Наличных сил не хватало на удержание растянутого фронта в невыгодной для немцев конфигурации.
Тем не менее, Гитлер требовал любой ценой удерживать позиции на правобережной Украине и не допускать прорывов Красной Армии, даже в условиях, когда часть генералитета выступал за дальнейшее отступление с целью сохранения войск.
Наше командование этой ошибочной стратегией немцев умело воспользовалось. В районе города Корсунь-Шевченковский противник удерживал выступ, сдерживавший продвижение наших войск к западу от Черкасс. Вместо лобового штурма обороны противника, наше командование скрытно сосредоточило 3 танковые и 4 общевойсковые армии на флангах немецкой группировки и в сложных погодных условиях 24 января нанесло удар по сходящимся направлениям, что привело к развалу немецкого фронта и образованию к концу января 1944 года Корсунь-Шевченковского котла, в котором оказались части 1-й танковой и 8-й полевой армий вермахта.
Попытки танковых частей вермахта спасти окруженную группировку, как и под Сталинградом, успеха не имели. В ожесточенных боях наши войска сорвали планы немцев по деблокаде окруженной группировки, общая численность которой составляла около 60 000 человек и большое кол-во техники и орудий. В итоге, танки немцев были остановлены в 7 километрах от котла, после чего началась агония.
Командующий окруженной группировкой генерал Штеммерман отдал приказ всем боеспособным частям прорываться любой ценой. 17 числа начался прорыв, в ходе которого был убит сам Штеммерман, а также погибла значительная часть окруженных. 2 окруженных корпуса практически перестали существовать как организованные структуры. Остатки разбитый дивизий пешком выходили на передовые позиции деблокирующей группы, побросав на заснеженных полях танки, САУ, гаубицы и различное военное имущество, а также раненых, часть из которых замерзла.
В итоге, Красная Армия освободила значительную часть правобережной Украины, разгромила значительные немецкие силы, взяла большие трофеи и создала предпосылки для дальнейших операций по освобождению Западной Украины. По итогам этой победы Конев, Ротмистров и Федоренко стали маршалами. Немцы пытались акцентировать внимание, что в отличие от Сталинграда, на этот раз кто-то смог вырваться из котла, но фактически остатки всех вырвавшихся дивизий были отправлены на переформирование. При этом при попытках спасти окруженных, немцы частично сожгли свои танковые резервы (включая большое кол-во «Тигров» и «Пантер»), что имело далекоидущие последствия для операций весны-лета 1944 на Западной Украине. Данное поражение также ускорило снятие Манштейна с поста командующего немецкими войсками на Украине. Ну а апокалиптические кадры разгрома группы Штеммермана облетели весь мир.
Для Красной Армии победа в Корсунь-Шевченковской битве стала первой крупной победой 1944 года наряду с снятием блокады Ленинграда. Но далеко не последней.