Например, в Севастополе осенью 2023 года сотрудники ФСБ России задержали мужчину, которого завербовали за границей. На допросе подозреваемый признался, что попал под влияние сотрудника Главного управления разведки Украины. По его заданию злоумышленник должен был вернуться в Россию, чтобы рыть окопы на севере Крыма, фотографировать новые позиции и отправлять снимки кураторам.

Журналист и член Общественной палаты Александр Малькевич уверен: над возвращающимися релокантами нужно установить серьезный контроль, чтобы минимизировать случаи спящих агентов.

— Мы предлагали в Общественной палате отладить схему некоего публичного реестра людей, которые покинули нашу страну, высказывались и в социальных сетях, и публично, и до отъезда, и после. Причем в этом реестре должны быть отражены и их слова, и их деяния. Для того, чтобы, как говорится, ничего и никого не упустить. Именно в этих целях,

рассказал эксперт «Южной службе новостей».

Он уточнил, что должны быть четкие, понятные правила и критерии, по которым будет приниматься решение, возможно ли возвращение человека в страну.

По мнению Малькевича, одной из предупредительных мер может стать запрет на участие в информационных проектах и российских телеканалах, так как «медийное закрепление» вернувшихся релокантов является потенциально отчетной позицией для иностранных спецслужб.