Он был участником парада 7 ноября 1941 года на Красной площади, с которого сразу отправлялись на фронт, защитник Москвы, ветеран органов госбезопасности, подполковник КГБ в отставке. «Краснодарские известия» попросили рассказать о нем ветерана правоохранительных органов Виктора Татаркина, с которым они давно знакомы и поддерживали дружеские отношения.
Зачислили в особую группу НКВД
С Константином Ивановичем Горожанином мы знакомы около 25 лет. Встречались в совете ветеранов УФСБ, когда он возглавлял ветеранскую организацию УФСБ по Краснодарскому краю, в городском, краевом советах ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, на различных общественных мероприятиях, в краевом госпитале ветеранов войн.
В последние годы встречались в основном в домашней обстановке в квартире, где он проживал после смерти супруги с дочкой Олей, которая с искренней заботой и любовью относилась к Константину Ивановичу, приветливо принимала его гостей.
Константин Иванович был замечательным собеседником, у него хорошая память. Приведу лишь отдельные краткие фрагменты из его большой биографии.
Он родился 12 августа 1923 года в многодетной крестьянской семье, в селе Большой Въяс Лунинского района Пензенской области. Окончил семь классов, торгово-кооперативную школу и начал работать в магазине промышленных товаров.
22 июня 1941 года прервалась мирная жизнь, его старших братьев призвали в армию и отправили на фронт. Младший из братьев Костя по возрасту не подлежал призыву, поэтому вместе с товарищами обратился в военкомат о добровольном отправлении на службу в Красную Армию, но получил отказ. Но уже в августе 1941 года 18-летний комсомолец и спортсмен Константин Горожанин Пензенским обкомом комсомола по указанию ЦК ВЛКСМ был направлен в Москву для выполнения особого задания.
Его зачислили в особую группу НКВД СССР для обучения разведывательно- диверсионному, минно-подрывному делу, стрельбе из разных видов оружия, в том числе иностранного, тактике и технике диверсий в тылу врага. Впоследствии особую группу преобразовали в отдельную мотострелковую бригаду особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН), которая формировалась в Москве.
В сентябре 1941 года в Зеленограде проходили первоначальную военную подготовку, в начале октября Горожанин в составе инженерных войск занимался минированием ближайших подступов к Москве на Волоколамском, Можайском, Клинском направлениях.
Здесь создавали минно-танковые заграждения, определенные участки минировали. Работа велась днем и ночью.
«Мне хотелось только одного: идти вместе с ними и бить, бить фашистов»
…Война уже шла более четырех месяцев. Наша армия вела оборонительные бои с немецко-фашистскими войсками, которые находились в 70 -100 км от Москвы. Гитлер на весь мир заявил, что 7 ноября 1941 года проведет свои полки по Красной площади. Были отпечатаны пригласительные билеты на торжественный вечер.
Силами самообороны принимались активные меры по обороне и защите столицы. Все делалось для отпора врага. В конце октября 1941 года группу, в которую входил Константин Горожанин, перевели в Москву и готовили к уличным боям в столице, в том числе и на центральных улицах. Все радиальные улицы, которые вели к Кремлю, готовили к боям. Буквально из каждого окна торчал ствол. Его пулеметную огневую точку по приказу развернули на балконе квартиры второго этажа дома на углу улиц Горького и Пушкина, с постоянным дежурством пулеметного расчета.
С 1 ноября 1941 года бойцов ОМСБОН, в составе которой находился Горожанин, в 11 часов вечера вывели на Манежную площадь: приказ — готовиться к параду в честь 7 Ноября.
— На всю жизнь запомнился военный парад в ноябре 1941 года, — рассказывал мне Константин Иванович. — 7-го числа батальон, в котором я находился, рано утром поставили в оцепление Красной площади. В Москве тогда стояла сухая, морозная погода, а 7 ноября пошел снег. Когда нас вывели на Красную Площадь, он уже валил крупными хлопьями. С противоположной стороны площади, где я стоял, Мавзолея почти не было видно. Когда начался парад, вот в этой снежной пелене, не строевым, а тяжелым гулким шагом, молча, без музыки, почти невидимые из-за снега, пошли в едином строю тысячи людей, которым прямо с парада предстояло вступить в бой с врагом, как кто-то сказал — прямо с парада шли в бессмертие. В эти минуты я хотел только одного: идти вместе с ними и бить, бить фашистов. Этого я не забыл и, наверное, никогда не забуду.
Константина Горожанина оставили в Москве, готовили к уличным боям. Он участвовал в обеспечении воздушной обороны столицы. Его пулемет установили на треногу в кузов грузового автомобиля. При появлении фашистских самолетов он действовал как пулеметчик-зенитчик. Занимался также разминированием Подмосковья, снимал свои и вражеские минные поля.
В 1943-1944 годах Горожанин находился в тылу врага в составе небольших отрядов по выполнению разведывательно-диверсионных заданий. На оккупированной территории в Карелии Константин Иванович в составе группы устраивал диверсии, в том числе подрывали эшелоны с живой силой противника. В составе другой группы перешел линию фронта, в Белоруссии участвовал в «рельсовой» войне на железной дороге. На минах, установленных Горожаниным, взлетели на воздух семь эшелонов с живой силой и техникой врага. На минах, установленных им на шоссе, подорвалось несколько танков и грузовых автомобилей. Он участвовал и в других боевых операциях и совершал подвиги.
Героическое участие Костантина Ивановича Горожанина отмечалось наградами. В числе первых удостоен медалью «За оборону Москвы», которая была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года. Пятого декабря 1944 года в Кремле ему вручили высокую награду Орден Ленина. Он также награжден Орденом «Отечественной Войны» 2-й степени, медалями: «За боевые заслуги», «Партизану Великой Отечественной Войны» 1-й степени, «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г.» и другими медалями.
Большая общественная работа
После Победы окончил двухгодичную Свердловскую межрайонную школу МГБ СССР. С июля 1947 года по февраль 1965 года трудился на должностях офицерского состава в управлении ФСБ по Краснодарскому краю. Уволился по болезни — инвалид войны II группы — в звании подполковник госбезопасности. С 1967 года более 15 лет трудился в народном хозяйстве на кадровой и режимной работе. В эти годы включился в ветеранское движение, создав на заводе «Сатурн» ветеранскую организацию фронтовиков, которую возглавлял пять лет.
С 1993 года стал членом ветеранской организации управления ФСБ по Краснодарскому краю, а с 1995 года избран ее председателем. Более 20 лет К.И. Горожанин успешно возглавлял ветеранскую организацию УФСБ, на ее счету много интересных дел. Константин Иванович проводил большую работу по военно-патриотическому, нравственному воспитанию гражданской молодежи и личного состава правоохранительных органов. Он был в составе краевого Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, являлся почетным членом краевой общественной организации памяти маршала Г. К. Жукова.
За активное участие в ветеранской организации УФСБ, общественной жизни Кубани награжден знаком «За службу в контрразведке», занесен в Книгу Почета УФСБ по Краснодарскому краю, удостоен медалей «За выдающийся вклад в развитие Кубани» I, II, III степеней. Герой труда Кубани, Почетный гражданин города Краснодара.
Большая заслуга К.И.Горожанина и его коллег ветеранов-чекистов в создании правдивой истории органов государственной безопасности и внутренних дел, действующих на Кубани. И в этой связи издание серии книг «Без грифа «Секретно». В 2008 году издан 3-хтомник об истории органов безопасности на Кубани, а в 2017-м — уже четырехтомник, в который вошли очерки, статьи, документальные повести.
Мне повезло встречаться, общаться с прекрасным, заслуженным, но скромным Человеком с большой буквы Константином Ивановичем Горожаниным. Горжусь таким знакомством. Глубоко благодарен и искренне признателен Константину Ивановичу за уроки мужества, патриотизма, за поддержку, мудрые советы.
Вечная ему память. Выражаю искренние соболезнования его семье.