
Путь к успеху
В 2023 году город показал лучший за последние пять лет результат и в первую очередь – это заслуга педагогов-наставников, работающих по уникальным авторским методикам. Автор «Краснодарских известий» Анна Климанц побывала в муниципальном учреждении дополнительного образования «Малая академия», где с 2005 года готовят олимпиадников, и узнала, с какими оригинальными заданиями могут столкнуться участники и почему получение качественного образования требует серьезного подхода.
Курс на знания
Известный факт, что победа во Всероссийской олимпиаде, которую ежегодно проводит Министерство просвещения РФ, дает весомые привилегии при поступлении в ВУЗ, но это даже не самый главный бонус. Олимпиадная образовательная траектория в целом служит хорошим социальным лифтом для многих любознательных и талантливых ребят и значительно повышает их шансы на успех: они привыкают к соревнованиям и становятся стрессоустойчивыми, а вкус первой победы дает колоссальную мотивацию для будущих достижений.
Задания отличаются от вопросов ОГЭ и ЕГЭ по степени сложности и подразумевают, что дети, проходящие олимпиадные испытания, углубленно изучают конкретные дисциплины, а также на регулярной основе заявляют о себе в различных конкурсах и научно-практических конференциях. Выиграть случайно – не получится. Здесь, пожалуй, важна не столько сама победа, сколько системное получение знаний. Итог – заветный диплом призера, умение анализировать, понимание дальнейшего жизненного пути и возможность выбора.
— Ребята, которые к нам приходят, делают это не по принуждению, им важно заниматься наукой. Мы в свою очередь выстраиваем образовательную программу так, чтобы в дальнейшем они могли себя реализовать в различных направлениях. И те результаты, которые у нас ежегодно наблюдаются, являются прямым отражением нашей идеологии,
Ученица 9 класса лицея №4 Анна Смольникова, ставшая призером заключительного этапа по биологии, посещает академию с пятого класса. Несмотря на юный возраст, понимает, чему именно хочет посвятить свою жизнь. Педагог Андрей Тальянский отмечает, что девочку вдохновила поездка в Образовательный центр «Сириус» в Сочи: здесь педагоги из ведущих университетов страны разговаривают с детьми, как со студентами.
— Традиции преподавания биологии не только в стране, но и в мире разбивают биологию на несколько малосвязанных между собой сфер: ботаника, зоология, биохимия, генетика. По признанию ученых, из этого конструктора трудно собрать цельную композицию, и в результате мы не совсем хорошо понимаем, как функционирует живое. Мы несколько изменили подходы к обучению и стараемся готовить из своих учащихся системных биологов, чтобы, цепляясь за что-то одно, они не упускали другого,
13 — счастливая цифра
Директор Алексей Оробец поясняет, что каждый ребенок проходит свой путь подготовки. Как правило, олимпиадная инфраструктура включает в себя занятия с репетиторами, различные курсы и вебинары, помощь школьных учителей. Родители также являются непосредственными участниками, инвестирующими денежные средства и время в образование детей. Все эти составляющие работают на результат.
— Академия была создана для развития талантов и поддержки ребят, проявляющих интерес к углубленному изучению дисциплин за рамками школьной программы. Ученики центра имеют возможность принимать участие во Всероссийской олимпиаде и конференциях, благодаря инициативам администрации и департамента образования Краснодара. Помимо этого, специально для детей, проявивших себя в олимпиадах, проводится летняя профильная смена «Академия личностного и индивидуального роста» на базе муниципального центра «Ольгинка» в одноименном поселке,
Итак, в Год педагога и наставника на счету школьников Краснодара 13 дипломов победителей и призеров финала Всероссийской олимпиады, который проходил в различных регионах страны. В данном контексте это счастливая цифра и отличный результат, которым город может гордиться.
— Напомню, что Всероссийская олимпиада проходит в 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Подчеркну, что на региональном от краевого центра были участники по всем предметам, а на заключительный прошли самые талантливые. Ученица 9-го класса школы № 19 Ольга Кремененко, к примеру, второй раз стала призером по искусству,
«Напишите репортаж от имени часов в гостиной Фамусова»
Опытные наставники «Малой академии» знают все о подводных камнях, с которыми их ученики могут столкнуться на испытаниях. Вместе с ребятами они анализируют задания предыдущих лет и готовят материалы, позволяющие разобраться в сложных схемах, так как олимпиады регионального и заключительного этапа, как правило, подразумевают творческий тур, где от участника потребуются определенные навыки: например, литературоведам – умение писать театральные рецензии. В прошлом году учащимся 9-11-х классов для анализа был предложен отрывок из спектакля русского драматурга в постановке зарубежного режиссера, к тому же на иностранном языке!
Поэтому дети – участники олимпиады по литературе – не только учатся делать это профессионально на занятиях педагога, автора курсов «Уроки Мастеров слова» и «Страницы истории русской культуры» Натальи Паскевич, но и стараются чаще посещать московский Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, работы которого наставник считает «учебником театроведения», 4-й год подряд участвуют во Всероссийском конкурсе театральных рецензий «Пишу о театре» в Санкт-Петербурге.
— Этот конкурс организовали педагоги РГИСИ, старейшего театрального ВУЗа страны, в 2013 году, и для наших ребят – это прекрасная школа. Рецензии строго оценивают опытные театроведы, а значит, тексты должны быть написаны грамотно: необходимо увидеть в спектакле замысел режиссера, сценографические находки и так далее. Наши учащиеся умеют оперировать терминами, и, если честно, это долгое время удивляло членов жюри,
Программа «Страницы истории русской культуры» была разработана в связи с тем, что в школах сейчас не преподаётся предмет «Мировая художественная культура», ориентированный на всестороннее развитие детей. Акцент в ней сделан именно на русской культуре, истории отечественного искусства: театра, кинематографа, живописи, архитектуры, оперы, балета…
— Ребята должны понимать, что русское искусство – это уникальная жемчужина, и что оно развивалось одновременно с литературой. Видеть эти связи очень важно,
Учащиеся «Малой академии» показывают высокие результаты заключительного этапа Всероссийской олимпиады по литературе – 2-3 призера ежегодно, а всего за последние 5 лет – 14 призовых мест! В 2023 году трёхкратным призёром стала ученица 11 класса лицея № 90 Ирина Гончарова, а победила ученица 9 класса гимназии № 18 Олеся Кадун, которая также получила и особую награду за лучший анализ художественного текста, тем самым вернув Краснодару престижный статус первенства. Так что теперь, по словам Натальи Паскевич, Олеся – это лучший юный литературовед России.
— Она очень добросовестная и талантливая девочка. Умеет мыслить и тонко чувствует художественный текст. Пока что моя ученица не решила, кем хочет стать, потому что интересуется не только литературой, но и историей, неплохо разбирается в информатике,
Нам особенно приятно, что «Малая академия» также тесно сотрудничает с факультетом журналистики Кубанского государственного университета. Возможно, что это наши будущие коллеги сегодня «пробуют перо» на всех конкурсах, которые проводит высшее учебное заведение.
— Олимпиада по литературе может предложить практические задания по журналистике: взять интервью у литературного героя или написать репортаж от имени часов, которые стоят в гостиной у Фамусова. Это серьезные вещи. Подводя итог, отмечу, что заключительный этап Всероссийской олимпиады – это многоступенчатый процесс, и для того чтобы получить хороший результат, мы проходим через несколько олимпиад, конкурсов и научно-практических конференций,