Море, которое дышит с трудом
Черное и Азовское моря – два водоема, связанных не только проливом, но и общей судьбой. Их воды скрывают мир, полный жизни, но с каждым годом дышать этой жизни становится все труднее.
Черное море уникально: на глубине свыше 150 метров начинается практически мертвая зона, заполненная сероводородом, где жить могут только бактерии. Лишь в верхних слоях воды кипит жизнь, и ее будущее зависит от того, предпримет ли человек меры для сохранения этого хрупкого мира.
Кого скрывают глубины?
Черное море – это дом для осетров, скумбрии, ставриды, морских коньков и дельфинов. Здесь встречаются как древние, почти доисторические виды, так и новоселы, случайно занесенные судами. Например, хищная рапана, пришедшая из Тихого океана, уже изменила экосистему, уничтожая местных моллюсков.
По словам профессора Кубанского государственного университета, члена-корреспондента РАЕН, доктора биологических наук Светланы Анатольевны Литвинской, биота Черного моря насчитывает около 116 видов морских организмов.
38 видов ракообразных, 24 вида многощетинковых червей, 23 вида моллюсков, мшанки, иглокожие, асцидии. В прибрежной зоне обитает около 64 видов рыб (катран, шиповатый скат, атерина черноморская, сарган черноморский, черноморский подвид барабули, скат хвостокол, хамса, кумжа черноморская и мн. др.),
— отметила Светлана Анатольевна.
Все они связаны сложными пищевыми цепями, все имеют определенные места обитания, свое время миграций и нереста. Любое вмешательство в экосистему неизбежно приведет к ее изменению или разрушению. К сожалению, негативные факторы уже внесли свой вклад в состав морских жителей. Некоторые виды сократились в численности, а другие оказались на грани исчезновения.
Краснокнижных тут немало
Если бы обитатели моря могли вести свою собственную летопись, в ней было бы достаточно печальных страниц. В Черном море встречается немало видов, занесенных в Красную книгу. Среди них — морская свинья (азовка) и афалина черноморская. Последняя, к слову, является самым крупным дельфином в Черном море. Эти виды не уходят далеко от берега, поэтому столкновение с загрязнением и нехваткой пищи, усложняет их выживание.
Как отмечает профессор Литвинская, в прибрежных водах Азово-Черноморского бассейна обитает 1,5–2,5 тыс. особей морской свиньи. Афалины весной и осенью скапливаются у берегов Крыма, следуя за косяками рыбы. Однако их численность напрямую зависит от наличия кормовой базы: сокращение хамсы, барабули и кефали может поставить популяцию млекопитающих под угрозу.
Кроме дельфинов здесь обитают краснокнижные виды рыбы: белуга азовская, осетр русский, севрюга, конек морской, кумжа черноморская. Основные враги этих животных – браконьерство и загрязнение, которые после крушения танкеров в Керченском проливе ощущается сверхактуально.
Мазутный апокалипсис
Темные маслянистые пятна, растекшиеся по поверхности воды — это ловушка, в которую попадает вся морская живность. Рыба, заглатывая невидимый яд, отравляет себя изнутри. Моллюски, фильтруя воду, впитывают токсичные вещества, которые затем отзываются в каждом звене пищевой цепи.
Даже самые умные создания моря — дельфины — не в силах предугадать опасность. Они идут за косяками рыбы, не ведая, что те ведут их в смертельную западню.
Любая экосистема чувствительна и уязвима к нефтяному загрязнению. Организмы не могут так быстро адаптироваться к изменившимся условиям. Для них это стрессовая ситуация. Загрязнение слишком велико и трудно поддается извлечению,
— подчеркнула профессор Литвинская.
Фактор пищевой цепочки, как ни странно, дает о себе знать и птицам. Пернатые часто становятся жертвами разливов. Страдают даже те, кто не соприкоснулся с мазутом напрямую. Загрязненная вода отравляет рыбу, которой питаются птицы, а значит, медленное отравление поражает и следующее звено в цепи.
Как же они чувствуют
Дельфины – прирожденные навигаторы океана. Их организм тонко настроен на восприятие окружающей среды: они ориентируются в воде с помощью эхолокации и реагируют на изменения в ее температуре. Но могут ли они заранее почувствовать опасность и избежать загрязненных зон?
Все дело в их пищевых привычках: дельфины следуют за косяками рыбы, которые сами по себе не способны оценить угрозу. Когда рыба, не ощущая токсинов, заплывает в нефтяное пятно, ее хищники следуют за ней. Так дельфины оказываются в ловушке, из которой уже, если и выбираются, то в отравленном состоянии.
Но есть и положительные наблюдения.
Я прошла всю прибрежную зону. К счастью выброшенных дельфинов было очень мало. Их группы фиксировались в акватории заповедника «Утриш». По всей видимости они мигрировали в чистые воды,
— предположила Светлана Анатольевна.
Вопрос о том, успеем ли мы помочь морю до того, как оно окажется за гранью восстановления, остается открытым. Ведь каждая капля мазута, попавшая в воду, – это шаг к тяжелым последствиям для всей экосистемы Черного моря.