Обычно люди жалуются на то, что фармацевты предлагают им дорогие препараты. Какое обезболивающее вы сами предложили бы покупателю: за 300 или за 100 рублей?

— В действительности, в аптечной практике есть приказ, который регламентирует, как следует предлагать препараты. Ты должен обязательно назвать оригинальный препарат, он всегда, естественно, стоит дороже, затем посоветовать синонимическую замену средней категории, а после — совсем низкую, это что касается закона. Если перейти к практике, то все зависит от конкретной ситуации: что именно болит у покупателя, как долго, кому предназначен препарат: ребенку, взрослому. Здесь все индивидуально.

В первую очередь я советую эффективный и качественный препарат, озвучиваю альтернативные варианты разных ценовых категорий, а дальше покупатель сам решает, что выбрать.

— Правда ли, что все дорогие лекарства имеют дешевые аналоги? Как часто вы советуете их покупателям?

— Не у всех, потому что существуют уникальные препараты, которые не имеют синонимической замены по составу, но у многих оригинальных препаратов замена есть. Однако она не всегда может быть настолько качественной и эффективной, пройти столько клинических испытаний, сколько имеется у оригинального препарата. Вообще, существует международное непатентованное название (МНН), и, как правило, врач по закону обязан указывать именно это международное название. Однако, придя в аптеку и услышав наши рекомендации, человек может сам выбрать альтернативный препарат, это его право.

— Фармацевты обращаются к врачам, если у них что-то заболит, или они сами назначают себе лечение?

— С какой-то легкой простудой, да, к врачу не пойдут. Но если это что-то серьезное, нужно обращаться к специалисту, потому что есть заболевания, которые требуют точной диагностики: МРТ, УЗИ, анализы. Сам себе ты диагноз поставить не сможешь.

«Неприятно, когда тебе «тыкают»

— Какие вопросы/замечания клиентов вас раздражают больше всего?

— Например, вопрос: «Чем отличается 10 таблеток от 30?». Или если задаешь какой-то вопрос, который подразумевает определенный ответ, например: «У вас сухой кашель или влажный?». Могут ответить: «Да». Еще один очень непонятный вопрос: «А у вас дорогая аптека?». Как мы должны на него ответить, неизвестно. К тому же очень неприятно, когда «тыкают», не слушают или задают вопрос, а ответ пропускают мимо ушей, либо во время покупки говорят по телефону или жуют.

— Каким покупателям вы рады?

— Тем, которые задают вопросы по существу, прислушиваются к твоему мнению как специалиста. Ведь ты 4-6 лет отучился в вузе, стал специалистом своего дела, а не просто так проходил мимо аптеки и решил вдруг устроиться на работу. То есть ты действительно понимаешь, что не зря получил образование, что можешь свои знания применить в жизни, как-то действительно помочь человеку. Таким людям приятно отпускать препараты, им хочется что-то посоветовать.

«Потратить шесть лет — это все-таки много»

— В какой обуви вы ходите на работе?

— Забавный вопрос. Я надеваю кроксы, потому что для меня это удобная обувь. Тебе не нужно напрягать ногу, когда ходишь. Обычно к концу дня ноги очень сильно отекают, и, допустим, в кроссовках ходить просто невозможно, у меня был такой опыт. А в кроксах гораздо удобнее, не так сильно болят ноги.

— Тяжело ли быть фармацевтом в своей семье?

— Нет. Я на самом деле рада, что выбрала эту профессию: в жизни очень помогает. И плюс, что всегда могу помочь родным, что-то подсказать, что-то заменить. Например, можно откорректировать назначение врача, чтобы близкие не тратили деньги на какие-то препараты-пустышки, какое-то дополнительное лечение, которое прописывается, но особо не влияет на излечение заболевания.

— Вы посоветовали бы выпускникам, желающим стать фармацевтами, пойти в эту профессию? Стоит ли она того или нет?

— Я посоветовала бы получить только среднее образование, потому что тратить 6 лет — это, наверное, все-таки слишком для этой профессии. Потому что, в принципе, ты всему учишься непосредственно в аптеке. Не получив высшего образования в этой сфере, ты не потеряешь ничего ни в зарплате, ни в своем статусе, и сможешь продвинуться в любой компании, если станешь действительно грамотным специалистом.