Это краткий пересказ. Если почитать городские паблики, то однозначной картины все равно не сложится. Каждый дает свой вариант произошедшего. И, как это обычно бывает, истина где-то посередине.

Такие факты

Итак, самая распространенная версия, что на Западном обходе восьмиклассника с ДЦП высадили из автобуса посреди дороги, вдали от ближайшей остановки. Говорят, что подросток перепутал маршрут, сообщил об этом водителю, тот остановился и предложил пареньку выйти. Школьник оказался рядом с оживленной трассой и не мог перейти дорогу.  Ему помогла женщина, которая поблизости выгуливала собаку.

По данным пресс-службы УМВД России по Краснодару, на основании данной информации инициировали проведение проверки, в ходе которой дадут правовую оценку действиям водителя.

Водитель 75-го маршрута высадил ребенка вне остановочного пункта в черте города. Мы оперативно связались с перевозчиком, провели служебное расследование, и водитель был снят с маршрута. Он дал пояснение, что при движении из пос. Колосистого после остановки ЖК «Казанский» (напротив «Немецкой деревни») автобус, двигаясь по маршруту, встал в пробке. К водителю обратился подросток 13-15 лет и попросил открыть дверь, чтобы он мог выйти. Водитель пошел навстречу и высадил пассажира. До остановки оставалось около 400 метров. Никаких конфликтов, спорных вопросов или непонятных ситуаций не возникало. Перевозчик изучает данные с камеры видеонаблюдения в автобусе, чтобы точно установить, что произошло в тот день,

комментирует «КИ» Иван Петров, руководитель Союза транспортников Кубани.

Он также сообщил, что у маршрута №75 есть особенность — заезд в поселок Колосистый, а при движении из поселка он может поменять направление: либо в сторону Юбилейного, либо в сторону ТРЦ «Красная Площадь». Поэтому  на данном маршруте установлены дополнительные трафареты с указанием направления движения. Возможно, ребенок не понял, куда именно едет автобус, и поэтому решил выйти. В любом случае водитель не должен был высаживать пассажира вне установленного остановочного пункта — общественный транспорт обязан останавливаться для посадки и высадки только на специально оборудованных остановках. Иначе водителю грозит штраф.

Человеческий фактор как минус

Многие пассажиры считают, что маршрутки имеют право останавливаться в любом месте по их требованию, как  такси, но это совсем не так. Маршрутки — это тоже общественный транспорт, а потому места, не обозначенные на схеме маршрута, считаются неположенными для этих целей. Часто пассажиры просят остановиться, чтобы выйти поближе к дому. Но это категорически запрещено. Водители же иногда жалеют горожан и открывают двери. Да и как отказать, если, например, автобус долго стоит в пробке.

Мы тоже люди, поэтому иногда соглашаемся остановиться. Если говорим, что нас штрафуют, а на видеокамерах видят, как мы нарушаем, то многие обижаются. И зря. Порядок есть порядок, а безопасность на дороге — наша главная задача. Особенно сложно со школьниками и молодежью. Но я стараюсь не нарушать, и большинство пассажиров понимают нас,

— рассказывает Олег, водитель маршрутки.

Его коллегам приходится отвечать за обилечивание пассажиров, что осложняет работу. Нужно наблюдать за дорогой, за посадкой/высадкой пассажиров, отдавать сдачу тем, кто рассчитывается наличными, включать терминал для оплаты картами, да еще и следить за тем, чтобы зайцем никто не проскочил. Водителям муниципального транспорта в этом плане намного проще —
там есть кондукторы. «КИ» поинтересовались у сотрудников КТТУ, как строятся взаимоотношения между водителями, кондукторами и пассажирами.

У водителей городского общественного транспорта никаких личных взаимоотношений с пассажирами нет и быть не может. Их запрещено отвлекать в движении, они заняты только вождением. Единственное исключение (что прописано в должностной инструкции), если водитель получает информацию  о том, что пассажиру стало плохо, он может обратиться за помощью к медицинским работникам в салоне, вызвать скорую помощь, сообщить центральному диспетчеру, высадить других пассажиров, дождаться медиков. Что касается кондукторов, у них случается  недопонимание с пассажирами на предмет, кто к кому должен подойти при оплате проезда. Отмечу, что оплата — это своего рода договор на перевозку. Если пассажир не оплатил, то мы имеем право его не везти. У кондуктора есть обязанность обилетить пассажира, но это не означает, что кондуктор обязан подойти к каждому. Тут важно взаимопонимание и взаимодействие. Пассажиры сами должны заботиться о том, чтобы своевременно оплатить проезд. Представьте, что в транспорте не живой человек, а  устройство — валидатор. Кто к кому подходит? Кондуктор может подойти, но лучше, если и сами пассажиры побеспокоятся о плате за проезд,

— рассказала «КИ» Надежда Постовая, руководитель пресс-службы МУП «КТТУ».

Я ежедневно езжу на работу в час пик. И поэтому вижу, как выматывается кондуктор, передвигаясь по полному автобусу с задней площадки на переднюю и обратно. Дай бог им здоровья! Заметил, что если у кондуктора хорошее настроение, то оно поднимается и у всех  в автобусе. Так что нужно их беречь. Особенно летом, когда половина автобуса требует выключить кондиционер, а вторая — нет. Кондуктор еще тот дипломат и громоотвод, но и своего рода лицо КТТУ,

— делится впечатлениями пассажир Олег Бессонов.

Кондуктор не жмет на тормоза

«КИ» решили пообщаться и с третьим участником движения — кондуктором. Не все они разговорчивы, да и нет свободной минутки, причем ни в одном виде транспорта.

У меня с пассажирами никаких особых проблем нет. Правда, многие считают, что я к каждому обязана подойти и обилетить. Мы пассажира уважаем и, конечно же, подходим. Иногда возникает недопонимание со стороны льготных пассажиров, которые ленятся показывать нам документы, подтверждающую льготу. Но ведь льготный проездной именной, а потому к нему должно быть обязательно подтверждение, чего мы и требуем. Это не превышение наших должностных полномочий и не из-за нашей вредности. (Смеется.) Очень часто пассажиры просят нас уговорить водителя притормозить не на остановке. Мы объясняем, что это запрещено. Конфликтов, как правило, не бывает,

— рассказывает Ирина Богатова, кондуктор автобуса КТТУ.

Она говорит о том, что  сейчас в муниципальном транспорте очень хорошо информируют пассажиров о маршруте, остановках. Но иногда приходится выполнять роль справочного бюро, как и на чем лучше доехать.

Кстати, многие ругают молодежь, мол, не уступает место старшим. Но, если кондуктор спокойно просит уступить место, то всегда идут навстречу без лишних вопросов. Люди у нас хорошие, город прекрасный, просто нужно друг друга понимать и уважать,

— считает наша собеседница.

От автора

Я каждый день езжу в часы пик на всех видах общественного транспорта. Нередко про себя ругаюсь и на водителей, и на кондукторов. Да, мне приходится стоять в переполненном автобусе в пробках, в жару и холод. Но в целом вижу, что общественный транспорт работает ритмично. Появляются новые модели трамваев, автобусов и троллейбусов. Наведен порядок с оплатой. Вводятся новые формы платы за проезд, например, по QR-коду. Нужно просто оставаться людьми и стараться понимать друг друга. С детства запомнилась наклейка в трамвае «Водитель и пассажир! Будьте взаимовежливы»! Будем.