Станции — как сказочные деревья

В городе с крутыми склонами канатка просто не могла не появиться. Спуск к пляжу, главному козырю сочинского курорта, стал для архитекторов пансионатов и санаториев неким вызовом. И проблема решалась по-разному. Где-то, если позволял рельеф, строили лифты и подземные переходы, но кое-где решались на более оригинальные конструкции — фуникулеры и канатные дороги.

Самая известная канатка, визитная карточка Сочи, соединяет Курортный проспект с Дендрарием. В этом году она отметила юбилей — 45 лет. Длина — 879 метров. По замыслу грузинского архитектора Геры Сечинашвили, ее станции должны были напоминать сказочные деревья с ветками и раскидистой кроной. Поднявшись на вершину горы Лысой,  можно не спеша спускаться вниз по мощеным дорожкам Дендрария, кормить черных лебедей, потеряться в розарии и надышаться кипарисами. Отличная возможность для тех, кому лень карабкаться вверх по крутым дорожкам парка с экзотическими растениями!

Нижняя станция располагается около цирка. Продолжительность поездки — 3 минуты. Строитель канатки — грузинский инженер Вахтанг Лежава. В начале 2010-х прошла ее реконструкция: гондольные кабинки сменили на австрийские, которые вмещают более 20 пассажиров. 

К недостаткам сооружения можно отнести то, что оно периодически закрывается. Как случилось, например, в середине прошлого лета — из-за сильного ветра и ливней. 

Маятниковая дорога

Вторая канатная дорога принадлежит пансионату «Нева» (теперь — «Нева Интернейшнл») и тоже спускается к пляжу. 

Пансионат построили в 1979 году для Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО). Его массивное 24-этажное здание в стиле советского модернизма до сих пор одно из самых высоких в Сочи. Местоположение на вершине горы Виноградной и довольно серьезная удаленность от моря не позволяли сделать лифт, поэтому решили построить канатную дорогу. Построили ее в 1986 году, руководил постройкой Вахтанг Лежава. Канатка «Невы» была самой длинной в советском Сочи — более километра.

Работала она с мая по сентябрь, а зимой вставала на отдых, как и сам пансионат. Всего было 2 гондольные кабинки: одна желтая, другая красная, каждая на 20 человек. Судя по сайту санатория, канатка действует и сегодня, а открывающиеся с нее виды просто изумительны. Она довозит до пляжа санатория «Заполярье». За день две кабинки делают максимум 80 рейсов: они едут навстречу друг другу по несущим канатам, а движение обеспечивает натянутый тяговый канат, который со скрипом наматывается на шкив. Метр такого каната весит больше 12 килограммов.

Канатные дороги в Сочи проектировали специалисты из грузинской Чиатуры, города канатных дорог. Шахтеры в Чиатуре добывают марганец и переправляют его над ручьями и реками на шести маятниковых путях. Дорога в «Неве» тоже маятниковая. 

Еще одна сочинская канатка была построена для санатория «Заря», теперь уже бывшего. Сегодня на его месте возведен ЖК. 

С 50-х годов отдыхающим «Зари» приходилось добираться до пляжа пешком или на автобусах санатория, что из-за крутого спуска было довольно неудобно. И тогда, уже в конце 80-х, было решено построить маятниковую канатную дорогу. Как рассказали старожилы, она так и не заработала, так как были допущены просчеты в проектировании. 

Первый советский

Если ваш экскурсионный маршрут проходит по Курортному проспекту, гид непременно обратит внимание на фуникулер санаторно-курортного комплекса «Сочинский» МО РФ (он же Центральный военный санаторий им. Ворошилова). Конкурс на его постройку для Рабоче-Крестьянской Красной Армии был объявлен в далеком 1929 году. Как написал потом один из первых строителей, инженер Сухоруков, «помню непроходимые заросли, настоящие джунгли на берегу моря, тучи комаров, несущие малярию. Затяжные осенние дожди, которые заливали котлованы, пропитывали влагой палатки». Верхняя часть комплекса находилась на высоте более 250 метров — идти на пляж было долго. Фуникулер построили в 1934 году, его трасса — 373 метра, перепад высот — 81 метр. По сути, он спускается с горы. 

sochi sochi sanatoriiy im voroshilova funikuler 1954 god Краснодарские известия

Фуникулеры к моменту строительства сочинского на территории Советского Союза уже были — в Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде и Тбилиси, но фуникулер санатория РККА был первым, который построили из советских материалов силами советских инженеров и рабочих. Правда, случались и проблемы. В случае отключения электричества вагоны останавливались с закрытыми дверями, так что отдыхающие не имели возможности выйти на открытый воздух.

После реконструкции 2013-2015 годов на нем работают два 60-местных вагона швейцарского производства. А на месте пешеходного перехода через пути смонтирован мостик с откидными пролетами, расходящимися в стороны при прохождении вагонов.

Заброшенное метро?

Оказалось, что оно есть в Сочи — в заброшенном санатории им. Орджоникидзе. Он был построен в 1937 году на юго-западном склоне горы Быхта. По приказу Сталина архитектор создал тогда настоящий «Дворец для народа» в стиле неоклассицизма. Сначала санаторий назывался «Нартяжмаш», но после смерти наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе стал носить его имя. 

Лепнина, роспись, колонны и портики — все, что еще цело, радует взор и сегодня. Долгое время это была самая популярная сочинская «заброшка». Фотографы организовывали сюда настоящее паломничество — размах и богатство архитектуры, буйная зелень и романтика запустения делали удачным любое фото.  И всякий экскурсовод упоминал, что на территории санатория в 1956 году снимались сцены из фильма «Старик Хоттабыч». По задумке режиссера прилетевшие на ковре-самолете волшебник и пионер Волька попадали во дворец могущественного владыки, который оказался санаторием, где отдыхают обычные советские граждане. 

9337b9 Краснодарские известия

В 2011 году санаторий продали. Новый собственник планировал масштабную реконструкцию в преддверии зимней Олимпиады в Сочи. Оценив стоимость работ, ограничились косметическим ремонтом. Во время Олимпиады комплекс не использовался.

В 2016 году приватизация санатория была признана недействительной, и его вернули Управлению делами Президента РФ. Главная причина, почему санаторий им. Орджоникидзе не восстанавливают, — финансирование. По предварительным расчетам, на это требуется от 22 млрд рублей. Вопрос усложняется тем, что объект признан памятником культурного наследия регионального значения и на его территории растут гималайские кедры.

Впрочем, в конце июня прошлого года было объявлено о реконструкции санатория по федеральной программе, и, судя по тому, что с марта этого года сюда перестали пускать туристов, возможно, это и произойдет.

Но вернемся к фуникулеру. Как оказалось, довольно долгое время отдыхающие горняки санатория не могли пользоваться главным оздоровительным ресурсом Сочи. Пляж при санатории был оборудован только после войны, в 1950 году. Но расположение главных корпусов на высоте 75 метров над уровнем моря поставило перед руководством санатория серьезную задачу: как до него добираться? Просто на автобусе — стало бы для статусного санатория, как сейчас говорят, репутационной потерей. Поэтому решено было строить фуникулер, который сдали в 1952 году. 

И выходит, что в конце 1940-х годов, за несколько лет до открытия метрополитена в Санкт-Петербурге, в жарком курортном Сочи началось строительство санатория с собственной веткой подземного рельсового транспорта! Короткой, всего на три станции, но почти настоящей ветки метро — со 126-метровым подземным тоннелем, отделанным чугунными тюбингами. 

Так как санаторий им. Орджоникидзе был своеобразной витриной советского Сочи, его зачастую включали в программу посещения города-курорта иностранными делегациями. В 1958 году, например, на фуникулере каталась королева Бельгии Елизавета Баварская. Фуникулер санатория Орджоникидзе стал первым и, говорят, единственным подземным в стране. Время в пути составляло около 3 минут.

Текст подготовила Марина Аванесова