ФОТО: MYEKATERINODAR.RU

Вязали колодки и водили «козу»

Начнем с того, что эта текущая предшествует Великому посту, это своего рода подготовка к нему, а отмечается на стыке времен года — зимы и весны. Традиция зародилась еще в языческой Руси, когда славяне поклонялись многим божествам, и продолжилась уже в христианской культуре, сохранив некоторые элементы древних языческих ритуалов.

Для казаков проводы зимы — относительно молодой праздник, его начали отмечать лишь в XVIII веке.

Это было веселым временем игр, когда катались на лошадях, соревновались в искусстве джигитовки. Иногда по станице могла ходить процессия с соломенным чучелом. Участники этого действа несли с собой фонари с изображениями человеческих лиц, иногда сделанные из тыквы. В других случаях водили «козу» в шубе мехом наружу или «кобылу», голову которой делали из пня.

— Парням и девушкам, которые еще не создали семьи, привязывали «колодки», чтобы мотивировать их быстрее создать семью. Колодкой чаще всего был кусок дерева, иногда похожий на уменьшенную копию сапожной колодки. Но это могли быть совершенно разные предметы: куски материи, платки, ленты, рушники, флаконы одеколона, сухие листья кукурузы (станица Тбилисская), тряпичные куклы (станица Темижбекская). В некоторых станицах в старину их вязание выглядело как обход дворов с песнями. Это делали женатые молодые люди. Иногда от колодки надо было откупаться, угощать тех, кто её привязал,
— рассказал Игорь Васильев, историк, кандидат исторических наук.

Старожилы вспоминали, что можно было откупиться обильным угощением. Если угощение не было щедрым, колодку заставляли носить целую неделю. Очень редко «колодку тягали»: старую деву сажали в запряженную лошадьми телегу, давали ей гребень, пряжу и так возили по хутору. Этот обряд в измененном виде дошел до наших дней — и сейчас на Кубани возят в тачке свекровь и тещу во второй день свадебных торжеств.

ФОТО: MYEKATERINODAR.RU
— Одна из главных особенностей в том, что на Кубани не сжигали чучело, — его не было. Этот обряд стали практиковать в советское время, инициаторами были дома культуры и другие культпросвет учреждения. Даже если единичные случаи установки чучела в регионе и встречались, то его не ставили в центре станицы, хутора, села, а только на окраине. Ведь это символ холода, зимы, поэтому логично было выносить его за населенный пункт. И чаще не сжигали, а раздирали. Потом солому, которой было набито чучело, растаскивали по полю,
— рассказали в научно-исследовательском центре Кубанского казачьего хора.

Силою и удалью похвастать

Любимым развлечением на Масленицу у казаков были кулачные бои. Проводились они по строгим правилам и с четким разделением на возрастные группы. Это дети 5-6 лет, подростки, казаки приготовительного разряда, служилые казаки и старики. В ходе боя разделялись функции членов каждой группы. Дети и подростки становились затравщиками. После того, как участники боя выстраивались «стенка на стенку», вперед между линиями выходили мальчишки, выкрикивая в адрес противоположной партии обидные слова. В ход шли станичные клички или прозвища.

Затем в схватку вступали подростки. Они набегали друг на друга верхом на палках, вооруженные прутьями, с криками «Ура!».

После выходил лидер-боец — представитель взрослых казаков. С криком «Зачинать! Дай бойца!» он вызывал на поединок бойца с противоположной стороны. После короткой схватки «лидеров» в бой включалась «стенка». Казаки в отставке присоединялись к дерущимся по желанию: «выходили побаловаться, силой и удалью похвастать». Каждая партия выбирала из числа опытных бойцов своего атамана.

Задачей стариков было судейство, однако нередко и они подключались к схватке на заключительном этапе.

Свою удаль и боевой дух мужчины демонстрировали также на скачках и джигитовках. На лошадях практиковали и рубку чучел Масленицы во время завершения гуляний. Победителям доставались призы в виде сукна для черкесок или материала для бешметов. Совсем юные мальчики в эти дни могли продемонстрировать сноровку во время игрищ в цурку или мячик.

Есть до икоты, плясать до упаду

Для описания праздника используется преимущественно «пищевая» терминология. Ее названия — Объедуха, Обжорница, Блинница, Блиноедка, Сырная неделя, Прожорная неделя — напоминают о том, что главный ритуал этого магического периода — сплошное столование. «Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду» — так писали о ней.

— Обычай требовал, чтобы еды на праздник было больше, чем можно съесть. Магические мотивы масленичного обжорства: во-первых, плодородие — люди хотели таким образом вызвать обильный урожай. Второй тайный смысл — опустошение, уничтожение прошлого, чтобы в новый мир войти заново рожденными,
— рассказал научный сотрудник Российского этнографического музея Дмитрий Баранов.

На Кубани, как писал в 1845 году смотритель местного духовного училища Василий Золотаренко, «на Масленую вместо блинов делают вареники; это любимое блюдо черноморца».

ФОТО: MYEKATERINODAR.RU

Как правило, еды было так много, что ее не съедали. С остатками поступали по-разному: закапывали, отдавали курам, свиньям. На следующий день доедать их нельзя, потому что наступал Великий пост…

…И просить прощение

Но самый обильный ужин полагалось собрать на стол в заключительный день Масленицы — Прощеный день.

После застолья в Прощеный день станичники ходили к родне и каялись: «Кума-сваха, прости меня Христа ради!» — «Бог тебя простит!» или «Бог тебя прощает, и я тебя прощаю!» —
говорили в ответ.

Первым проявлял инициативу тот, кто считал себя виноватым. Прося прощение, низко кланялись, трижды целовались или даже припадали на колени. Прощение просили не только в семье, но и у родственников, к которым ходили или ездили в гости, у соседей, у встречных на улице. Кланялись в ноги со словами: «Простите Христа ради!» Случалось, что в такой день мирились многолетние враги.

Бубен и отчаянный гопак

Традиции Масленицы в Краснодаре оставались и в советскую эпоху. Вот как отмечали ее в конце февраля 1928 года. Корреспондент «Красного знамени», как мог, описал эти «масленичные» картинки: «Отмечали ее традиционно: блинами, варениками и цеплянием колодок тем женихам и невестам, которые в минувший сезон не обзавелись семьей».

«На Покровке подвыпившему жениху, не успевшему своевременно исполнить закон, цепляли на ногу увесистый пенек на веревке. Это колодка в натуре. А на базаре продавали колодки символические. Были колодки на манер сапожных, но величиной с наперсток, были просто бумажные розы. Цепляли колодки усиленно. И не только на базаре, и в трех оконных домиках на Батарейной (с февраля 1956 года эта улица была переименована в Тургенева), но даже в учреждениях. … Базарный дед с гармошкой, под которую он обычно благочестиво вытягивал «Мимо царствия проходю», явно учел момент и нанял беспризорника с бубном. Вместо набожных вздохов трехрядка заливалась отчаянным гопаком. «Ты ж мене пидманула, ты ж мене пидвела», — выводила трехрядка. А бубен ухал и потряхивал погремушками…»

ФОТО: MYEKATERINODAR.RU

В 70-80 годы прошлого века Масленицу называли Проводами русской зимы (чтобы избавить от религиозного контекста) и отмечали в первое воскресенье марта. Однако сам формат гуляний не менялся: проходили ярмарки, уличные представления, люди пекли блины и вечером того же дня обязательно сжигали чучело.

Правда, праздновали не неделю, а только один день, в выходные. От праздничных традиций, кстати, в 70-е пошла мода на целованье: кто-то, возможно, вспомнит, Леонид Ильич Брежнев вовсю целовался с политическими лидерами.