Вчера окраина — сегодня большой развитой район. Так бы я охарактеризовала мкрн Гидростроителей. Как и у любого жителя ГМР, мое утро начинается с раннего подъема и бесконечных пробок, хотя изначально здесь жили лишь работники Краснодарского водохранилища, а дороги были пустые.

Начнем с истоков

В сравнении с Комсомольским и тем более Юбилейным микрорайоном ГМР значительно старше. Его почтенный возраст выдает более лаконичная планировка и отсутствие архитектурных вольностей. Рождение его неразрывно связано с амбициозным проектом по созданию Краснодарского водохранилища: в конце 1960-х архитекторы приступили к разработке плана жилого массива, предназначенного для тех, кто своим трудом воплощал этот проект в жизнь. Кстати, отсюда и пошло его название.

Первые дома появились на свет между 1970-м и 1975-м гг. Это были типовые пятиэтажные строения эпохи Хрущева. Однако уже в 1978-1979 годах ГМР украсили 12-этажные панельные здания — настоящие исполины для Краснодара тех лет. Сейчас их можно увидеть на улице Невкипелого под номерами 15 и 21 или на улице Гидростроителей, 13.

Интересно, что после того как всех строителей водохранилища заселили, дома стали отдавать тем, кто стоял в очереди на квартиры. Так постепенно стали появляться дома врачей, учителей и полицейских. В некоторых из них такая профессиональная общинность до сих пор сохранилась.
К слову, именно в ГМР появился первый в стране 12-этажный дом. Такого строения не было прежде не только в СССР, но и в Европе. Расположился новый многоквартирный дом на ул. Трудовой Славы — от ул. Автолюбителей до ул. Игнатова. Дом отличался еще и тем, что на балконных ограждениях у него были круглые отверстия.

 К 2024 году район значительно разросся. Здесь есть все: детские сады, школы, поликлиники, парки. Продолжают строиться и многоэтажки.

Определить точное количество жителей ГМР в настоящее время сложно, но, по предварительным оценкам, сегодня здесь проживает около 80 тыс. человек. Половина из них наверняка пользуется общественным транспортом, а значит, такому же количеству ох как нужен трамвай.

Спасение и толчок к развитию

Микрорайон Гидростроителей можно сравнить с уютным городком, который, несмотря на свою удаленность от центра, живет своей насыщенной жизнью. Даже местные жители, садясь в автобус, часто задают вопрос: «Вы в город?», имея в виду центр Краснодара. Однако у этого живописного уголка есть одна серьезная проблема — транспортная доступность. Да, здесь ходят троллейбусы и автобусы, но когда они попадают в автомобильные заторы, каждый думает: «А вот если бы был трамвай…» Никто, кроме жителей ГМР, не поймет эту людскую сплоченность, когда вся толпа с остановки решает идти три километра пешком, потому что ждать автобус нет смысла. Но спустя долгие годы ожидания у района появилась надежда на перемены — планируемый запуск трамвайной линии.

В нашем районе проживает слишком много людей, это фактически новый город в городе. Транспортной инфраструктуры явно не хватает, поэтому нам необходим трамвай, который не будет простаивать в пробках, как маршрутки, автобусы и троллейбусы. Особенно рельсового транспорта ждут жители новостроек! Посмотрите на улицу Ставропольскую: даже если автотранспорт стоит, трамвай продолжает двигаться,

— отметила руководитель территориального центра Людмила Бережная.

Как сообщил Владимир Архипов, первый этап проектирования трамвайной линии в микрорайоне Гидростроителей планируют завершить в первом полугодии 2026 года.

Это важнейшее направление по развитию общественного транспорта, которое мы реализуем по поручению губернатора Кубани Вениамина Ивановича Кондратьева, главы Краснодара Евгения Михайловича Наумова. Проект сложный, но зато он позволит улучшить транспортную ситуацию в этой части города, разгрузит дороги, улучшит пропускную способность улиц,

— отметил заместитель главы Краснодара Владимир Архипов.

Планируется, что трамвайная ветка пройдет по улицам им. Мачуги, Автолюбителей, им. Невкипелого до пересечения с ул. им. Снесарева. Также в рамках строительства новой линии будет реконструирована часть ул. Автолюбителей. Предполагается строительство трамвайного полотна в обоих направлениях протяженностью 3,2 км.

Стоимость работ в декабре 2023 года оценивали в 2,5 млрд рублей.

Этот проект имеет огромное значение и является крайне необходимым для микрорайона Гидростроителей. Важно отметить, что после завершения проектирования мы будем определяться с источниками финансирования и последовательностью этапов строительства. Это масштабная инициатива, которая требует привлечения как регионального, так и, возможно, даже федерального бюджета,

— рассказал директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара Андрей Белугин.

Урбанист, автор проекта «Городист» Мирослав Гриценко считает, что в городе-миллионнике, таком как Краснодар, устойчивый магистральный транспорт просто обязан быть:

Чем быстрее трамвайная сеть будет интегрироваться в городскую периферию, тем связаннее будет наша краевая столица в целом. По-хорошему, Гидрострою уже лет двадцать как нужен трамвай. А сейчас, когда район разросся, добавился микрорайон Почтовый, вопрос строительства трамвайной линии стоит особенно остро. Разумеется, от этого будут только плюсы,

— отмечает Гриценко.

Движемся и в западном направлении

Трамвай — самый удобный и популярный вид транспорта. Помимо проектирования строительной ветки в ГМР, в Краснодаре продолжается реализация концессионного соглашения с ООО «Синара-ГТР Краснодар» по строительству новых трамвайных путей протяженностью 35,6 км. В рамках первого этапа в 2023 году провели масштабную реконструкцию трамвайного узла на улице Московской с созданием нового транспортно-пешеходного пространства. В 2024 году началась реализация второго этапа — строительство первой ветки Западной трамвайной линии до ЖК «Немецкая деревня». На третьем этапе построят трамвайные пути до спорткомплекса «Баскет-холл», а четвертый этап соединит строящуюся линию с существующей веткой на улице Московской.

Отметим, что запуск движения по Западной трамвайной линии позволит увеличить пассажиропоток на 14,5 млн пассажиров в год. При этом экономия времени для краснодарцев, которые воспользуются трамваем для поездок на работу и обратно (247 дней), составит 10 суток в год.