Заплати и плыви спокойно

Начало XIX столетия для Средиземного моря было похожим на захватывающую пиратскую сагу. В те времена эти воды контролировали корсары Берберского берега, протянувшегося от Киренаики до Марокко. Это было определенным способом заработать: корсары не столько грабили морские караваны, сколько собирали с европейских стран своего рода налог на безопасность морских перевозок. И даже эскортировали суда добросовестных налогоплательщиков, чтобы на них не покушались другие пираты. Заплати налоги — и плыви спокойно. Дань корсарским владыкам исправно вносила даже гордая «владычица морей» — лорды Адмиралтейства Великобритании подсчитали, что это обойдется гораздо дешевле своих эскортов, патрулей и карательных экспедиций.

И действительно, правительства европейских государств постепенно стали приходить к мысли, что заплатить правителям Магриба проще и дешевле, чем организовывать дорогостоящие и малоэффективные карательные экспедиции. Платить стали все: Испания, которая и подала всем пример, Франция, Королевство обеих Сицилий, Португалия, Тоскана, Папская область, Швеция, Дания, Ганновер, Бремен, даже гордая Великобритания. Некоторые страны, например, Королевство обеих Сицилий, вынуждены были платить эту дань ежегодно. Другие отправляли «подарки» при назначении нового консула.

Проблемы возникли у торговых кораблей США, которые ранее, до 1776 года, проходили как британские. Во время войны за независимость их временно взяли под крыло французы, но с 1783 года американские суда оказались желанной добычей для пиратов Магриба: договоров с США у них не было, платить за них теперь никто не собирался и захват кораблей под новым флагом стал приятным бонусом к получаемой от других стран дани.

Можно было договориться, но нет

Первым захваченным кораблем стал бриг «Бетси», это произошло 11 октября 1784 у Тенерифе. Потом были торговые корабли «Мария Бостон» и «Дофин». За попавших в плен моряков правитель Алжира Мухаммад V потребовал миллион долларов — колоссальную сумму, по сути пятую часть бюджета США. Дипломатам с трудом удалось снизить цену до 700 000, но правительство США заявило, что не намерено платить больше 60 000, и то лишь при условии, что будет заключен мирный договор. Дей прогнал послов и нападения на американские корабли продолжились.

Ливийский паша Юсуф Караманли, правивший в Триполи, и вовсе затребовал 1 600 000 долларов одноразово за договор и 18 000 ежегодно, причем в английских гинеях.

Марокканцы оказались более скромными в своих пожеланиях, запросив 18 000 долларов, и договор с этой страной был заключен в июле 1787 года. С остальными странами кое-как удалось договориться лишь в 1796 году.

Кто-то хочет больше денег, кто-то не умеет вести переговоры

В 1801 году президентом США стал Томас Джефферсон. Как и его предшественник Джон Адамс, он намеревался продолжать платить пиратам, и до 1799 года США отчисляли каждому магрибскому правителю по 18 000 долларов — кому-то наличными, кому-то товарами. Но паша Триполитании Юсуф посчитал, что этого недостаточно, и в 1800 году поднял ставку до 80 000. Конгресс США проигнорировал это требование. Тогда паша вновь пересчитал платеж, но уже с учетом неустойки. После инаугурации Джефферсон получил письмо, в котором говорилось о поднятии суммы дани до 225 000 долларов. В случае же, если США откажутся платить, паша Юсуф обещал «поднять ногу с хвоста берберийского тигра».

Паша Юсуф Карманли понимал, что США не смогут платить по новой ставке. По его мнению, страна, которая всего 20 лет как появилась на карте, не могла решиться на военно-морскую операцию так далеко от дома. Паша блефовал, полагая, что объявляет войну, которая останется лишь на бумаге, но поднимет его авторитет среди пиратов и соседних правителей.

10 мая 1801 года по приказу паши у здания консульства США в Триполи срубили флагшток — в традиции османов это означало объявление войны. Юсуф не учел, что для Джефферсона, новоизбранного президента молодой страны, было делом чести ответить на этот вызов. К тому же, Джефферсон увидел в этом возможность на практике отработать модель функционирования государственных и военных институтов.

Первая берберийская война США

Из-за тех событий Томас Джефферсон войдет в историю, как первый руководитель Штатов, отправивший боевую эскадру в Средиземное море: капитан Ричард Дэйл повел туда три фрегата — 44-пушечный «Президент», 36-пушечную «Филадельфия», 32-пушечный «Эссекс» и 12-пушечный бриг «Энтерпрайз», который в некоторых источниках называют шхуной.

При этом оказалось, что пиратские государства Магриба уже находятся в состоянии войны с Швецией, корабли которой пытались блокировать их порты, и американцы попытались вступить в союз с этой страной. Но повоевать вместе с «викингами» им как следует не удалось: скоро шведы заключили мир, добившись освобождения своих соотечественников за показавшийся им приемлемым и неразорительным выкуп.

Американцы тоже в бой не рвались: Дэйлу была выдана сумма в 10 тысяч долларов, которые он должен был предложить Юсуфу в обмен на мир. Договориться удалось лишь о выкупе пленных.

Единственным боевым столкновением в том году оказался бой брига «Энтерпрайз», которым командовал Эндрю Стерет, с 14-пушечным пиратским кораблем «Триполи». При этом оба капитана использовали «военную хитрость».

«Энтерпрайз» подошел к пиратскому судну, подняв британский флаг, и капитан корсаров приветствовал его, получив в ответ залп из бортовых орудий. Корсары, в свою очередь, дважды спускали флаг, открывая огонь при попытке сблизиться.

Победа осталась за американцами, но они не знали, что делать с захваченным кораблем и тем более с его экипажем. Никаких инструкций по этому поводу Стерет не получил, что является еще одним свидетельством того, что американцы хотели ограничиться демонстрацией силы и серьезной войны на море не желали. Стерет на себя брать ответственность не стал: приказал срубить у судна противника мачты, бросить все оружие в море, а самим пиратам позволил уйти, подняв парус на временной мачте.

В США известие об этой победе вызвало большое воодушевление, капитан Стерет получил именную шпагу от Конгресса, команда брига – месячное жалованье, а в Средиземное море были дополнительно отправлены фрегат «Бостон» и шлюп «Джордж Вашингтон».

Однако все эти корабли не могли подойти близко к берегу – в отличие от шебек пиратов, которые свободно ходили по мелководью.

В результате полноценной блокады Триполи не получилось, корсары продолжали получать по морю продовольствие и другие припасы и даже захватили американский торговый корабль «Франклин», за моряков которого пришлось заплатить выкуп в 5 тысяч долларов. На этом действия первой американской эскадры у берегов Магриба и закончились.

Шаг второй от американцев

Следующая американская эскадра пришла в Средиземное море под командованием Ричарда Морриса, который отнюдь не торопился, по дороге посетив практически все крупные европейские порты и Мальту. Он даже зашел в Тунис, где, не зная тонкостей местного этикета, ухитрился оскорбить местного бея и был арестован по его приказу. Пришлось американскому и датскому консулам в складчину платить за него выкуп в 34 тысячи долларов.

Между тем положение дел в этом регионе для США было отнюдь не блестящим.

Султан Марокко Мулей Сулейман, угрожая США войной, потребовал 20 тысяч долларов, которые и были ему выплачены.

Дей Алжира был недоволен, что ежегодную дань ему выплатили не товарами, а американскими долларами.

А эскадра Морриса, уже давно вышедшая в поход, все еще не достигла ливийских берегов, бесцельно бороздя море, и никак не могла повлиять на ситуацию. Только через год она вступила в бой: 2 июня 1803 года американцы, высадившись на берег, сожгли 10 неприятельских кораблей, стоявших в одном из заливов в 35 милях от Триполи. На Юсуфа эти подвиги впечатления не произвели: он требовал 250 тысяч долларов единовременно и 20 тысяч в виде ежегодной дани, а также компенсации военных затрат.

Моррис ни с чем отошел на Мальту. Конгресс США обвинил его в некомпетентности и снял с должности, заменив на Джона Роджерса. А в Средиземное море была отправлена новая эскадра, командовать которой было поручено командору Эдварду Преблу. В ее состав вошли тяжелые фрегаты «Конституция» и «Филадельфия», 16-пушечные бриги «Аргус» и «Сирена», 12-пушечные шхуны «Наутилус» и «Виксен». К этим кораблям присоединился бриг «Энтерпрайз», уже имевший победу над триполитанским корсарским судном.

Начало этой экспедиции оказалось весьма неудачным: 44-пушечный фрегат «Филадельфия», преследуя входящий в порт триполитанский корабль, сел на мель и был захвачен неприятелем, капитан и 300 его подчиненных попали в плен.

Чтобы не допустить включения столь мощного судна в состав вражеского флота, через полгода американские моряки на захваченном берберийском корабле вошли в порт, захватили этот фрегат, но, не имея возможности выйти на нем в море, сожгли его. Самое поразительное, что американские диверсанты, воспользовавшись суматохой и неразберихой, сумели, не потеряв ни одного человека, благополучно вернуться обратно. Руководил ими молодой офицер Стивен Декейтер, который ранее и захватил данный кеч. Эту операцию адмирал Нельсон назвал тогда «самым смелым и отважным актом века».

Штурм Триполи, кредит и залпы фрегатов

Теперь пришло время штурма Триполи. Взяв кредит в Неаполитанском королевстве, Пребл смог нанять бомбардирские суда, которых ему так не хватало. 3 августа 1804 года под прикрытием залпов фрегатов бомбардирские корабли попытались войти в гавань, чтобы подавить береговые батареи и уничтожить суда, стоявшие на рейде. Сражение носило чрезвычайно ожесточенный характер, сам Пребл получил ранение, во время абордажной схватки чудом остался жив Стивен Декейтер, были убиты два капитана канонерок, в том числе младший брат Декейтера. Город горел, жители бежали в пустыню, но захватить его так и не удалось.

Пребл снова вступил в переговоры, предложив Юсуфу 80 тысяч долларов за пленных и 10 тысяч в качестве подарка, но триполитанский паша требовал 150 тысяч. Пребл увеличил сумму до 100 тысяч и, получив отказ, 4 сентября попытался нанести удар по Триполи с использованием брандера, в который был переоборудован трофейный бомбардирский кеч «Интрепид» – как вы помните, именно на нем прежде была совершена удачная диверсия, закончившаяся сожжением фрегата «Филадельфия». Увы, на этот раз все сложилось совершенно иначе, и брандер взорвался раньше времени от ядра, выпущенного береговой батареей, все 10 человек экипажа погибли.

Пребл и военно-морской агент в «Барбарийских государствах» Уильям Итон решили «зайти с другой стороны»: использовать брата Юсуфа, Хамета, который в свое время был изгнан из Триполи. На американские деньги для Хамета была собрана «армия» из 500 человек, в которую вошли арабы, греки-наемники и 10 американцев, в том числе Итон, который и был истинным руководителем этой экспедиции.

В марте 1805 года они двинулись из Александрии к порту Дерна и, пройдя 620 км по пустыне, захватили его при артиллерийской поддержке трех бригов. Об этом штурме напоминают слова гимна морской пехоты США:

«От чертогов Монтесумы до берегов Триполи

Мы сражаемся за нашу страну

В воздухе, на земле и на море».

До Триполи американцы, конечно, не дошли, зато отразили в Дерне два штурма превосходящих сил Юсуфа.

Впрочем, есть другая версия, согласно которой в этих строках вспоминается о подвиге команды Стивена Декейтера, сумевшей сжечь фрегат «Филадельфия». В этом случае упоминание Триполи вполне обоснованно.

Появление претендента весьма обеспокоило Юсуфа Караманли. В июне 1805 года он пошел на уступки, согласившись взять у американцев отступные в размере 60 тысяч долларов. Первая берберийская война США была завершена.

Итоги этой военной кампании не устроили ни американцев, ни берберов.

Вторая берберийская война

Корсары Алжира уже в 1807 году возобновили нападения на американские корабли. Поводом стала задержка поставок товаров в счет установленной последним договором дани. В 1812 году алжирский дей Хаджи Али потребовал выплаты дани наличными, самовольно установив ее размер – 27 тысяч долларов. Несмотря на то, что консул США за 5 дней сумел собрать нужную сумму, дей объявил войну США.

Американцам было не до него: в июне того года у них началась Вторая война за независимость против Великобритании, которая продолжалась до 1815 года. Именно тогда, во время осады Балтимора англичанами, Фрэнсис Скотт Ки написал поэму «Оборона Форта Макгенри», отрывок из которой, «Знамя, усыпанное звездами», стал гимном США.

После окончания этой войны в феврале 1815 года Конгресс США одобрил новую военную экспедицию против Алжира. Были сформированы две эскадры. Первая, под командованием коммодора Стивена Декейтера, принимавшего активное участие в штурме Алжира в 1804 году, 20 мая отправилась в путь из Нью-Йорка.

В ее состав входили 3 фрегата, 2 шлюпа, 3 брига и 2 шхуны. Флагманским кораблем стал 44-пушечный фрегат «Гуэрре».

Вторая американская эскадра под командой Бэйнбриджа, отплывшая от Бостона 3 июля, прибыла в Средиземное море после окончания этой войны.

Уже 17 июня корабли Декейтера вступили в первый морской бой, в ходе которого был захвачен 46-пушечный алжирский фрегат «Машуда», в плен были взяты 406 алжирских моряков. 19 июня был захвачен севший на мель 22-пушечный алжирский бриг «Эстедио».

28 июня Декейтер подошел к Алжиру, переговоры с деем начались 30 числа. Американцы требовали полной отмены дани, освобождения всех американских пленников в обмен на алжирских, и выплаты компенсации в 10 тысяч долларов. Правитель Алжира вынужден был согласиться на эти условия.

После этого Декейтер пришел в Тунис, где потребовал, и в результате получил, 46 тысяч долларов за два британских судна, которые были «на законных основаниях» захвачены американскими каперами, но конфискованы местными властями. Затем он навестил и Триполи, где ему также безропотно выплатили 25 тысяч долларов компенсации.

12 ноября 1815 года Декейтер вернулся в Нью-Йорк. Его триумф омрачил отказ дея Алжира от всех договоренностей.

Окончательное поражение пиратских государств Магриба

В следующем году к Алжиру подошла объединенный флот Британии и Голландии. После 9-часового обстрела 27 августа 1816 года дей Омар капитулировал и отпустил всех рабов-христиан.

Эта капитуляция вызвала взрыв недовольства среди его подданных, которые открыто обвиняли его в трусости. В результате Омар был задушен в 1817 году.

Вместо эпилога

Несмотря на то, что берберийские государства уже больше не захватывали корабли США, они возобновляли набеги в Средиземное море вплоть до французского завоевания Алжира в 1830 году.

По экспертным оценкам, американцы особо чтут первую берберийскую войну, несмотря на не вполне удачный результат, так как она показала высокую боеспособность их флота, доказала возможность использовать его как инструмент внешней политики. И в дальнейшем он стал самым эффективным в проведении агрессивной, захватнической, грабительской политики, о чем красноречиво и беспристрастно свидетельствует история США.