
Мединский — уважаемый историк
Тогда, на заседании межведомственной комиссии по историческому просвещению, было принято решение о его разработке. Об этом напомнил один из авторов, помощник Президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества доктор исторических наук, профессор Владимир Мединский на презентации единого государственного учебника по истории для старшеклассников, которая состоялась в августе в Москве. Тогда журналисты своими глазами увидели «Историю России» и «Всеобщую историю» для 10-х и 11-х классов в двух томах.
Его уже окрестили «учебником Мединского», но справедливости ради стоит отметить, что вместе с председателем РВИО над содержанием работали ведущие историки страны: ректор МГИМО Анатолий Торкунов, академик и председатель Национального комитета российских историков Александр Чубарьян.
— Я еще не видел новые учебники, но очень хочу с ним познакомиться. И если события в нем описаны правдиво и объективно — это достойно похвалы. Знаю, что среди соавторов Владимир Мединский, поэтому верю, что учебник достойный. Мединский, как автор, привлек меня своей книгой «Война. Мифы СССР. 1939-1945», в которой он расставил все точки над «i», дал отповедь тем, кто в 90-е годы очернял Великую Отечественную войну, ее героев. Например, Александра Матросова, Зою Космодемьянскую и многих других, на подвигах которых выросло не одно поколение детей. Когда я ее прочитал, рекомендовал многим своим знакомым, депутатам, руководству края и города, студентам. И все отмечали, насколько это мощное издание,
Он отметил, что его радует уже то, что впервые после 1991 года права на написание и издание учебника истории принадлежат государству в лице Минпросвещения, а не издательствам, как это было ранее.
— Я всегда говорил, что наличие нескольких учебников — это каша в голове подрастающего поколения. Не может быть множества авторов и разной трактовки. История — это такая вещь, которую нельзя переписывать «под себя». Это нить времени, нить правды, какой бы она хорошей или плохой ни казалась. Поэтому создание единого учебника я рассматриваю как маленький шаг к нашему суверенитету в области образования,
«Не читал, но осуждаю»
Новый учебник истории пока еще мало кто видел. Однако это не мешает высказывать разные мнения, и не всегда позитивные. Но если Владимир Прокопьевич говорит как есть, при этом не ругает преждевременно, хотя все знают — Громов может и резкое слово сказать, — то есть и такие, кто заочно хает новое издание. Это крайне удивило Юрия Никифорова, члена Научного совета РВИО и авторского коллектива единого госучебника по истории.
«Эмоциональные высказывания критиков главным образом отражают неприятие самой концепции введения ЕДИНОГО государственного учебника. Что касается претензий по существу, то их крайне мало, и они нужны только для того, чтобы затушевать главные — идеологические — претензии. Прежде всего, сам факт создания и внедрения в систему образования нового учебника демагогически интерпретируется как принуждение к единомыслию, «навязывание молодым поколениям единственно возможного взгляда на историю»; «отныне мыслить нужно только по канону» (А. Колесников, New Times )», — отмечает в своей статье Юрий Никифоров.
Продолжая тему «единомыслия», соавтор отмечает, что так называемыми критиками «полностью игнорируется наличие в учебнике методического аппарата (вопросов и заданий для самостоятельной работы, ссылок на дополнительные ресурсы и источники информации). А именно эта составляющая учебника ответственна за решение задач по формированию познавательной самостоятельности школьников, выработке навыков критического мышления».
За разъяснениями мы решили обратиться к тем, кто уже хорошо знаком с новой «книжкой» — школьным учителям.
Легче и детям, и педагогам
Сначала педагоги увидели ее в электронном виде, скачали, почитали, а на прошлой неделе новые учебники доставили в школы. Своими впечатлениями с «Краснодарскими известиями» поделилась Инна Тихонова, педагог краснодарской школы №35, победитель конкурса «Учитель года». Первое, что отметила Инна Алексеевна, выпуск обновленного издания — это долгожданное событие. Но главное, что это — единый учебник, который должен значительно облегчить работу историков.
— Во-первых, это подготовка к Единому государственному экзамену, который требует показать финальные знания, умения и навыки. Было очень сложно выводить детей на итоговую аттестацию, когда в разных учебниках содержится разная информация. И по содержанию, и по объему. Дети находились в неравном положении, так как учились по разным «линейкам». Теперь эта проблема должна решиться.
Во-вторых, мы недостаточно использовали воспитательный потенциал учебника. Все-таки история — это наука, на которой мы должны воспитывать подрастающее поколение. Учитель истории — это проводник государственных идей, поэтому не должно быть разных трактовок в оценке событий. Уверена, что этот вопрос тоже будет решен.
В-третьих, важно, чтобы учебник истории содержал актуальную информацию. Историческая наука не стоит на месте, особенно современная, когда рассекречиваются разные документы, становятся известны новые факты. Поэтому они обязательно должны быть включены в школьную литературу.
— А еще у учителей возникали трудности из-за отсутствия в учебнике нужных сведений. Учителя выходили из положения, занимаясь поисковой работой, но ведь и дети тоже пытались найти недостающую информацию. Источников сегодня — огромное количество, только вопрос: каких?
Инна Алексеевна вспоминает ситуацию, когда одна из учениц подготовила презентацию о воссоединении Крыма с Россией, написав, что наша страна аннексировала полуостров. Когда стали разбираться, как это произошло, оказалось, что сведения девочка взяла из справочного источника, материалы которого внесены в реестр запрещенной в России информации. Это говорит о том, что ребенок далеко не всегда может дифференцировать данные и критически осмыслить то, что он читает.
В одном временном отрезке
Один из важных моментов, который отмечают педагоги, это то, что курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» четко синхронизированы.
— Для нас это было большой проблемой. Получается, что по «Всеобщей истории» мы с ребятами проходим один период, а по «Истории России» — другой. Осложняло восприятие и то, что авторские коллективы учебников разные, подходы к подаче материала — тоже. Даже сам объем параграфов и тот разный. Теперь издания полностью адаптированы друг под друга,
Отмечает Татьяна Ивановна и так называемую «красочность» изданий.
— Сейчас мы имеем дело с поколением визуалов, которые воспринимают информацию зрительно. В учебниках много карт, разноплановых иллюстраций. Если раньше это были только фотографии или картины, то сейчас к ним добавились плакаты, карикатуры. Есть много документов.
Кстати, про документы. Именно они помогают ученику вместе с учителем дать оценку тому или иному событию. В этом абсолютно уверена Инна Тихонова.
— Благодаря новым изданиям уже никто не скажет, что мы занимаемся пропагандой, у нас есть контраргумент – документы, которыми просто изобилуют учебники. Понятно, что издания не могут вместить весь объем исторического материала, но и здесь авторы нашли выход. Учебник создавался с учетом современных технологий, а это, в первую очередь QR-коды, которые ведут на архивы, документы, сайты музеев и органов власти, фильмы, книги, ознакомившись с которыми и ученик, и учитель смогут получить исчерпывающую информацию.
Ну и еще один важный момент: обновленные издания наконец-то ушли от европоцентризма.
— Если взять наши учебники, особенно по всеобщей истории за 7, 8, 9 классы, то увидим, что процентов 70 — это изучение, в основном событий европейской истории. Только одной Французской революции посвящено 20 листов. Причем очень детально, мы так свои революции 1905 и 1917 годов не изучаем. Теперь значительный объем посвящен событиям в Азии, Африке, Южной Америке. То есть дети должны знать, что мир не замыкается на событиях в Европе и Северной Америке,
Ключевое событие
Ну и самый долгожданный момент — в «Истории России» для 10-11-х классов повышенное внимание уделили Великой Отечественной войне, ведь именно на ней, по мнению педагогов, в принципе должно происходить воспитание детей.
— Это ключевое событие, на котором мы должны строить собственное национальное единство. Да, в прошлом году перечень вопросов на ЕГЭ по Великой Отечественной войне расширился, но единого источника информации, где можно было взять ответы, у нас не было. Сейчас все по-другому. Объем тем значительно увеличен. Кроме того, мы будем вновь говорить о героях военных лет,
И, конечно, в новых учебниках отражена новейшая история, события сегодняшних дней, что тоже очень важно. Об этом говорят даже их обложки. Например, на учебнике для 11 класса — Крымский мост. Почему именно этот объект, ответил сам Владимир Мединский:
— Тут очевидная история. Мост — символ новейшей истории страны. Символ строительства, мирного созидания. То, что мы делали в Крыму все эти годы, начиная с 2014-го. И то, что стараемся сейчас делать на новых территориях. Крымский мост соединяет русские земли, это символ нашего общего будущего.