Соответствующий закон подписал президент Владимир Путин. «КИ» решили узнать мнение по этому поводу и в целом поговорить об уровне патриотизма нынешней молодежи с ветераном ВС СССР Евгением Евдокимовичем Дворченко, человеком, который отдал 27 лет военной службе и еще более 28 — педагогическому труду.
Если суждено стать учителем, будешь им
Евгений Евдокимович вспоминает, как мальчишкой выбирал жизненный путь. Он очень любил географию и историю, хотел стать педагогом, но мать растила их с братом одна — отец погиб на войне. Тогда юный Женя принял волевое решение — стать военным.
— Помню, к нам в школу пришли из военкомата, сказали, что идет набор в Гомельское радиотехническое училище. Это был далекий 1956-й. Ну что ж, подумал я и решил, что буду пробовать поступать. Из Краснодара целый вагон ребят собрался. И всех приняли,
Так и началась взрослая жизнь. Затем — служба: Воркута, Гатчина, Эстония, Мурманская область, Архангельск, Латвия. 27 лет пролетели очень быстро. В 1979 году Евгений Евдокимович ушел в отставку в звании майора.
Так сложилось, что на гражданке он вернулся к своей детской мечте — стать педагогом. С 1980 по 2008 год работал преподавателем сначала начальной военной подготовки, а затем — ОБЖ. Еще два года — 2009-2010 — трудился в отделе образования Карасунского округа.
Четверть столетия Евгений Дворченко возглавлял методическое объединение преподавателей-организаторов ОБЖ школ Карасунского округа.
Под его руководством на высоком уровне была организована военно-патриотическая работа, а личный пример исполнения офицерского долга способствовал тому, что десятки выпускников гимназии выбрали профессией Родину защищать. Имя Евгения Дворченко занесено в «Золотую книгу образования Краснодара».
За активную работу в воспитании молодежи по ходатайству Карасунского военного комиссариата, начальника штаба Северо-Кавказского округа ему присвоено звание подполковника запаса, а затем — полковника запаса. Награжден медалью «Патриот России».
Главным же результатом своего труда сам Евгений Евдокимович считает то, что более 120 юношей выбрали военные вузы.
— Горжусь моими ребятами. Например, Паша Барма — слушатель Воронежской академии им. Жуковского и Гагарина — уже майор. А Саша Клименко тоже дослужился до майора в спецназе, его младший брат Леша — в Росгвардии. Это мои зарничники, орлята,
Как привить любовь к Родине
— Сегодня мы видим, что в школах возрождаются традиции патриотического воспитания. А как скажется появление основ безопасности и защиты Родины на воспитании любви
к Родине у современных российских школьников?
— Очень важно, что наш президент утвердил этот предмет, давно пора. Особое внимание нужно уделять и практической подготовке — возвращать полевые сборы. Раньше их организовывал военкомат, длились они пять суток, один день отводился на стрельбища. И ребята очень любили такие выезды.
— В школах нужно создавать полосы препятствий, тиры. Сейчас разрешена только пневматика, а в наше время были малокалиберные винтовки. И стреляли все — и мальчики, и девочки. Важно уметь защитить себя, а если придется, то и Родину. Считаю, что это обязательно нужно возродить во всех наших школах.
— Вы говорите о том, что нужно возрождать. Как считаете, что стало причиной снижения уровня патриотического воспитания в школах на какое-то время?
— Безусловно, это прежняя внутренняя и внешняя политика. Мы все помним, что предыдущие лидеры стремились приблизиться к Европе, подстроиться под политику Запада. Да, сотрудничество важно, но нельзя терять самобытность, русский менталитет, недопустимо забывать, кто мы есть. Вот сейчас и пытаемся это исправить. Нынешнее руководство страны избрало верный путь.
— Что касается видов самой системы образования. В какое время были лучшие результаты и куда стоит стремиться сегодня?
— Видим, что Болонская программа и система школьного образования их образца явно себя не оправдала. Я как человек старой закалки могу с полной уверенностью сказать, что классическая система советского образования была самой лучшей. Да, сегодня мы стали мыслить совершенно иначе, но современным педагогам стоит брать именно ее за основу. Конечно же, модернизировать и трансформировать, отобрав лучшее.
От себя, как автора, хочу сказать: общаясь с 90-летним мужчиной, который помнит все названия из географии, читает стихи наизусть, галантно помогает снять и надеть пальто даме, невольно понимаешь, что советская школа действительно воспитывала умных и вежливых людей.
— Как бы вы сформулировали три шага по повышению уровня патриотизма среди школьников и молодежи?
— Первый: систему патриотического воспитания нужно поднять на федеральный уровень. Второй: важно регулярно проводить практические мероприятия по патриотическому воспитанию молодого поколения граждан нашей страны. И я не только про Юнармию. Третий: чтобы взрастить людей, искренне любящих свою Родину, нужно насытить школьную программу темами, которые способствовали бы главной задаче — воспитанию настоящих патриотов, для которых это слово звучит гордо.
Евгений Евдокимович отдельно обращает внимание и на то, что нужно разработать новые учебники по основам безопасности и защиты Родины. К этому стоит привлекать не только исследовательские институты, но и практиков. Преподаватель и сам 15 лет сотрудничал с журналом «Военные знания», писал для него статьи, некоторые из них использовались в образовательных целях.
Он также отмечает, что во всех строящихся образовательных учреждениях стоит сразу предусмотреть площадку для практической подготовки. Нужно идти в ногу со временем — например, уже со школьной скамьи готовить ребят, которые могут стать специалистами по управлению дронами.
— Вы говорите о том, что нужно менять подходы к патриотическому воспитанию школьников. А как быть с учителями? Переобучать?
— Я считаю, что учителями нового предмета должны стать ветераны СВО. Военкоматы в этом помогут. Их стоит переобучать и приглашать в качестве педагогов основ безопасности и защиты Родины. Это люди с практическим опытом, для ребят они станут беспрекословным авторитетом, живой легендой. И для вернувшихся с фронта солдат это тоже станет хорошим стимулом: они смогут найти себя в мирной жизни.
В 90 жизнь только начинается
— Немного отойдем от основной темы нашего разговора. Евгений Евдокимович, как вам удается в 90 лет не только отлично выглядеть, но и сохранять бодрость духа, поделитесь секретом. Нам, молодым, можно только позавидовать вашей эрудированности и стойкости.
— Главное — у меня есть надежный тыл: любимая супруга, заботливые дети, внуки, правнуки. Не забывают и коллеги, ученики, регулярно приходят в гости, звонят. И я понимаю, что нужен. А для человека так важно быть кому-то полезным. Каждое утро я начинаю с зарядки, занимаюсь скандинавской ходьбой, посильными нагрузками. Читаю (без очков! — Прим. автора), что-то пишу. Например, к вашему приходу от руки набросал свою короткую автобиографию.
— В преддверии Нового года чего бы вы пожелали всем краснодарцам?
— Конечно же, оптимизма! Не поддавайтесь минору, временным трудностям и неудачам. Держитесь, справимся со всем! Будем жить, ребята! Только вперед!
Ранее «КИ» разбирались, что думают родители и педагоги по поводу возвращения урока труда в школы как обязательного предмета.
Читайте также: «КИ» передали разведчикам дрон и сладкие подарки детям из ДНР.