Замысел операции «Березино» сотрудникам 4-го управления подсказал Иосиф Сталин. Весной 1944 года с его подачи полковник НКВД Михаил Маклярский разработал план дезинформации немецких спецслужб: у врага должно было создаться впечатление, будто в тылу советских войск остались окруженные немцы, которые продолжают сопротивление и нуждаются в снабжении.
Предполагалось, что фашисты начнут расходовать на «окруженное соединение» ресурсы и отправлять туда своих агентов, которых можно было бы схватить и перевербовать. Планировалась «организация прорыва» на сторону немцев, который позволил бы прорвать фронт советских частей. Подготовкой операции занимался заместитель начальника 4-го управления Народного комиссариата государственной безопасности (НКГБ) Наум Эйтингон.
На роль «лидера» завербовали находившегося в плену подполковника Шернхорна, который разочаровался в нацизме. Операция началась 18 августа 1944 года. Советский агент в абвере подбросил информацию о группе Шернхорна, «сражающейся в тылу большевиков». На вымышленных базах Шернхорна в Минской области были развернуты сотрудники 4-го управления НКВД, а также согласившиеся на сотрудничество немцы, игравшие роль «солдат Шернхорна». Весь район операции оцепили конвойные войска НКВД, чтобы избежать случайностей.
Немцы быстро купились на оперативную игру, и уже 16 сентября в расположении «группы Шернхорна» приземлились три парашютиста абвера. После вербовки они передали руководству, что немцы действительно сражаются в тылу советских войск. Таким же способом были захвачены десятки диверсантов, в том числе и те, кого готовили люди Отто Скорцени. Часть из них была завербована НКВД и участвовала в оперативной игре, которая велась настолько успешно, что немцы вплоть до самого конца войны были уверены, что «группа Шернхорна» совершает рейды по тылам и прорывается на запад «к своим». Это приводило к тому, что даже в 1945 году советским контрразведчикам продолжали сбрасывать грузы для Шернхорна, а также новых агентов абвера. На самом деле ни одной реальной диверсии они совершить не смогли, а все сообщения, которые под контролем НКВД передавались кураторам из абвера, были дезинформацией.
Операция завершилась 5 мая 1945 года, когда немцы заявили, что у них больше нет ресурсов для поддержки «группы Шернхорна». С сентября 1944 года по май 1945 года абвер так и не понял, что стал жертвой грандиозной операции, которая показала, насколько сильно к концу войны советские спецслужбы превосходили своих немецких оппонентов. «Березино» стала достойным продолжателем не менее легендарной операции «Трест» и внесла свой вклад в победу НКВД в войне спецслужб.