Передовое учебное заведение
Еще в середине XIX века в Пашковке не было никаких школ, лишь местный священник по собственной инициативе обучал детей грамоте у себя на дому. Но уже к началу XX столетия Пашковка вошла в разряд богатых кубанских станиц. Так, в 1900 году в станице существовало уже три министерских училища и три церковно-приходские школы. Население составляло около 16 тыс. жителей, большая часть — казаки. В 1905-м атаманом Пашковки избирают Андрея Моисеевича Лысенко, который в этой должности показал себя рачительным хозяином, и по инициативе местного казачества начинается интенсивное строительство школ.
В 1903 году закладывается фундамент школы №2 (сегодня №59) на углу улиц Базарной и Гоголя. Строилась она на пожертвования Пашковского казачьего куреня и уже в 1908-м приняла первых учеников. В красивейшем и современном по тем временам здании имелось 18 печей для отопления помещений, ламповое освещение, около десятка просторных комнат для занятий. Школа была оснащена новейшими учебными пособиями и мебелью.
Согласно Положению Управления Кавказским учебным округом, тогда в учебном заведении преподавали: Закон Божий, русский язык и грамматику, украинский язык, арифметику, краткую географию, чистописание. В конце 1930-х в школе начитывалось 320 учеников и 28 учителей по разным предметам.
— При ней был организован приусадебный участок площадью около 1,5 га, на котором выращивали овощи. На вырученные деньги от продажи фруктов и овощей руководству учебного заведения удалось открыть буфет и организовать бесплатное питание для детей. В 1930-40 годах провели электрический свет, появились пионерская и комсомольская организации.
Взрыв и пожар
В годы Великой Отечественной войны школа разделили судьбу многих образовательных организаций того времени. С января 1942 года в школе №59 размещался госпиталь, а во время оккупации немцы устроили в ней склад обозно-вещевого инвентаря и конюшни. Должность директора тогда занимал Александр Поваляев — майор, руководитель подпольного отряда. Он получил задание взорвать здание, и выполнил его. Все было уничтожено, остались лишь обгорелые стены. По воспоминаниям старейшего работника школы Л.И. Усольцевой, Александр Сергеевич, будучи уже на заслуженном отдыхе, вместе с дочерью часто приходил в школу и рассказывал детям о том времени. При следующем директоре, И.Ф. Козлове (1949-1951 гг.), здание было восстановлено.
— В 1996-97 годах в школе произошло два пожара, во время которых пострадали кабинеты директора, секретаря и делопроизводителя, сгорел архив. Как результат, все школьные документы были утрачены. Сейчас в учебном учреждении работает музей, который постепенно пополняется новыми экспонатами и фактами.
Сегодня школа работает как специализированная и коррекционная. Педагогический коллектив составляет 88 человек, знания получает почти 170 детей. Учителя и воспитатели делают все возможное, чтобы дети выходили из стен учебного заведения грамотными и воспитанными. В школе есть свои театр, спортивный клуб «Олимпия», клуб «Патриот». Большая заслуга в этом принадлежит капитану школьного корабля — директору Ларисе Трофименко. Она постоянно в творческом поиске, всегда энергичная и целеустремленная.
«Что такое чернильница и промокашка?»
На Руси раньше существовал такой обычай. Когда ученики заканчивали читать книгу, их матери варили особую сладкую кашу, и все должны были съесть ее из одного горшка. Отсюда и пришло в русский язык слово «однокашники», то есть те, кто вместе учился.
— Так случилось, что в июне состоялась встреча одноклассников выпуска 1973 года. Полвека минуло с того дня, как «друзья веселые, простились мы со школою». Разве можно было подумать, что через столько лет увижу Ирочку Гусеву, Татьяну Макушеву, Витю Бойко, Валеру Романова, Аню Фролову? Вспоминали, как волновались из-за оценок, бегали наперегонки в столовую, собирали макулатуру, заводили друзей и впервые влюблялись.
В наше время парты были тяжелые, громоздкие, с откидными крышками. Недавно дочь приятельницы, школьница, спросила: «А что такое чернильница и промокашка? Почему дети должны были носить их в школу?» Современный ученик, заполняя свою жизнь новыми гаджетами, уже не догадывается о «предках» этих самых штук. А тогда в школе на каждой парте стояли чернильницы, ведь писали-то перьевыми ручками. Чуть позже их сменили на чернильные автоматические, но они все время протекали и ставили в тетрадях кляксы.
По прошествии стольких лет очень трудно остановиться на чем-то конкретном. Очень много было такого, что вдохновляло, огорчало и помогало взрослеть. Одно несомненно: с учителями нам очень повезло. С большой теплотой вспоминаю Янко Евгению Харитоновну — учителя химии и биологии. Ее уроки всегда проходили интересно: учебник отражал лишь небольшую частью того, что мы изучали. Стефанова Ангелина Ильинична — учитель русского языка и литературы, с уважением относилась к каждому из нас, и мы редко приходили на ее уроки неподготовленными. Майборода Николай Александрович стал для нас проводником в мир физики, нам нравились опыты, лабораторные работы, колбы и пробирки. Благодаря нашим учителям из нас получились неплохие экономисты, врачи, педагоги, работники сельского хозяйства и культуры.
— Через 50 лет я снова в школе. Она расцвела и помолодела. Отлично сделан ремонт, впечатляют компьютерные классы, привлекает внимание стенд с дипломами учителей и спортивными кубками.В год школьного юбилея мы, выпускники 1973-го, от всей души поздравляем всех учителей школы, учеников и выпускников. Желаем всем здоровья, процветания и качественного образования!