Действительно, Краснодарский край прочно установил за собой целый ряд громких клише. Вот самые известные из них: житница, здравница. Продукция, выращенная на Кубани, есть на столах практически всех россиян. Ну и те же россияне, в свою очередь, едут к нам, чтобы поправить здоровье на морях. Вот такой приятный взаимовыгодный «обмен».

Ввели режим «ЧС»

Последние несколько лет внесли свои коррективы в эти два больших направления: сферу гостеприимства и сельское хозяйство.

Жара негативно отразилась на урожае, а побережье по объективным причинам приняло на отдых гораздо меньше туристов, чем ожидалось.

Когда ситуация в середине июля накалилась в буквальном смысле слова, в девяти районах Кубани ввели краевой режим чрезвычайной ситуации из-за засухи.

В северных районах края почвенная засуха под сельхозкультурами достигла критических критериев. Из-за нехватки влаги посевы сохнут, формируются мелкими и слабыми. Региональный режим ЧС ввели для помощи хозяйствам региона. Аграрии, застраховавшие поля, смогут вернуть затраты и снизить экономический ущерб,

– сказал Вениамин Кондратьев.

Режим ЧС ввели в Ейском, Каневском, Крыловском, Кущёвском, Павловском, Староминском и Щербиновском районах, Приморско-Ахтарском и Ленинградском муниципальных округах. Там создали координационные штабы для оперативного реагирования на обращения сельхозтоваропроизводителей.

По предварительным оценкам, из-за дефицита влаги ожидается снижение общего объема урожая зерновых и зернобобовых культур в сравнении с 2024 годом. Губернатор подчеркнул, что хозяйства, застраховавшие посевы, смогут компенсировать часть затрат и снизить экономический ущерб.

Аграрии Кубани собрали почти 8,5 миллионов тонн зерна с площади 1,8 миллиона гектаров. Средняя урожайность составляет чуть более 46 центнеров с гектара, это ниже прошлогодних показателей. Причина – устойчивая засуха в северной части края. Сейчас там действует региональный режим ЧС. Приняли такое решение, чтобы хозяйства, застраховавшие поля, смогли вернуть затраты и снизить экономический ущерб. Рассчитываем, что районы, где погодные условия были более благоприятными, помогут частично компенсировать потери за счет высокого урожая,

–  отметил Вениамин Кондратьев.

Урожай — в два раза ниже

Один из примеров хозяйств, где борются за каждый колосок — ООО «ДВВ-Агро», что в Кущёвском районе. Сюда выезжал вице-губернатор Андрей Коробка вместе с министром сельского хозяйства края Фёдором Дерекой, председателем аграрного комитета ЗСК Сергеем Орленко и учеными, чтобы осмотреть поля пшеницы, кукурузы и подсолнечника.

Снижение урожая мы видим во всех муниципальных образованиях северной зоны края. Наибольшее воздействие опасных погодных явлений на посевы сельхозкультуры отмечено в 11 районах. В девяти из них распоряжением губернатора веден режим ЧС. В этих районах посевная площадь сельхозкультур составляет более 1 миллиона гектаров,

– отметил Андрей Коробка.

Вице-губернатор добавил, что в целом по региону уборочная кампания зернобобовых колосовых и зернобобовых культур завершается. По оперативным данным обмолочено более 1,7 млн гектара или 87% от планируемой к уборке площади.

ООО «ДВВ-Агро» специализируется на производстве зерновых и зернобобовых, а также пропашно-технических культур. Посевная площадь здесь занимает 14,5 тыс. гектара.

Как рассказал главный агроном хозяйства Евгений Берилов, в этом году в связи с устойчивой засухой урожайность по всем сельхозкультурам в два раза ниже, чем годом ранее. Так, по озимой пшенице она составляет в среднем 25,2 ц/га (в 2024 году – 51,9 ц/га), по ячменю – 35,7 ц/га (в 2024 году – 66,3 ц/га).

В целом в Кущёвском районе жатва практически завершена. Валовый сбор зерновых колосовых и зернобобовых культур в муниципалитете составляет около 250 тыс. тонн, средняя урожайность – 20,5 ц/га. В том числе собрали около 225 тыс. тонн пшеницы.

Дополнительные меры поддержки

Чтобы поддержать аграриев, было принято решение о дополнительных мерах. Об этом говорили на совещании, которое провели там же, в Кущёвском районе.

Как отметил Андрей Коробка, по предварительным данным, материальный ущерб от гибели сельхозкультур оценивается в пределах 1,5 млрд рублей, в том числе по застрахованным культурам – 600 млн рублей. Точную сумму ущерба установят по итогам уборочной кампании.

Фёдор Дерека, в свою очередь, доложил, что в районах северной зоны края из-за продолжающейся засухи пропашные культуры отстают в развитии. Наихудшая ситуация в Кущёвском, Ейском, Крыловском, Щербиновском районах, Ленинградском муниципальном округе.

Страдает не только отрасль растениеводства, но и животноводство, так как хозяйства необходимо обеспечивать кормами. Животноводы муниципалитетов северной природно-климатической зоны края содержат около 175 тысяч условных голов сельхозживотных. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, большинство хозяйств планируют заготовить корма в полном объеме. В частности, дефицит не прогнозируется по концентрату и сенажу

, – сказал Фёдор Дерека.

По данным минсельхоза, снижение ожидается по заготовке сена и силоса. Однако многие предприятия, у которых корма будут в дефиците, уже договорились о поставках с другими хозяйствами.

Море ждет! Доехать бы…

Но если высокие температуры стали для урожая настоящим врагом, зато хорошо прогрелось море. Но и тут не все безоблачно. На черноморский курорт оказалось непросто добраться.

Все три вида транспорта стали для россиян либо недоступными, либо очень дорогими, либо некомфортными.

Итак, первый: воздушный.

Небо над Кубанью закрыли с началом СВО. В близлежащих регионах — тоже. Единственный из работающих – в Сочи. Но и здесь по понятным причинам периодически задерживаются рейсы. Проверкой на прочность стал июль, когда одновременно откладывались вылеты и прилеты десятков самолетов.

Так, утром 24 июля на табло значилось 26 задержанных рейсов, часть из них – более чем на 2 часа. В числе причин — проблемы с информационными системами, но они единичны, в большинстве своем — ограничения во время беспилотной опасности в Краснодарском крае.

Доброй новостью стало открытие аэропорта в Геленджике — 18 июля здесь приземлился первый борт из Москвы. Но возможности новой воздушной гавани ограничены: полеты разрешены только днем, и пока что не более трех рейсов в день. Геленджик стал вторым курортом края после Сочи с прямым авиасообщением, что, по словам местных властей, должно улучшить транспортную доступность всего побережья. Тем не менее, большинство отдыхающих по-прежнему вынуждены лететь через Сочи или Минеральные Воды, а затем добираться наземным транспортом до места отдыха.

Еще один сдерживающий фактор: полет на юг – не из дешевых. По данным сервиса Aviasales, авиабилеты Москва–Сочи–Москва в августе стоят от 10 тысяч рублей на человека (с багажом). Это примерно в 2 раза дороже поездки поездом, но зато всего пара часов в воздухе – если, конечно, вылет не задержится.

Второй: железнодорожный

Как сообщают РЖД, нынешним летом было задействовано максимум резервов. По официальным данным, в высокий сезон было назначено около 170 пар поездов к черноморским курортам и Кавказу, суммарно свыше 28,8 тысячи рейсов. Однако этого оказалось недостаточно. Не секрет, что купить билеты на поезд практически невозможно, особенно в направлении Сочи.

Третий: автомобильный

Далеко не всем нужны крылья или рельсы, чтобы добраться до моря. Многие предпочитают ехать на автомобилях. Для кого-то просто расстояние позволяет, а для кого-то сама дорога – уже путешествие. В этом случае главное быть готовыми к тому, что летом трафик на дорогах к черноморским курортам возрастает в разы. На подъездах к побережью скапливаются многокилометровые пробки. Дорога, которая в обычное время занимает 2–3 часа, в высокий сезон может растянуться на 7–9 часов. В июне 2025 года ГИБДД зафиксировала рекорд: колонны машин на трассе М-4 «Дон» (от Горячего Ключа до Джубги) растянулись почти на 10 км, водители теряли в заторах до 4 часов.

На другом участке – от Архипо-Осиповки до Пшады – пробка достигала 12 км. Аналогичная ситуация и в направлении Новороссийска: при выезде из города в сторону Анапы вечером скапливаются вереницы авто длиной 20+ километров. Периодически заторы возникают на подъездах к Крымскому мосту и в Керчь – до 13 км в час пик.

Конечно, если у решивших приехать к морю на колесах, достаточно терпения и уже есть опыт, то почему бы и нет. Тем более, у «бывалых» водителей уже есть свои хитрости: выезжать в ночные часы или ранним утром, чтобы миновать заторы. Ну и никто не отменял объездные маршруты – например, в Геленджик ехать через Новороссийск вместо Горячего Ключа.

Чтобы решить эти проблемы, необходим системный подход – в этом сходятся все эксперты. Как отмечает Дмитрий Богданов, представитель Ассоциации отельеров региона, пока логистика остается уязвимым звеном в сфере туризма. Гости должны иметь возможность добираться до южных курортов, причем круглый год.

Таким образом, Краснодарский край, который семимильными шагами развивается в сфере гостеприимства и туризма, будет гораздо доступнее для сотен тысяч россиян. А, соответственно и экономика региона только выиграет.