Талант расправил плечи
12 февраля американское издание Axios сообщило, что кинокомпания Disney изменит свою политику разнообразия, равноправия и инклюзивности (DEI). К такому решению студия-мейджор пришла после возвращения Дональда Трампа в Белый дом. В конце января президент подписал несколько указов, связанных с отменой программы DEI, после чего бизнес начал от нее отказываться.
Теперь основной уклон Disney сделает на «стратегию талантов». Это значит, что из фильмов по вселенной Marvel, мультиков и «Звездных войн» пропадут сексуальные меньшинства, чернокожие Белоснежки и небинарные джедаи.
Заодно компания отменила программы поддержки и стипендии для сотрудников из «угнетаемых групп». Вместо них появились инициативы по трудоустройству военных ветеранов. Считается, что изменение повестки связано с консервативными взглядами Трампа. По мнению экспертов, свою роль сыграло и падение кассовых сборов.
Disney также изменит формулировку дисклеймера, который появляется перед некоторыми старыми работами студии, например, «Дамбо» и «Питером Пэном». Сейчас перед показом зрителей предупреждали, что некоторые сцены могут содержать «негативные изображения и/или жестокое обращение с людьми или культурами».
Новая же версия будет такой: «Эта картина представлена в том виде, в котором она была создана изначально, и может содержать стереотипы или негативные изображения».

Тем временем Disney не поставляет свой контент в Россию уже больше двух лет. «Краснодарские известия» вспомнили, какие зарубежные медиагиганты ушли из РФ, каковы шансы, что они вернутся, и как иностранные новинки попадают в отечественные кинотеатры, в обход ограничений.
Ушли, но обещали вернуться
В 2022 году, когда российские кинотеатры только начали наверстывать упущенное после пандемии, они столкнулись с новыми вызовами, говорит автор YouTube-канала «Кино Огонь» Владимир Логинов. Голливудские студии-мейджоры такие, как Disney, Sony, Warner Bros., Universal и Paramount, свернули бизнес в России — их фильмы официально не попадают в прокат на территории РФ уже больше двух лет.
Все мейджоры не ушли одномоментно, они сказали: «Мы приостанавливаем деятельность». Но их офисы работали. Были разговоры, что все вернется на круги своя с выходом фильма Bullet Train («Быстрее пули») от компании Sony. Она вообще не хотела уходить из России, но под влиянием общего тренда, опасаясь осуждения, все же сделала это, — рассказал в интервью каналу Юрий Моргуленко, ведущий менеджер по репертуарному планированию в сети «Синема Стар».

Что касается Disney, после начала спецоперации, он работал в России еще семь месяцев — до ноября 2022 года. Президент департамента международного кинопроката компании Warner Bros. Эндрю Криппс в апреле 2022-го заявлял, что Warner рассчитывает вернуться в РФ. А в феврале 2023 года издание Variety заявило, что юридически ничего не мешает американским студиям вести бизнес с российскими компаниями, которые не попадают под санкции.
Тем не менее, к концу 2022 года поток голливудского контента в РФ остановили. Последним крупнобюджетным блокбастером, показанным в России, оказался боевик «Анчартед: На картах не значится». Первой жертвой бойкота стал «Бэтмен» 2022 года с Робертом Паттинсоном. Судьбу его показа могли решить всего несколько часов задержки ключей — архивов файлов с кодом, который генерируется отдельно для каждого кинотеатра и имеет срок годности.
Если бы ключи разослали, их бы никто уже не отбирал, — считает Моргуленко.

Впоследствии из афиши исчезли триквел «Фантастических тварей», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» и другие ожидаемые премьеры.
Ключи от Голливуда
В 2022 году кинотеатральные сборы в России составили 21,77 млрд долларов, что почти на 40% меньше, чем в допандемийном 2019 году, когда эта цифра достигла 55,53 млрд. Никто не был готов к такому повороту. Показ отечественный фильмом не смог нивелировать отсутствие зарубежных киноновинок.
Не было никаких иллюзий по этому поводу, потому что российского кино тоже не было. Если бы оно стояло в графике релизов, на него еще можно было бы рассчитывать, — объясняет представитель «Синема Стар».
Культура отмены ударила и по актерам дубляжа, который озвучивали голливудские новинки.
Раньше были исходники звука со всеми дорожками и шумами. Сейчас надо работать над этим своими силами и вырезать английский, — объясняет Дмитрий Череватенко, представитель студии озвучки Red Head Sound.
Но сидеть сложа руки и ждать с Голливуда погоды участники отечественной киноиндустрии не планировали, и начали искать выход.
И вот в январе 2023 года под видом показов короткометражных фильмов, таких, как «Комментатор», «Три добрых дела» и «Быстрые свидания» в качестве «предсеансового обслуживания» показали блокбастер «Аватар: Путь воды». Как так получилось?

Раньше фильмы попадали в кинотеатры по прозрачной схеме: каждая картина получала у Минкульта прокатное удостоверение, прокатчики обсуждали с кинотеатрами условия и присылали индивидуальные файлы DCP (Digital Cinema Package) с подходящим ключом.
Их производством занимаются специальные компании, которые кодируют видео в необходимый формат. Производство таких файлов заказывают компании — прокатчики фильмов, которые получают контент от западных киностудий.
Сейчас в России взять копии DCP неоткуда, но кино все-таки есть. Как это возможно?
Файлы и ключи приходят из стран ближайшего зарубежья. Долгое время самым подходящим вариантом был Казахстан. Например, компания WesternRus торговала «дисипишками» (так этот формат называют работники киноиндустрии) за суммы в районе 100 тыс. рублей. Позже им пришлось отойти от дел, так как как зарубежные партнеры пригрозили разрывом деловых отношений. Из-за этого фильмы, как «Барби» и «Оппенгеймер» попали в российский прокат с задержкой.

Сейчас получать новинки отечественные кинотеатры теоретически могут из Армении, Узбекистана или Азербайджана.
Владельцы кинотеатров пользуются и другими каналами обхода ограничений. Например, показывают цифровые версии фильмов для онлайн-проката. Это файлы, которые выкладываю пираты на торрент-трекерах и других сайтах с нелегальным контентом после цифрового релиза фильма.
Что будет дальше?
Судя по настроению голливудских студий, они не против вернуться в Россию, но это долгий процесс, который может занять несколько лет, считает Дмитрий Череватенко. По его словам, нужно открыть офисы, начать дистрибуцию, заново договориться со всеми партнерами. А пока этого не произойдет, заполнять образовавшуюся пустоту будут пиратскими показами.
При этом мейджоры, которые сотрудничали с Россией, работали во всем СНГ. Теперь их офисы находятся в Казахстане. До 2022 года прокат фильмов в РФ приносил голливудским студиям до 5% выручки. По мнению экспертов, этого достаточно, чтобы они захотели снова легально поставлять новинки в Россию, особенно, учитывая меняющуюся политическую повестку.