Как только переступаешь порог театра, тебя сразу окутывает атмосфера сказки, волшебства. Кажется, каждая кукла приветствует тебя как доброго знакомого. Но за всем этим впечатлением стоит кропотливая работа режиссеров, художников, конструкторов, актеров и других профессионалов, которые создают столь завораживающий мир.

Театр стремительно меняется

Мы пообщались с художественным руководителем, режиссером Дмитрием Лемберским, заслуженным артистом Краснодарского края Павлом Романычевым и художником-конструктором Олегом Лузиным, который создает куклы уже не один десяток лет. Каждый из них рассказал о тонкостях своей работы.

Начали с темы юбилея. Спросили у Павла Романычева: как он считает, 85 лет — это уже зрелый возраст или жизнь только начинается?

Я бы назвал эту дату совершеннолетием театра. Он живет, нужен людям. Ведь говорили в свое время, что телевидение все заберет, не будет театров. Потом появился интернет… Но, оказывается, театр необходим человеку, это живое общение. Фильмы — замечательно, но в театре, мне кажется, зритель ощущает жизнь именно здесь и сейчас, примеряя на себя образ героя на сцене. Это очень важно, особенно для ребенка,

— говорит актер.

Он добавляет, что во времена ковида был тяжелый период, ведь посещать массовые мероприятия не разрешалось, все было закрыто. В тот момент на должность исполняющего обязанности гендиректора как раз назначили Алину Калашникову. Именно она смогла сплотить всех работников, успокоить, помогла найти новый формат — выйти со спектаклями в онлайн, дала уверенность в завтрашнем дне.

Дмитрий Лемберский рассказал о том, что театр меняется семимильными шагами. Развитие идет без остановки.

Если раньше было общее представление, что театр кукол, — просто перчаточная кукла за ширмой, то сейчас это уже давно не так. Как раз взрослые зрители, которые к нам приходят, сравнивая современные спектакли с теми, которые были в их детстве, открывают театр кукол по-новому. Они видят артистов, работающих наравне с куклами, новые формы подачи. Например, один из спектаклей у нас завершается барабанным шоу,

— объясняет художественный руководитель.

Он добавляет, что симбиоз художественных способов выразительности, которые есть в театре, по-разному применяется. Используется и специальная сетка, которая может быть прозрачной или же полностью плотной в зависимости от того, с какой стороны на нее падает свет, и актеры в светящихся костюмах. Внедряется и прием отстранения, когда артист ведет диалог с куклой. Теневой театр, пластика рук и тела, спектакли-концерты. Разнообразия не занимать.

Важно, что для особенных детей появились постановки с сурдопереводом. Теперь такие ребята с удовольствием спешат в театр.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

«Кукла тебя ведет, а не ты ее»

С чего же начинается постановка и репетиции нового спектакля?

Первое — это «застольный» период. Команда обсуждает предстоящий спектакль за столом. Режиссер и актеры разбираются, о чем будет постановка, прорабатывают характеры и взаимоотношения между персонажами. Этот период может длиться 1-2 дня, в зависимости от сложности драматургии. Затем актеры выходят на сцену. Если еще не готовы куклы, как говорят в театре, «разводится все на ногах»: играют без реквизита, выстраивают мизансцены. Затем актеры начинают работать уже непосредственно с куклой,

— рассказал Павел Романычев.

Мы затронули и тему характера персонажей. Как понять, какой у куклы должен быть голос, интонации? Это решает режиссер или же свою лепту вносит именно актер?

О, это вечный вопрос театра и бесконечный спор между режиссером и актером! Как человек, который работает на этом поприще уже давно, скажу по секрету: если актер очень послушный, — беда. Всегда работа в тандеме. Режиссер что-то предлагает тебе — драматургию, образ, формирует сюжет своим взором. А актер, когда читает пьесу, видит свой образ. И должно все совпасть. Это очень сложный момент. Обязательно актер должен «надеть образ на себя», подогнать, как одежду, по себе. Тогда все сложится,

— добавляет наш собеседник.

Полюбопытствовали мы у Павла Романычева, с какими сложностями сталкивается актер, находящийся «по ту сторону куклы».

Сложность тут, собственно, одна: освоить куклу. Ты начинаешь к ней приспосабливаться, она тебя не слушает, потом ты с ней договариваешься, целуешь ее, просишь. Иногда кукла делает такие чудеса, даже не могу это объяснить. Приходишь на репетицию, продумал свои действия, а она — раз! — и ведет тебя куда-то в другом направлении. Это просто волшебство, которое нельзя объяснить. Часто именно кукла помогает сделать так, как надо. С ней не нужно бороться, надо ее слушать, тогда все получится. Берешь в руки, а она — живая! Кукла тебя ведет, а не ты ее. У меня часто такое бывает: только дотрагиваешься — и случается какая-то магия: начинаешь ее понимать. Приходишь к кукле, а она уже ждет, рада тебе. И это чувствуется.

— ответил он.

Театр кукол ассоциируется обычно с детским форматом. Но на самом деле есть спектакли и для взрослых. Сложнее ли играть для такого зрителя?

— Нет, как раз-таки сложнее заинтересовать и удержать внимание именно детской аудитории. Безусловно, спектакли для взрослых отличаются глубиной и смыслом, но еще ни разу ни один человек не встал и не начал танцевать или же возмущаться на весь зал, плакать оттого, что ему скучно и он хочет домой… А вот малыши такое могут устроить запросто. Поэтому актерам нужно приложить еще больше сил, чтобы увлечь маленького театрала досмотреть спектакль до конца и оставить его довольным.

«Дерево, ткань, поролон и… душа»

А теперь перейдем непосредственно к театральным куклам. Художник-конструктор Олег Лузин рассказал «КИ», что они делятся на различные виды. Самые известные — перчаточные. Как вы уже догадались, актеры надевают их на руку. Но и они разнятся сложностью управления. Если в кукле есть гапит (стержень), то появляются дополнительные функции, например, можно поворачивать голову.

Существуют тростевые куклы. На стержне расположена голова и плечи персонажа спектакля. Управляют ими снизу, при этом сам актер прячется за ширмой (в театре ее называют грядкой). Когда представление дают на ровной поверхности (на полу или на столе), используют планшетные куклы.

Нам объяснили, что сложнее всего управлять марионеткой. Такой вид тоже относится к планшетным. В движение куклу приводят с помощью ваги —
специальной деревянной конструкции, к которой привязаны веревочки. В театре есть только одна кукла данного вида, используется она в спектакле про крошку енота.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Бывают и штоковые марионетки — это упрощенный вариант, в котором есть один или несколько стержней. Сейчас их применяют чаще всего.

В театре теней для постановок выбирают плоские силуэты. Бывают и ростовые куклы — это костюм, который надевается на актера.

На вопрос о том, имеются ли универсальные куклы, работающие из спектакля в спектакль, Олег Александрович ответил, что таких попросту не существует. В каждого персонажа режиссер и художник-конструктор вкладывают свою, уникальную, идею.

Создаются куклы в мастерских театра. Там и происходит вся магия. Как пояснил наш собеседник, кукла изначально рождается в голове — в сознании режиссера, художника. Затем эскиз образа передают «в цеха», и начинается работа.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Театральная кукла — проект коллективного творчества. Первым приступает к работе скульптор. Он лепит модель из пластилина или глины (в зависимости от размера и задач). Отливается форма, создается голова из папье-маше, делаются слепки, собирается основа. Затем будущая кукла поступает к конструктору, который формирует конструкцию тела и механизмы в голове для взаимодействия с актером. Следующий этап — работа бутафоров. После них — пошивочный цех, там куклу «обшивают». Специалисты говорят, что каждый персонаж изготавливается исключительно по наитию.

Ничто не вечно под луной…

Для хранения готовых кукол предусмотрены помещения, где стоят специальные ящики, в которых их аккуратно подвешивают или укладывают в чехлах. Но время берет свое, «актеры» тоже ветшают. Что же с ними случается дальше?

Их ремонтируют или реставрируют. Бывает и так, что куклу полностью обновляют. Все зависит от ее состояния. Но это в том случае, если еще ставится спектакль. Отжившие свое куклы, которые уже не выходят на сцену, после реставрации могут стать украшением инсталляции входной группы театра или храниться в музее. Если «актриса» совсем ветхая и спектакль больше не ставится, то ее списывают и утилизируют.

Но не подумайте, куклы живут долго. Так, самый старый спектакль, который до сих пор идет в театре, это «Три медведя». В нем уже сменилось несколько поколений актеров. Здесь используют самых «взрослых» кукол, некоторым из них более
20 лет. И они еще в строю. Мастера поддерживают их в надлежащем виде, при необходимости обновляя и реставрируя.