Многое из своих действий эта страна прикрывала таким прекрасным термином как «партнер». Именно так США позиционировали себя по отношению к соседним странам.
Если Америка захотела стать партнером, ничего хорошего ждать не стоит
Вполне объяснимо, что в силу географической близости, политического и экономического влияния, США представали более естественным партнером латиноамериканских стран по сравнению с расположенными далеко за океаном европейскими государствами. Связи с Соединенными Штатами способствовали развитию местных экономик, при необходимости США могли стать источником военной поддержки для той или иной латиноамериканской страны. Вместе с тем фактическая гегемония США в Латинской Америке создавала постоянную угрозу силового вмешательства Вашингтона в дела более слабых соседей и определяла их уязвимость перед дипломатическим и политическим давления со стороны Штатов.
Началось все с «Доктрины Монро». Датой принятия доктрины стало 2 декабря 1823 года. Она была озвучена в ежегодном послании президента Конгрессу. Суть заключалась в том, что Западное полушарие США видели сферой своих интересов, но при этом обещали не вмешиваться в европейские дела.
Провозглашение доктрины Монро было связано как с процессами, происходившими на тот момент на международной арене, так и с внутренними изменениями: американскими национализмом и экспансионизмом, развитием торговли и капиталистических отношений. США стремились не только укрепить свою независимость, но и начать собственную колониальную политику в отношении Южной Америки. Раз за разом американские политики выдвигали концепции, оправдывавшие дальнейшую экспансию: «теорию естественных границ», согласно которой США должны были занять весь североамериканский континент; «доктрину политического тяготения»; «концепцию американской системы», по которой всё полушарие образует отдельную от прочего мира систему, центром которой являются США.
«Доктрина Монро», разделившая весь мир на две системы международных отношений – европейскую и американскую, – вначале во многом отвечала потребностям развития стран Южной Америки. В известной мере она обеспечивала им военно-политическую безопасность и благоприятные условия для материального прогресса. Но одновременно она способствовала росту экономической и политической зависимости от северного соседа. По мере того как в Латинской Америке стало формироваться понимание негативных сторон этой зависимости, в национально-патриотических слоях местных обществ закреплялось и негативное отношение к самой «доктрине Монро» и политике, проводившейся на ее основе. Вызревание антиамериканских настроений было в значительной степени связано с грубыми методами, к которым прибегали США в отстаивании своих целей. Финансовое и экономическое проникновение в Латинскую Америку осуществлялось американскими компаниями при активной поддержке официальных властей США.
Доктрина Монро, несмотря на содержавшийся в ней принцип невмешательства в дела бывших колоний, стала основным орудием установления контроля США над латиноамериканскими государствами. Последовала длительная экспансия, которой Европа не могла противостоять. В 1895 году США стали участником конфликта между Венесуэлой и Британской Гвианой, навязав Великобритании своё решение этой проблемы. Буквально через три года началась испано-американская война за Кубу, из которой США вышли победителями. В начале ХХ века США вмешались в дела Колумбии и поспособствовали возникновению отколовшейся от Колумбии Панамской республики. За считанные годы в экономическую зависимость от США попали: Чили, Перу, Аргентина, Парагвай, Гондурас, Никарагуа и другие латиноамериканские страны, в которых американский капитал контролировал основные хозяйственные отрасли. В 1898 году возник Панамериканский союз, объединявший страны двух континентов под эгидой США. Позже, в ХХ веке, он был преобразован в Организацию Американских Государств.
Прошло еще сто лет и…
Что произошло за сто лет продвижения доктрины Монро? Государства Латинской Америки в начале 20 века оставались слаборазвитыми и экономически зависимыми от крупных держав Запада, прежде всего – от Великобритании и США. Их роль в системе мирохозяйственных связей в основном определялась экспортом аграрно-сырьевой продукции для индустриальных государств. Структура латиноамериканских экономик отличалась монокультурным и моноэкспортным характером.
Аргентина и Уругвай производили пшеницу, мясо и шерсть; Бразилия – кофе и каучук; в Боливии добывалось олово, в Чили – медь; Перу выступала в качестве поставщика цветных металлов, Куба – сахарного тростника. Страны Центральной Америки просто именовались «банановыми республиками».
Американские инвестиции направлялись в наиболее динамичные и важные отрасли экономики региона: нефтяную, обрабатывающую промышленность, в торговлю, в банковское дело. В первой половине XX века в регионе функционировали 1164 американские компании, в основном нефтяные, горнорудные, промышленные, торговые и сельскохозяйственные.
На Латинскую Америку приходилась треть зарубежных инвестиций США. Используя разнообразные средства, Соединенные Штаты приобрели господствующие позиции на Кубе, в Мексике, в государствах Центральной Америки и Карибского бассейна. В Южной Америке, благодаря расчетливо предоставлявшимся займам и субсидиям, североамериканские компании, существенно потеснив британские, завоевали прочные позиции в экономиках Венесуэлы, Чили, Колумбии, Боливии. Преобладающее влияние британского капитала сохранялось лишь в Уругвае, Парагвае, Аргентине и, частично, в Бразилии. На протяжении 1920-х годов экономическое доминирование Соединенных Штатов в Латинской Америке стало бесспорным.
В начале XX в. Соединенные Штаты Америки решили еще больше расширить сферы экономического влияния. Учитывая, что далеко не во всех случаях и не повсюду США могли прибегнуть к силовому решению возникающих проблем, Президент СИТА Уильям Хауард Тафт (1857-1930) решил сделать ставку на использование «доллара вместо пуль». Однако США ни в коем случае не собирались отказываться от силовых методов, когда и где такое решение проблемы представлялось наиболее целесообразным и эффективным, в частности в регионе Карибского моря и в Китае.
Деньги вместо пуль? Ну-ну
Намереваясь противопоставить растущему влиянию Великобритании, Германии и Франции в Китае расширение зоны своего экономического, а затем и политического влияния, правительство США предоставило в 1912 г. правительству Китая заем на строительство Ханьянской железной дороги, проходящей через долину реки Янцзы. 3 декабря 1912 г. в послании Конгрессу США президент Тафт изложил свое видение нового курса американской дипломатии, получившего название «дипломатия доллара».
Дальше начались отношения займов и кредитов Соединенных Штатов латиноамериканским странам, условия которых определялись в зависимости от готовности правительств этих стран создавать наиболее благоприятные условия для деятельности американских компаний на своей территории. Манипулируя предоставлением займов и играя на зависимости от них латиноамериканских правительств, США могли довольно эффективно влиять на расстановку политических сил в латиноамериканских республиках, содействуя поражению одних и приходу к власти других политических партий. Это были вынуждены учитывать местные политические лидеры.
«Дипломатия доллара» часто использовалась в сочетании с прямым вмешательством во внутренние дела, дополняя «политику большой дубинки».
Название «Политика большой дубинки» связано с высказыванием президента США Теодора Рузвельта о том, что, проводя политику в Латинской Америке, американскому правительству следует «говорить ласково, но держать за спиной большую дубинку». «Политика большой дубинки» представляла собой дальнейшее развитие принципов «Доктрины Монро» и была продиктована стремлением США добиться полного экономического и политического господства в Западном полушарии, максимально ограничить торгово-экономическую экспансию европейских стран в этой части планеты. В рамках «Политики большой дубинки» был сформулирован тезис о праве США на военную интервенцию с целью предотвращения возможного вторжения других государств, а также в целях защиты жизни и интересов американских граждан.
Администрация США прибегала к вооруженным интервенциям – прежде всего в наиболее приближенных к США географически странах Центральной Америки и Карибского бассейна. В 1904, 1914, 1916-1924 годах американские войска размещались в Доминиканской Республике, в 1906-1909, 1912, 1917-1922 годах – на Кубе, в 1905, 1907, 1911, 1912 годах – в Гондурасе. В 1914 и 1916 годах интервенционистские действия США предпринимались в отношении Мексики, в 1915-1934 годах США фактически оккупировали Гаити, а в 1912-1933 годах (с небольшим перерывом) – Никарагуа. В 1918-1920 годах под предлогом защиты американских граждан, Соединенные Штаты отправляли свои войска в Панаму и Гватемалу.
В 1933 году США декларировали переход от «Политики большой дубинки» к «Политике доброго соседа», которая предусматривала использование более гибких форм утверждения их гегемонии на Американском континенте. Рецидивы «Политики большой дубинки» имели место и в послевоенные годы.