photo 2023 11 17 11 51 05 4ad2f02d5a Краснодарские известия
Штурм Очакова. Гравюра А. Берга, 1792 год

Остров из сказки Пушкина

Остров Березань был известен с древних времен. Здесь жили древние греки, византийцы называли его островом Святого Елферия. Перед морскими походами в Византию здесь останавливались дружины русских князей, позднее свои укрепления строили татары и турки. По некоторым версиям именно Березань стала прототипом знаменитого пушкинского острова Буяна из сказки о царе Салтане. Остров известен тем, что на нем в 1906 году был расстрелян поднявший мятеж на черноморском флоте сын контр-адмирала и племянник полного адмирала и сенатора лейтенант П.П. Шмидт.

Несмотря на скромные размеры — менее километра в длину и менее полкилометра в ширину — остров занимал важное в стратегическом плане положение. Он находится в 2 км от ближайшего берега и в 8 км от Очакова. С южной и западной сторон омывается водами Черного моря, с востока — рекой Буг, северная часть острова находится рядом с руслом Днепра, что позволяет контролировать подходы к Очакову и Днепрово-Бугскому лиману.

Крепость на острове Березань построили турки накануне Русско-турецкой войны в 1778 году, ее гарнизон состоял из регулярных турецких войск. По описанию французского инженера Лаффит-Клаве в 1784 году крепость располагалась на южной стороне острова. По периметру она была окружена земляным валом с деревянным частоколом, а с северной — рвом глубиной до 3-х метров с подвесным мостом. На ее южном угле и на юго-восточной стене были сооружены два круглых бастиона. Внутри крепости размещались: дом коменданта, казармы, каменная мечеть, пороховой погреб, каменные и деревянные склады, дома и землянки. На нижней террасе располагалась еще одна батарея. На вооружении крепости имелось 21 орудие.

Перед осадой Очакова

13 (24) августа 1787 года Османская империя объявила войну России, и через некоторое время атаковала русские войска, находившиеся на Кинбургской косе. Командующий войсками в Крыму и на Кубани генерал-аншеф Александр Васильевич Суворов разбил высадившийся пятитысячный десант турок. Это была первая победа русских войск в этой войне.

После сражения среди погибших турецких солдат были обнаружены тела двух французов, служивших инструкторами в турецкой армии переодетых в турецкую форму, о чем было доложено самой государыне Екатерине II. Сегодня в этих же местах российская армия вновь вынуждена сражаться с иностранными наемниками и натовскими инструкторами. Кинбургская коса сейчас находится под контролем российских войск. Очаков — временно под контролем укронацистов, остров Березань необитаем и находится, как сейчас принято говорить, в серой зоне. Оба объекта входят в зону нашего артиллерийского и ракетного огня.

В мае 1788 года русская армия под командованием Григория Потемкина начала боевые действия под Очаковом. В июне в лиманском сражении турецкому флоту был нанесен сокрушительный удар, в результате которого он был вынужден отступить к Варне. В этом морском сражении получил смертельное ранение первый кошевой атаман войска верных казаков Сидор Игнатьевич Белый. С воинскими почестями его похоронили в церкви Кинбургской крепости.

29 июня 1788 Потемкин приступил к непосредственной сухопутной осаде крепости Очаков.

photo 2023 11 17 11 51 03 b4717b410f Краснодарские известия
Остров Березань

Почему Суворов не стал штурмовать Березань в первый раз

Перед штурмом крепости князь в июле 1788 года решил захватить турецкие укрепления на Березани. Выполнение этого плана было поручено генерал-аншефу Александру Васильевичу Суворову.

Сегодняшние так называемые «историки» Незалежной, вырвав из контекста этот факт, делают безуспешные попытки очернить великого русского полководца. Они заявляют, что Суворов, имевший в своем подчинении огромное число солдат и артиллерии, а также суда гребной флотилии, не смог взять крошечный остров Березань, который оборонял гарнизон, насчитывающий не более 400 человек. И только якобы предки современных украинцев — запорожские казаки под командованием Антона Головатого — сумели молниеносно, с минимальными потерями захватить Березань и вынудить к сдаче его гарнизон. На взгляд неискушенного читателя может показаться, что эти россказни похожи на правду.

Однако любой мало-мальски знающий историк скажет, что это всего лишь очередная конъюнктура прислужников укронацистской власти.

Генерал Суворов, в распоряжении которого был выделен лишь небольшой сборный отряд около 600 солдат и казаков, в течение нескольких дней вел подготовку к штурму Березани. Причем задача была не из легких, так как кроме укреплений и орудий, десанту предстояло преодолеть препятствия, созданные самой природой. Берега острова не имели не только ни одной бухты, но и самого маленького заливчика. Отвесные каменные оконечности острова поднимаются с одной стороны до 8 и с другой стороны — до 20 метров. Есть лишь два небольших пляжа, куда могут пристать лодки. Но и там прибрежная полоса через пару-тройку метров упирается в отвесные скалы. Даже в наши дни прибывающие на остров туристы вынуждены подниматься по выбитой в скале козьей тропке с помощью натянутого сверху каната.

Опытный генерал Суворов с 12 июля стал готовить к штурму свой отряд. Однако, когда к высадке практически все было готово, вблизи Березани появились турецкие корабли, прибывшие из Варны. В результате Потемкин отдал приказ временно отложить взятие острова. Таким образом, среди множества побед, одержанных войсками под командованием А.В. Суворова, не оказалось еще одной — взятия острова Березани.

photo 2023 11 17 11 51 03 2 dea98c025b Краснодарские известия
Настольная медаль в память взятия Очакова, крепости Березанской и победы на Лимане в 1788 г.

«Разноплеменное» войско

Теперь о запорожцах, участвующих в штурме. Как известно, войско верных казаков было образовано по инициативе Григория Потемкина в 1787 году. Многие авторы заявляют, что в подавляющем большинстве своем оно состояло из бывших казаков-запорожцев.

Вместе с тем «Дид кубанской истории» автор знаменитого труда «История Кубанского казачьего войска» Ф.А. Щербина считал, что Черноморское казачье войско, было «собранное из разных мест, разрозненное и отчасти разноплеменное».

Если обратиться к документам того времени, то мы увидим, что на момент создания войска в 1787 году приток бывших запорожских казаков был столь незначительным, что его главный организатор — светлейший князь Потемкин-Таврический — был вынужден 12 октября того же года разрешить набирать «охотников из свободных людей». С первых же шагов образования войска в его состав начался массовый приток этих свободных людей различных национальностей, а также беглых с территории России и Малороссии.

По подсчетам известного статистика Ставрополья и Кубани казачьего сотника И. Бентковского, количество запорожцев в войске не превышало 30%. Таким образом, Березань вместе с бывшими запорожцами штурмовали представители великороссов, малороссов, поляков, молдаван, литовцев, татар, греков, немцев и прочих народов, составивших подавляющую часть молодого казачьего войска.

Казаки развернули батарею противника на его же крепость

Осенью 1788 года командующий подошедшей турецкой флотилией, стоявшей около Очакова, Гасан-паша значительно укрепил крепость на острове Березань за счет строительства двух артиллерийских батарей и линии окопов в северной части острова. Однако начавшиеся вскоре осенние бури на море и готовящееся нападение русской флотилии заставили Гасан-пашу вновь отвести свой флот из-под Очакова. Буквально через два дня после этого князь Григорий Потемкин приказал черноморцам захватить остров Березань.

Около 9 часов утра 7 (18 по новому стилю) ноября казаки во главе с командующим пешими казаками войсковым судьей Антоном Головатым на своих гребных суденышках двинулись на штурм Березани. Казачьи суда сопровождала флотилия канонерских лодок бригадира Осипа Дерибаса, которые с дальних дистанций обстреливали остров, впрочем не причиняя туркам особого вреда. Сражение происходило на глазах у всей российской армии, расположенной у Очакова, и турок, засевших в самой крепости.

Казаки Головатого атаковали остров с северной, более пологой, стороны. Несмотря на сильный огонь орудий вновь выстроенной батареи, их лодки подошли к берегу как можно ближе. Затем казаки бросились в воду и пошли на штурм острова. Им удалось опрокинуть передовые части турок и захватить батарею. Пушки тут же были развернуты и стали обстреливать саму крепость. К ним присоединились орудия, снятые с лодок. После интенсивного обстрела турецкое командование приказало вывесить белые флаги и сдать крепость казакам. «Такой неожиданный приступ изумил и привел в ужас защитников Березани», писал впоследствии видный дореволюционный кубанский историк П.П. Короленко.

Главнокомандующий Екатеринославской армией генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин докладывал императрице Екатерине II:

«По удалении флота Турецкого, препоручив войску верных Черноморских казаков поиск на сей остров, приказал войсковому их судье подполковнику Головатому идти со всеми своими лодками и стараться взойти на берег, разбить неприятеля и овладеть крепостью… предприятие это перед лицом всей армией произведено было с совершенным успехом… 7 ноября по утру казаки приблизились к острову, выдержали с твердостью и мужеством сильный огонь неприятельский, потом, сделав залп из пушек и ружей, вскочили в воду и, всплывая на берег, бросились с таким стремлением, что прогнали неприятеля, отняли у него батареи и преследовали до самой крепости, где встречены были картечами; в сем случае поворотили они против крепости орудия с батареи и с своих лодок взятые. Жестокая их канонада, движение, сделанное от флота, по данному сигналу, несколькими фрегатами и отправление к острову лодок канонерских с бригадиром Рибасом заставили неприятеля умолкнуть и просить пощады».

photo 2023 11 17 11 51 05 2 0d826da964 Краснодарские известия
Портрет Антона Головатого. Худ. В. Бирюков

Трофеи в виде оружия и двухбунчужного паши

Согласно имеющимся документам, в штурме крепости приняли участие 836 казаков войска, в их числе войсковой судья подполковник Антон Головатый, войсковой полковник Мокий Гулик, полковые старшины Василий Танский, Давид Белый, Иван Семенков, Семен Бурнос, Никанор Орлянский, Яков Животовскийи, есаулы Василий Осанчук и Иван Козловский, хорунжии Иван Чёрный и Григорий Горб. Кроме того, 22 из 30 имеющихся в войске куренных атаманов. В сражении погибли и получили ранения: 1 полковой старшина, 4 куренных атамана и 24 казака.

Согласно донесению самого Потёмкина, в составе турецкого гарнизона было более 400 человек, 320 из которых сдались в плен и более 80 убиты в бою. В качестве трофеев казакам достались: 11 флагов (за каждый из них войску было заплачено по 20 рублей серебром), 21 пушка, более тысячи ядер, 150 бочек с порохом, около 130 тонн пшеничной муки и 160 тонн ячменя. В донесении также указывалось, что были взяты 111 винтовок, 69 пистолей, 49 шашек и 75 кинжалов. Столь малое по отношению к численности гарнизона количество оружия позволяет нам сделать предположение, что большая его часть досталась казакам в качестве личных трофеев.

Взятию небольшой турецкой крепости главнокомандующий русской армии Григорий Потемкин придавал особое значение, о чем он писал императрице. В условиях затянувшегося взятия Очакова эта победа была нужна и армии и лично Потемкину. Кроме того, среди пленных гарнизона оказался его командир — двухбунчужный паша (равнялось чину генерал-лейтенанта) Келеджи Осман-паша. Ранее в Стамбуле он занимал должность янычар-аги, то есть командующего янычарским корпусом империи. Из-за дворцовых интриг, связанных с верховным визирем, он был отстранен от должности и отправлен командовать дальним гарнизоном.

Взятие в плен двухбунчужного паши придавало победе особый блеск. Потемкин устроил паше торжественный прием и даже подарил ему бриллиантовый перстень, а затем он и его солдаты с почетом были отправлены на родину. К слову сказать, сдавший в плен гарнизон Березани паша не поплатился за свой поступок, а через время был возведен в ранг трехбунчужного паши (генерал-полковника).

С победой поздравил Потемкина генерал-аншеф Суворов, который писал: «Вашу Светлость с овладением Березани нижайше поздравляю. Боже, даруй Вам дальнейший успех. Буду всегда с глубочайшим почтением, Александр Суворов».

Для казаков эта победа имела особое значение. Впервые казаки войска, действующие как самостоятельный отряд, выиграли славное сражение на глазах у всей армии. Главнокомандующий Екатеринославской армией Григорий Потемкин отмечал: «успех сего дела к единому войску верных казаков относится».

Отличились казаки и в других сражениях. 15 ноября войско получило похвальный ордер князя Потемкина, а казаки — денежные награды. Взятие Березани вызвало положительные отзывы в столице. Донесение Потемкина императрице было зачитано на заседании Государственного совета 27 ноября.

Очаков пал 6 декабря 1788 года. Екатерина II приказала в честь заслуг князя Г.А. Потемкина отчеканить медаль с надписью: «Взятие Очакова, крепости Березанской и победы на Лимане в 1788 году».

12 декабря императрица наградила Антона Головатого и Захария Чепегу орденами Святого Георгия 4-го класса с формулировкой «за отличие». Головатый стал 600-ым, а Чепега — 601-ым кавалером этой степени ордена. 602-ым кавалером за взятие Очакова стал капитан-лейтенант Синявин, будущий адмирал и известный флотоводец, 607-ым — будущий герой Отечественной войны 1812 года, в то время полковник Платов.

15 декабря Потемкин распорядился:

«Уважая ревностную и усердную сего войска службу, особливо в течение минувшей кампании оказанную, наградил я сего месяца двадцать пятого дня армейскими чинами старшин, в приложенном списке показанных, которым предписываю новопожалованные чины объявить и привести их на оные к присяге». Среди получивших армейские чины казачьих старшин были и будущие екатеринодарцы: Василий Танский, Семен Бурнос, Яков Животовский и другие.

В 1789 году многие казачьи офицеры получили золотые кресты на георгиевской ленте с надписью «Очаков взят 6 декабря 1788 г.». Еще позднее 55 казаков были награждены серебряными медалями на георгиевкой ленте за штурм Очакова. За отличия под Очаковом и в других сражениях войско верных казаков было переименовано в Черноморское.

Сами казаки в честь этой победы уже будучи на Кубани основали новый курень и назвали его Березанским. Память об этом сражении сохранилась на века и в казачьих песнях.

Что касаемо самой крепости на острове Березань, то по приказу князя Потемкина она была уничтожена казаками команды Мосия Гулика. Последние казаки его команды покинули Березань весной следующего 1789 года.

Автор текста: кандидат исторических наук Александр Бурмагин