Диплом… под пулями
В университете Донецка училась редактор Татьяна Турко. На годы ее учебы выпали не только сдача экзаменов и песни под гитару, но и обстрелы мирного города.

Ах, студенчество! Спустя 10 лет могу с полной уверенностью сказать, что годы эти были золотыми в городе миллиона роз.
Сознательно хотела жить именно в общежитии. Помню, как мама хваталась за сердце и говорила: «Не пущу!» Но хитрость — великая штука… Шла к папе и упрашивала его. Он-то и переубедил маму.
Учиться оказалось крайне интересно. Преподаватели — практикующие журналисты, поэтому пары у нас часто проходили на телевидении, радио, в редакциях газет и журналов. А вечером собирались компанией, играли в настольные игры, болтали, шутили, пели до хрипоты песни под гитару, пока вахтерша не разгоняла всех по комнатам.
Вообще, народ у нас подобрался веселый и дружный. Каждый праздник отмечали сообща, наряжали этажи, собирались за большим столом. Конечно же, одним из любимейших был День студента, он же и Татьянин день. Соответственно, праздник у меня выходил двойной. Но этого показалось мало, поэтому на 5-м курсе вышла замуж, и именно 25 января.
Эпичным финалом студенческой жизни стало вручение дипломов под пулями. В прямом смысле — тогда Донецк уже обстреливали. Помню, едем на выпускной, впереди — столб черного дыма, по городу много блокпостов. На каждом останавливают, проверяют машину. Время такое… Тормозим, проверили. И вдруг — автоматная очередь рядом. Ребята кричат, чтобы скорее уезжали. Газ — в пол. Фу, все целы. Еще 10 минут — и университет. Все стихло. Ну, значит, вручению дипломов быть. И вот заветная красная книжечка в руках. Благодарю наших педагогов от имени всего выпуска. Мы, молодые, смелые, почти бесстрашные вчерашние студенты готовы к большой жизни. Но это уже другая история.
Та самая вишенка на торте
Наш корреспондент Юлия Банщикова всегда была гиперответственной отличницей.

Живу студенческой жизнью уже 6-й год, но объять ее со всех сторон не вышло: в общежитии я не жила, во всевозможных активностях не участвовала, учебу, от слова совсем, не прогуливала.
Не поверите, даже вставала в 5 утра и шла на конечную трамвая в 20 минутах от дома, чтобы успеть к первой паре по физкультуре, в то время как на улице — гололед и прочие прелести. А после бега на морозе нас ждало окно — два свободных часа до следующей пары. Подразумевалось, что этого времени хватит добраться из главного корпуса до своего факультета, да и поесть заодно. Коротать эти часы где бы то ни было — в ближайшем ТЦ, во дворах домов или в коридоре самого универа — несладко.
И еще один эпизод из серии «Ты сможешь»: мы часто учились во вторую смену — примерно до 18.00. Да-да, это период адских пробок. Добираться до дома по 2,5, а то и 3 часа, стоя в забитом автобусе, невыносимо. Я не придумала ничего лучше, чем идти из Комсомольского в Восточно-Кругликовский микрорайон пешком.
В общем, вот что делают с людьми первые курсы вкупе с гиперответственностью. Зато проблем со сдачей экзаменов, как вы уже догадались, у меня не было. Вытягивать билет с вопросами, на которые ты гарантированно знаешь ответ, всегда приятно, а получать «самокаты» — вдвойне.
Сейчас, будучи магистрантом 2-го курса, вспоминаю эти «жертвы» с улыбкой. В журфаке я души не чаю. И это одна из причин, по которой я продолжила учебу после бакалавриата. Люблю наше уютное здание, вдалеке от суеты остальных факультетов, пресс-кафе, Лихоносовскую и Селезневскую аудитории — все, от А до Я, в моем сердце. Наверное, это чувство и есть та самая вишенка на торте, которую я ухватила от своего студенчества.
Прием! Как слышно? Прием!
Иногда учеба в вузе напоминает кадры из любимых фильмов. Автор «КИ» Эдуард Катышев — о кредитивных способах сдачи экзамена.

Был холодный январский день 2012 года. Мы, ребята с журфака на Сормовской, 7, делившие здание с магазином керамической плитки «Терра», читающие с экрана смартфона новый роман Пелевина в аудитории с видом на дымящиеся трубы Краснодарской ТЭЦ, приехали в главный корпус на Ставропольской. Обычно здесь проходила физкультура. В этот день у меня как раз выпала отработка пропусков, которых было не сосчитать на пальцах обеих рук. Кто бы мог подумать, что незачет по физкультуре может стать недопуском к экзаменам! Вот и я не верил. Как результат, уткнувшись подбородком в грудь, чтобы спастись от злого ветра, наматывал круги по заснеженному стадиону, пока однокурсники сдавали историю России.
Пробежав пару-тройку километров по скользкой резиновой дорожке, я тоже отправился на экзамен. И застал момент, как мой однокурсник Никита смело приготовился отвечать свой билет. Он не дошел до преподавателя всего пару метров, когда у него из уха выпала… блютуз-гарнитура, и все будущие обладатели «Золотого пера Кубани» стали свидетелями исторического провала парня в растянутом свитере с длинными волосами в стиле Курта Кобейна.
«Ну чо, все успел записать?» — раздался голос из наушника.
Так для Никиты операция «Ы» превратилась в операцию «П» — пересдачу экзамена.
Что касается меня, отметку в зачетке я все же получил. А Никита сегодня работает на одном из новостных порталов Краснодара. Пишет про город, его жителей, делает обзоры на беспроводные наушники.
Ковид, локдаун и неожиданные открытия
Учеба на удаленке помогла подружиться с однокурсниками и узнать по-настоящему, что такое взаимовыручка, уверена руководитель отдела СММ Валерия Ерофеева.

Студенческие годы — самое лучшее время! Такое беззаботное, — всегда говорила мне мама. А я лишь пожимала плечами, мол, поживем — увидим.
Не сказала бы, что учеба в университете была временем, полным спокойствия и безмятежности, но и на взрослую жизнь это мало походило.
На мое студенчество пришлась эпидемия COVID-19: маски, локдаун и множество болеющих. Из-за неблагоприятной обстановки мы учились на удаленке, правда, недолго, всего один семестр. Но это было хорошее, продуктивное студенчество. Все занятия проводились онлайн, мы выполняли интересные задания, занимались творческими проектами и старались обернуть это непростое время в свою пользу.
Именно такая ковидная ситуация подарила мне моих близких друзей. Когда мы очно ходили на учебу, каждый как будто сидел в своей скорлупе, общение строилось сложно. Но как только вышли на дистанционку, все резко изменилось, стало проще, как будто каждый раскрывал свою душу, не обременяя ее зоной комфорта. В итоге мы с одногруппницами хорошо сдружились: вместе готовились к экзаменам по ночам, успешно закрывая сессии. И мне кажется, что именно тогда началось мое то самое студенчество.
Когда вышла на работу, поняла, что учеба в вузе профессиональных навыков дала мне немного, но подарила замечательных людей, которые каждый день делают меня счастливой.
Всем студентам советую меньше переживать из-за оценок, больше изучать то, что вам интересно, пробовать себя в разных направлениях и просто наслаждаться каждым моментом этого спокойного и безмятежного времени. Поверьте, свой путь вы найдете, а вот друзей дальше будет заводить сложнее.
Разминка для мозга
Не отходил от студенческих традиций — оставлять все важное на последнюю ночь перед зачетами — корреспондент Саркис Айвазян.

Студенчество вспоминаю с теплотой, да и не так уж давно это было, всего пару лет назад. У меня десятки забавных историй: писал шутливые досье на преподавателей, играл в «Что? Где? Когда?», снимал трейлер книги, проводил репортаж со стадиона «Краснодар» и вел беззаботную жизнь.
Университет дарит множество интересных знакомств. Ведь если раньше нас объединял лишь район, в котором мы живем, то в вузе все иначе — большинство ребят действительно хотят реализоваться в выбранном направлении.
Был у меня и классический для студентов ритуал — оставлять все на последнюю ночь. Воспринимал это как некий вызов самому себе, разминку для мозга.
Не терять концентрацию в течение семестра крайне сложно, так и хочется пропустить десяток-другой лекций. Однако за все приходится расплачиваться, в моем случае — не спать перед экзаменами, проглатывая за ночь более сотни вопросов.