Мир меняет пластинку

Помните общественный договор нулевых? Родительская мечта: чадо — непременно юрист, экономист и пр. с дипломом престижного вуза в руках. Неважно, горели ли дети этой идеей. Важен статус. Результат часто оказывался предсказуемым: диплом пылился на антресолях, а молодой специалист, исполнив родительскую «хотелку», заново искал себя в жизни или плыл по течению, занимаясь чем попало.

Потом мир сменил пластинку. Новый месседж гласил: «Будь успешен, следуй за мировыми трендами!». Но и эта стратегия дала сбой. Оказалось, что слепое копирование глобальных тенденций  не лучший компас для профессионального выбора. Гораздо важнее и надежнее ориентироваться на потребности своей страны, своего города, своей экономики.

Сегодня государство, общество и рынок труда сформировали четкий и ясный запрос на конкретные профессии. А система образования готова стать мостом между этим запросом и будущим поколением. Задача молодого человека — осознанно включиться в процесс, найти точку пересечения своих желаний и потребностей общества. И начинать путь не после университета, а за школьной партой.

На сцену возвращается рожденная в СССР и обогащенная цифровыми технологиями система ранней профориентации. Ее суть не в том, чтобы с младых ногтей готовить узкого специалиста, а в том, чтобы дать ребенку самый ценный актив — осознанный выбор. Показать палитру возможностей, но не абстрактно, а дать примерить профессию, потрогать ее руками, понять ее суть, требования и перспективы.

Уже недостаточно просто сказать: «Стань IT-специалистом, это востребовано». Важно объяснить, кому это подойдет, какими качествами нужно обладать и какой путь предстоит пройти. То же самое и с рабочими специальностями. Нельзя «просто пойти на стройку», потому что это модно, востребовано и хорошо оплачивается. Нужно погрузиться в сферу, понять ее изнутри и найти  свою, именно свою нишу.

Да, мир стремительно меняется, школы тоже, превращаясь из консервативных храмов знаний в живые хабы возможностей. Но во главе угла всех преобразований остается неизменная цель: зажечь искру интереса. Опустить зерно в благодатную почву, чтобы оно дало всходы в виде осознанного выбора, адекватной оценки себя и своих возможностей, уверенности в завтрашнем дне и верного вектора всей будущей жизни.

Ключевым событием стал запуск в 2023 году национальной Единой модели профориентации (профминимума) — практик и инструментов для работы с учениками с 6-го по 11-й класс. Профминимум воплощается в жизнь на базе проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Билет в будущее

Раньше через разнообразные виды тестирования профориентация была направлена на выявление склонностей ребенка. С появлением Единой модели профориентации эта деятельность стала более многоплановой. В рамках Всероссийского проекта «Билет в будущее» у детей появилась возможность попробовать себя в разных ролях через игру-симулятор, которая поможет полностью влиться в новую профессию и примерить ее на себя,

— говорит Лилия Казанцева, учитель географии краснодарской гимназии №18, председатель регионального сообщества наставников-просветителей Краснодарского края.

Пришла эпоха смены ключевой поведенческой модели выбора профессии. Раньше ориентировались на советы родителей и окружения, сейчас опираются на собственные интересы и способности.

С этого учебного года региональный компонент займет до 50% занятий от общего числа занятий курса «Россия — мои горизонты», входящего в Единую модель проф­ориентации. В крае уже сформирован список приоритетных профессий, соответствующих стратегическим направлениям развития. По ним будут проводиться профпробы, экскурсии и мастер-классы на предприятиях, в профильных образовательных организациях,

— пояснила педагог.

Одним из главных новшеств с нового учебного года станет маршрутизация школьников с учетом кадровой потребности Минтруда России.

Кстати, воплощенный летом региональным сообществом наставников-просветителей проект «Калейдоскоп профессий СПО», где педагоги Кубани рассказывали о различных профессиях, получил огромный отклик школьников и родителей.

Траектория успеха

В крае проект «Билет в будущее» реализуется с 2019 года. В нем задействовано 594 предприятия-работодателя, 109 организаций СПО и 13 вузов.

Региональным оператором проекта с 2025 года является центр «Призма», а ключевой площадкой проведения профориентационных мероприятий — исторический парк «Россия — моя история».

Директор регионального центра «Призма» Мария Фоменко назвала «Билет в будущее» ключевым элементом в развитии профессионального самоопределения молодежи Кубани:

В условиях динамичного рынка труда важно дать школьникам возможность не просто выбрать профессию, а осознанно построить свою траекторию успеха. Через практику, наставничество и раннюю профориентацию мы формируем поколение, готовое к вызовам современной экономики и способное реализовать потенциал родного региона.

Метод 30/70

По мнению учителя старших классов школы №2 Усть-Лабинска Татьяны Гоф, задача педагога сегодня — дать детям не только знания, но и инструменты для адаптации:

На уроках мы используем метод «обучения через действие» — 70% практики, 30% теории. Дети работают в группах над реальными задачами (например, создают сайт для школьного мероприятия). Это развивает soft и hard skills.

— Когда ваши ученики идут в лабораторию или на экскурсию на предприятие, что важного происходит?

Снижаются иллюзии о профессии. И мы слышим: «Я думал, что дизайн — это только рисование, а оказалось — работа с клиентами». Значит, мы реально помогли выбрать путь и сделать это осознанно, а заодно и закрепили теорию. Как известно, химические реакции запоминаются лучше, если их провел сам.

Фокус — на практику

Несколько слов об опыте Краснодара. За последние 10 лет здесь выросло 47 новых школ. Причем это не просто стены и парты, а живые организмы, которые, как и люди, учатся мыслить по-новому. Они получили не только современное оборудование для исследований и экспериментов, но что важнее, новое мировоззрение, нацеленное на запросы времени. Фокус сместился с теории на практику, а главным трендом стала ранняя осмысленная профориентация.

Один за другим открываются профильные классы: инженерные, педагогические, агротехнологические. Совсем недавно по инициативе горадминистрации добавились совсем уж взрослые направления: строительное, дорожно-транспортное, классы спасателей и Росгвардии. Уже ведутся переговоры о подготовке кадров для пищевой и легкой промышленности.

В прошлом году почти половина выпускников 9-х классов поступила в колледжи и техникумы по своим предпочтениями. Все ребята с 9-го по 11-й класс учатся в профильных классах с углубленным изу­чением предметов. В 60 школах города есть педклассы, где почти 1,5 тыс. подростков пробуют себя в роли учителей. Количество целевых договоров на обу­чение по педагогическим специальностям выросло с 18 в 2021 году до 112 в 2024-м. Три года, а разница ощутимая.

Премиальный пример нового подхода — строительный класс в школе №103, о котором не раз рассказывали «КИ». В расписании, на секундочку, есть такие предметы, как основы архитектурно-строительного моделирования, а уроки проходят не только в кабинетах, но и на стройплощадках, в проектных институтах. Опыт уже тиражируют по всему городу.

Авторитетно

Елена Мясищева, заместитель министра образования и науки Краснодарского края:

Современным детям важно познавать и пробовать себя в разных направлениях, они открыты к новым знаниям и навыкам. И сейчас система дополнительного образования, внеурочная деятельность и профориентационная работа дают им такую возможность. По четвергам для учеников 6-11-х классов проводятся занятия «Россия — мои горизонты». Дети знакомятся с достижениями России во всех сферах экономического развития, а также попробуют себя в роли разных специалистов на моделирующих профессиональных пробах. Школы региона тесно сотрудничают с системой среднего профессионального и высшего образования. Для школьников проводят дни открытых дверей, профориентационные субботы, мастер-классы. А с помощью Центра опережающей профессиональной подготовки ребята могут получить свою первую профессию еще в школе.

Анна Леонова, заместитель главы Краснодара:

Профориентация в школах должна отвечать потребностям рынка труда. В Краснодаре мощно развивается промышленность: строительный сектор, высокие технологии. Вместе с представителями колледжей, вузов, работодателей мы должны мотивировать учащихся на выбор востребованных профессий на практических примерах.

Отмечено

Ольга Сафонова, старший преподаватель кафедры управления образовательными системами и кадрового резерва ГБОУ «ИРО Краснодарского края»:

Сегодня как никогда в системе образования смещен вектор на профориентационную работу. Большая часть учеников средней школы не видит свою будущую профессию, поэтому, вовлекая их в профминимум, мы определяем главное в жизни каждого ребенка. В какой момент и что именно отзовется в сердце будущего специалиста (сегодняшнего школьника), не знает никто, поэтому экскурсий на предприятия, профпроб, профобучения не может быть много. Все это должно быть на постоянной основе. Прекрасно, что такая возможность у краснодарских школьников есть. Есть возможность предпрофильного обучения «Траектория успеха», которая помогает как минимум приобрести навыки, необходимые в жизни. Все в будущем становятся родителями, и такой предмет, как «Педагогика и психология», в педагогической траектории непременно поможет правильно расставить приоритеты в семейном воспитании. Система профориентации уже меняется и дает свои результаты. В рамках региональных проектов открываются инженерные, медицинские, педагогические и агроклассы. Выпускники наших школ массово выбирают вузы Краснодара. Разве это не показатель?!