Переход к новой системе образования в России будет зависеть от принятия соответствующего закона. При этом те, кто уже поступил к этому времени в университет, продолжат обучение по программам, по которым они были приняты. Фотоархив «Краснодарских известий»

Дипломы не подлежат пересмотру

В конце июня 2022 года, после того как все российские вузы были исключены из Болонской системы, стало известно, что в РФ будет создана Национальная система высшего образования. Президент пояснил, что реформа назрела в связи с изменением требований к молодым специалистам. При этом он подчеркнул: студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующим программам. Кроме того, не подлежат пересмотру уровень подготовки и дипломы о высшем образовании граждан, прошедших обучение по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры.

— Год назад состоялись слушания в Госдуме с участием министров образования и просвещения, где все эти вопросы обсуждались. Было сказано, что по некоторым направлениям мы плавно возвращаемся к системе пятилетнего образования, по некоторым сохраняем модель 4+2. А какие именно образовательные стандарты будут предложены, какие нормы установлены, какой объем часов будет выделяться на учебные программы, — покажет время. Министры образования и просвещения должны работать в стыке, обеспечить не только преемственность образовательных программ, но и вопрос их наполнения и финансирования, потому что все часы, которые вузы должны реализовать аудиторно, должны как-то финансироваться. Сложно сказать, сколько времени это займет,
— говорит поректор по учебной работе, качеству образования КубГУ Темыр Хагуров.

Прожитый этап

Напомним, что Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. Решение об этом было принято на берлинской встрече министров образования европейских стран. Отмечалось, что в случае перехода страна получит общеевропейскую модель образования, которая с восторгом принимается всеми европейскими странами. Цель —
создание единого рынка образования, а главный плюс — академическая мобильность: студент мог проучиться в одном вузе, потом отправиться в другой, в том числе зарубежный, вернуться и получить диплом.

— В системе западных ценностей достаточно отчетливо проявилась поддержка неофашистских движений, ЛГБТ-движения и трансгендерный дискурс, который у нас вызывает много вопросов. Мы видим, что многие ценности, которые для России являются основополагающими, сегодняшним европейским культурным мейнстримом отвергаются и, более того, заменяются на противоположные. О какой глубокой ценностной общности может идти речь? Экономическое пространство разорвано, против нашей страны идет экономическая война. И теперь мы де-юре должны оформить то, что произошло де-факто: разрыв общего пространства,
— продолжает Темыр Хагуров.

Что делало наше образование уникальным?

Одна из основных проблем Болонской системы заключалась в том, что квалификация человека с дипломом бакалавра непонятна и не признана большей частью работодателей в России, а в магистратуру идут не все.

— Я отучилась на бакалавриате четыре года, поступила в магистратуру на бюджет: сдала экзамены, плюс у меня красный диплом бакалавриата, что дает дополнительные баллы.Возможно, захочу преподавать в вузе или занимать руководящие должности, тогда мне понадобится диплом магистранта. Речь президента слушала, но что теперь будет дальше, нас в вузе еще не уведомляли,
— рассказывает студентка 1-го курса магистратуры факультета журналистики КубГУ Юлия Банщикова.

Создание новой системы позволит готовить специалистов с высшим образованием продолжительностью от четырех до шести лет. А дальше эта квалификация сможет дополняться магистратурой, ординатурой или аспирантурой. Президент отметил, что необходимо объединить все лучшее, что было в советской системе образования, и опыт последних десятилетий. При этом переход к новой системе должен быть плавным.

— В 1990-е годы в нашу систему образования вошло понятие useful knowledge -полезные знания, то есть ценностью обладает только то знание, которое можно продать на рынке. В самой Америке много критических работ на эту тему, но у нас о них вспоминают редко. Неутилитарность и вместе с тем возможность давать высокие практические результаты, ориентация на воспитание личности и делали советскую систему уникальной,
— продолжает проректор.

Знания сильно просели

Переход к новым стандартам около 20 лет назад был достаточно резким, и далеко не все вузы восприняли нововведения с энтузиазмом. Образовательные учреждения вынуждены были отказываться от старой системы и выстраивать новую. 

Некоторые дисциплины исчезли из учебного курса, преподавателей заставляли активно проводить тестирование, сокращались учебные программы и часы, ввели Единый государственный экзамен, который во многом изменил подход к подаче и получению знаний.

ЕГЭ — вопрос дискуссионный. Он создавался как антикоррупционный механизм, поскольку сдача экзаменов в школе и вузах была глубочайшим образом поражена коррупцией, с этой задачей госэкзамен справился. Минус — знания стали восприниматься как нечто утилитарное, отмечает Хагуров.

— Мое мнение, что от Болонской системы все-таки нужно отказываться. Год, который мы недодаем на бакалавриате, крайне важен. Раньше студенты получали разностороннее образование и по окончании сдавали госэкзамен и защищали диплом. Сегодня госэкзамен отменен. Я была членом ученого совета и помню, как вопрос о его отмене был вынесен на обсуждение и принято решение, что остается только защита. Но этого недостаточно. К студентам предъявляются низкие требования, но, к счастью, есть преподаватели, которые строго требуют по старым нормативам,
— считает кандидат филологических наук, доцент КубГУ Людмила Хорева.