Второй сорт. И это — не про продукты

Чернокожие считались гражданами второго сорта — с худшим образованием, худшим медицинским обслуживанием, жизнью в гетто, с заработной платой вдвое меньше, чем у белых работников, зачастую с отсутствием возможности участвовать в выборах.

Существовали отдельные школы для белых и негров, отдельный общественный транспорт, который существовал до 1970-х гг., отели и кафе только для белых и для «цветных».

На городских пляжах Чикаго применялась система расовой сегрегации. 27 июля 1919 года чернокожий подросток Юджин Уильямс, купавшийся в озере, пересек границу, которая разделяла воду на зоны для белых и черных. Его забросали камнями, и он утонул. Белый полицейский, к которому обратился свидетель-негр, отказался арестовать убийцу и арестовал самого свидетеля.

Действия полицейского вызвали возмущения у чернокожих жителей, однако на них напала собравшаяся толпа белых. Беспорядки распространились по всему городу. Белые избивали черных граждан. По ночам на районы, населенные неграми, совершались нападения. Поджигали дома и убивали. Чернокожие были вынуждены оказывать сопротивление, но это было не легко, так как полиция была на стороне нападавших белых.

Беспорядки прекратились после того, как по приказу губернатора штата в город ввели Национальную гвардию — 6 тысяч солдат, которая немедленно приступила к активным действиям. В результате беспорядков погибло 38 человек (из них 23 черных), было ранено 537 (из них 342 черных). Более тысячи чернокожих потеряли свои жилища из-за пожаров. По итогам расследования, 4 августа 1919 года 17 зачинщиков из числа афроамериканцев повесили.

1919 год заслужил в истории Штатов название «кровавого». C июня по декабрь по 25 городам прокатились расовые беспорядки, жертвами которых стали 120 чернокожих.

Указать неграм на их место

Именно для этого в двадцатые годы резко возросла численность Ку-Клукс-Клана*, возрожденного в 1915 году. В 1923 — 1924 годы новый клан объединил в своих рядах около 2 млн американцев. 8 августа 1925 года в центре Вашингтона, прямо перед Капитолием, прошел самый грандиозный парад, состоящий из их членов.

К ужесточению сегрегационной политики перешли и власти, особенно на Западе. Когда черные начали массово переселяться в города Индианы в 1920-е годы, белое население отреагировало политикой ограничений. К примеру, в 1929 году школы Индианаполиса были полностью сегрегированы.

Все смешанные браки белых и цветных считались запрещенными. Термин «белый человек» применяется только к человеку, не имеющему ни капли какой-либо крови, кроме европеоидной. Белыми людьми должны считаться люди, имеющие 1/16 или менее крови американских индейцев и не имеющие примеси другой крови.

Шаг назад

Можно сказать, что в какой-то степени США вернулись в расовой политике к уровню середины XIX века. Сегрегация была законодательно установлена в библиотеках, на предприятиях питания, в театрах, церквях, бассейнах, транспорте, школах.

К примеру, все чернокожие жители не должны были садиться на первые четыре ряда в автобусах, так как они резервировались исключительно для белых. А когда все сидения «только для белых» оказывались заняты, то сидящим чернокожим пассажирам нужно было уступить белым их собственные места.

Бывали и такие случаи, когда негров заставляли платить за проезд у переднего входа, а после вынуждали сойти, чтобы опять зайти в автобус, но уже с задней площадки, и нередки случаи, когда автобус уходил еще до того, как негр успевал добраться к заднему входу, уезжая с его платой за проезд.

Черным по белому

В США существовала так называемая «Зеленая книга», она была выпущена обычным почтовым сотрудником Нью-Йорка Виктором Хьюго Грином. Она была рассчитана на черных жителей США и успешно выпускалось с 1936 по 1966 года в период активной расовой сегрегации.

Данная книжка спасла немало путешествующих афроамериканцев, так как являлась настоящим справочником практически по всем местам Штатов, где черный гражданин мог остановиться на ночлег, перекусить, сходить в туалет без угрозы для жизни и здоровья. Говоря современным языком — путеводитель для чернокожих.

2 июля 1964 года в США приняли закон о гражданских правах, запретивший расовую сегрегацию. Тем не менее, негласное разделение людей по расовому признаку в Америке до сих пор существует и становится причиной социального недовольства. После отмены расовой сегрегации книга естественно сразу перестала быть популярной и вскоре исчезла из открытой продажи. Некоторые оригинальные образцы можно найти до сих пор в частных коллекциях и библиотеках США.

В Америке сегрегацию запретили на законодательном уровне, но строившаяся много десятилетий система дискриминации никуда не делась. Она просто ушла на неформальный бытовой уровень, а искоренить подобные практики там значительно сложнее.

Принятие закона 1964 года вызвало ярое сопротивление со стороны белых американцев. Владельцы бизнеса и директора школ опасались иметь дела с афроамериканцами и не желали менять своих привычек — это становилось причиной громких судебных разбирательств.

В других случаях споры заканчивались менее мирно. Так, в 1968 году демонстрация студентов против дискриминации в штате Южная Каролина обернулась беспорядками и массовым расстрелом протестующих. В том же году по стране прокатилась волна массовых беспорядков из-за убийства известного правозащитника-афроамериканца Мартина Лютера Кинга.

Вместо послесловия

Тема американского расизма давным-давно вышла за пределы одной страны и сейчас во многом формирует международное инфополе.

Убийство афроамериканца Джорджа Флойда и последовавшие за ним массовые протесты популярного массового общественного движения Black Lives Matter («Жизнь темнокожих имеет значение») охватили не только США, но и другие западные страны. Вместе с ними зародилась новая этика и правила — например, преклонение колен на различных спортивных чемпионатах, как признание вины белых перед чернокожими.

Отголоски этих волн докатываются и до России. Они проникают в повседневность россиян через широкое освещение в СМИ и деятельность крупных международных корпораций, использующих свои бренды для поддержки BLM. Все это порождает бурные дискуссии о влиянии западных трендов на нашу жизнь.

Однако россияне точно не имеют никакого отношения к угнетению чернокожего населения Америки и других стран, мы не были колониальной державой, не ввозили невольников с африканского континента. К тому же, Россия — многонациональная страна, где мирно живут представители около 200 национальностей и народностей. Нам не за что просить прощения у чернокожих и нечего стыдиться. Мы нет обеляем и не переписываем свою историю, принимаем все ошибки прошлого и стараемся их не повторять. Поэтому навязывание нам западных трендов не пройдет, мы не из того теста.

*Запрещенная в РФ организация