В рамках нашей новой постоянной рубрики, посвященной 80-летию со дня освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков, несколько выпусков посвятим освобождению его столицы. Сегодня наш постоянный автор, кандидат исторических наук Александр Бурмагин продолжит рассказ о том, почему столицу Кубани не удалось освободить в изначально поставленные командованием сроки.
Бои за Смоленскую и Григорьевскую
Наступление войск 56-й армии на краснодарском направлении началось 16 января с большим опозданием из-за перегруппировки войск и задержки прибытия бригад 10-го гв. стрелкового корпуса и приданных дивизий.
На фронте наступления 56-й армии от поселка Горячий Ключ до станицы Ставропольской противником была построена сплошная линия обороны, состоящая из линии окопов с дотами и дзотами, минными полями, колючей проволокой и завалами. На левом фланге армии, на участке фронта от станицы Азовской до Ставропольской, наступали части 83-й и 20-й горнострелковых дивизий, 9-й гв., 7-й и 16-й стрелковых бригад при поддержке двух артиллерийских и двух минометных полков.
В ночь на 16 января части 83-й горнострелковой дивизии под командованием полковника Александра Александровича Лучинского и временно приданного ей 1035-го стрелкового полка майора Ивана Иосифовича Сцепуро 339-й стрелковой дивизии 47-й армии в результате внезапной атаки освободили станицу Ставропольскую и продолжили наступление в направлении Григорьевской. За день упорных боев наши войска продвинулись от 5 до 12 км. Столкнувшись с жесткой обороной противника, в районе последней наступление на этом участке фронта было приостановлено. Завязались ожесточенные бои. Станица была освобождена только 12 февраля 1943 года.
В районе станицы Смоленской 16 января начали наступление полки 20-й горнострелковой дивизии под командованием генерал-майора Адама Петровича Турчинского. 19 января ее части овладели северной и западной окраинами станицы, но полностью освободить Смоленскую не удалось.
Враг активно контратаковал при поддержке танков. На усиление румынских частей в станицу прибыли немецкие части. Два полка дивизии оказались в окружении на улицах станицы. И даже ввод в бой батальонов 7-й стрелковой бригады не изменил сложившегося положения. 21 января понесшие большие потери части дивизии были вынуждены оставить станицу. Бои за Смоленскую, длившиеся до 14 февраля, продолжили батальоны 9-й гв. стрелковой бригады под командованием будущего Главнокомандующего сухопутными силами СССР Героя Советского Союза генерала армии Ивана Григорьевича Павловского. В боях под Смоленской и Григорьевской погибло около пяти тысяч советских воинов.
Незаметно подошли к линии обороны немцев
16 января 55-я гв. дивизия под командованием героя обороны Краснодара генерал-майора Бориса Никитовича Аршинцева и 32-я гв. стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Михаила Федоровича Тихонова с минометным полком нанесли удар западнее Горячего Ключа в направлении на Калужскую и Шенджий. 55-я гв. стрелковая дивизия в результате ожесточенных боев 17 января освободила станицу Калужскую и начала затяжные бои за станицу Новодмитриевскую.
Участник этих боев командир 71-го стрелкового полка подполковник Ковалев вспоминал:
Командир дивизии Аршинцев решил нанести главный удар 71 стрелковым полком, приказав атаковать противника без артподготовки, не ввязываться в бой за опорные пункты, а обходить их, быстро спуститься с горы на равнину и к 14 часам подойти к станице Калужской. Еще в темноте батальон двинулся в путь. Отобранная передовая ударная группа во главе с замкомандира батальона по политчасти Александром Мрачко незаметно подошла к линии обороны немцев, забросала доты гранатами и захватила их. В рукопашном бою, потеряв десятки убитых, немцы отступили. Мы с Климовым, двумя стрелковыми ротами и одной разведротой вслед за группой Мрачко начали преследовать отступающего противника.Разведка донесла: впереди обнаружена немецкая батарея, державшая под огнем дорогу, по которой шли наступающие. Посланный отряд разведчиков и автоматчиков внезапным ударом перебил прислугу орудия, захватил 4 пушки с боеприпасами и взял в плен двух немецких артиллеристов. Захвачены были большие трофеи, много продуктов и кухня с горячим завтраком. Успешно продвигались и другие батальоны полка и к середине дня достигли Калужской.
В боях за освобождение станицы Калужской погиб герой обороны Пашковской переправы командир 35-го гв. полка подполковник Петр Петрович Клименко, похоронен в освобожденной станице.
В завязавшийся за станицу Новодмитриевскую бой была дополнительно введена переданная из состава 46-й армии 61-я стрелковая дивизия под командованием полковника С.Н. Кузнецова. 18 января ее авангард попытался с ходу атаковать противника, но части 97-й егерской дивизии и 116-го отдельного баварского гренадерского полка, оборонявшие станицу, отбили атаку, не поддержанную артиллерией малочисленных частей дивизии. Штурм общими силами дивизии 20 января из-за отсутствия артиллерии и минометов не принес результата. На этом рубеже советские войска понесли большие потери и с 23 января вынуждены перейти к обороне. К 3 февраля были освобождены хутора Новый, Передовик и Труженик. 7 февраля сюда дополнительно перебросили 394-ю стрелковую дивизию полковника П.И. Селехова. Станица Новодмитриевская, прикрывающая стратегическое для немцев шоссе Краснодар — Георге-Афипская, по которому на Абинскую — Крымскую шли колонны отступающих немецко-фашистских войск, была освобождена только после освобождения Краснодара. В боях за станицу погибло свыше 1800 советских воинов.
На правом фланге 395-я стрелковая дивизия под командованием полковника Сабира Умаровича Рахимова начала наступление в районе поселка Фанагорийского с горы Кочканова на высоту 403 и далее на хутор Хатыпс. 19 января 1943 г. 68-я морская стрелковая бригада под командованием подполковника А.Д. Карпелюка начала наступление в направлении на поселок Горячий Ключ, где завязались ожесточенные бои. Лишь 28 января поселок был освобожден при участии бойцов 6-й гв. стрелковой бригады и 277-го полка НКВД.
«В связи с тяжелыми условиями подвоза…»
К началу наступления 56-й армии бригады 10-го гв. корпуса, предназначенные для введения в прорыв и взятия Краснодара, не успели выйти на рубежи атаки. Согласно журналу боевых действий 4-й гв. стрелковой бригады корпуса, соединение в ночь на 1 января 1943 года совершило погрузку в эшелоны и выдвинулось по маршруту: Гудермес — Махачкала — Тбилиси — Сухуми — Сочи — Туапсе и к исходу 7 января первым эшелоном сосредоточилось в поселке Небуг.
В дальнейшем части бригады совершили походный марш по маршруту: Ново-Михайловка — Джубга — Сторожевая — Шебановка — Тхамаха. Преодолев трудный путь по горам, бездорожье и грязь, недоедая, бойцы 2-го и 3-го отдельных стрелковых батальонов с батальоном автоматчиков и ротой разведки только к 17 января сосредоточились в поселке Тхамаха. Остальные части бригады еще продолжали совершать марш в указанный район. Только 19 января 4-я гв. стрелковая бригада окончательно вошла в подчинение 56-й армии.
В этот же день в 20.00 прибывшие части вновь выступили в поход и, совершив 30-км марш по горам, без питания, в 14 часов 20 января сменили 85-й стрелковый полк 32-й гв. стрелковой дивизии и заняли оборону в районе отметки 249,6. Остальные части бригады (1-й осб, 4-й осб, минометный дивизион) сосредоточились в районе отметки 272. Пулеметный батальон еще был в пути, артдивизион только переходил перевал Шабановский.
На примере частей 4-й бригады мы видим, что соединения 10-го гв. корпуса — ударной силы 56-й армии, нацеленной на взятие Краснодара, совершив тяжелейший многодневный марш, прибывали в район боевых действий разновременно, без артиллерии, достаточного количества боеприпасов и продовольствия. Начиная с 20 января соединения гв. корпуса без отдыха, по частям стали вводиться в бои за Краснодар.
Задача освобождения Краснодара 18 января 1943 г., установленная Верховным командованием, оказалась невыполнимой.
Наступление проходило в неблагоприятных погодных условиях. Дожди со снегом и сильный разлив Кубани сделали дороги непригодными для движения, поэтому артиллерия и армейские тылы отстали.
Оперсводка 46-й армии за 30 января 1943 г.: «Тяжелая артиллерия армии из-за плохой проходимости дорог и отсутствия тягловой силы осталась в Рожет, Маратуки. В связи с тяжелыми условиями подвоза армия производит питание войск за счет местных ресурсов и трофеев». Из-за плохой видимости наступление не поддерживалось авиацией. Поэтому продвижение наступающих войск шло медленно.
Но войскам 56-й армии в течение 7 дней удалось выйти на ближние подступы к Краснодару. Этому способствовали успешные действия войск соседних 46-й и 18-й армий, действующих на правом фланге на второстепенных направлениях.