Магическая цифра «5»
Начался новый театральный сезон в столице Кубани — эффектно и с размахом под стать нашему жаркому южному региону. Публика увидела не только самый масштабный проект Краснодарского музыкального, но и одно из сложнейших произведений, созданное великим Глинкой. Далеко не все сценические площадки в нашей стране, да и в мире, пожалуй, могут позволить себе осуществить подобный замысел. К тому же сделать это качественно, иначе браться не имеет смысла. Получилось ли у нас?
Прежде всего, для постановки грандиозного произведения мы пригласили команду, с которой работали над «Борисом Годуновым»12+. Мне кажется, что опера «Руслан и Людмила» превзошла все наши спектакли по сложности и эстетике. В чем-то она перекликается с «Борисом», там задействован весь хор, а здесь — практически весь состав Музыкального театра, включая балет,
— отметила директор Музыкального театра Ольга Сыч.
Примечательно, что над оперой композитор трудился в своем доме в Петербурге на ул. Гороховой, 5, на протяжении пяти лет, но с перерывами. В оригинальной версии — пять действий, которые идут на протяжении пяти часов. Но нужен ли такой объемный контент современному зрителю, привыкшему за несколько минут получать всю необходимую информацию буквально на бегу?
Я сторонник все исполнять от первой до последней ноты, но я понимаю, в какое время мы живем и что такое 5 часов музыки от начала до конца. Нам пришлось сделать с дирижером, заслуженным артистом России Антоном Гришаниным так называемые купюры, и наша постановка длится три часа вместо пяти,
— рассказывает заслуженный деятель искусств России, режиссер Большого театра Ольга Иванова
Либретто после смерти поэта
У Глинки был такой принцип: писать музыку раньше текста. Так композитор поступил и с оперой «Руслан и Людмила», чем заставил либреттистов помучиться, ведь им пришлось подстраивать стихи под готовое музыкальное полотно.
Вообще, когда я узнала, что Пушкин начал создавать эту вещь будучи учеником лицея, была поражена. Работая над постановкой для Краснодара, специально ездила туда, хотя и бывала много раз ранее, заходила в комнату, в которой жил поэт, представляла, где мог стоять дуб, по которому ходил кот ученый. Мне хотелось привнести в спектакль немного юмора, и надеюсь, что у нас получилось. Но надо дождаться зрителя!
— продолжает режиссер.
Известно, что из-за смерти Пушкина Глинка вынужден был обратиться к другим поэтам: Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Николаю Маркевичу и др. В текст вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли и ряд изменений в состав действующих лиц.
Итог: опера получилась крайне сложной не только для исполнения, но и для восприятия. Попробуйте послушать несколько арий, а позже воспроизвести их в уме. Вряд ли такое возможно, в отличие от той же оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского или «Кармен» Ж. Бизе, которые на слуху. А учитывая тот факт, что первоначальная рукопись «Руслана и Людмилы» не сохранилась, так как она сгорела при пожаре в Мариинском театре в 1859 году… Восстанавливали произведение композиторы, входившие в ближний круг Глинки: Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, М.А. Балакирев. Безусловно, у них получилось, но посмотреть именно оригинал рукописи Глинки невозможно.
Глинка — родоначальник оперной школы, хотя и учился в Италии. Если бы каждый зритель, сидящий в зале, был меломаном, он бы услышал в этих партиях и Стравинского, и Шостаковича — всех последователей Глинки. Оперу «Руслан и Людмила» трудно было исполнять как тогда, когда она была создана, так и теперь,
— поясняет Ольга Тимофеевна.
Премьера прошла неудачно
«Руслан и Людмила» оказала на мировую музыку колоссальное воздействие. Глинка применил множество уникальных приемов, которые позже использовали другие композиторы в своих произведениях, как отметила Ольга Иванова. К примеру, придумал, как в симфоническом оркестре передать звучание гуслей: арфа играет свою партию пиццикато под звучание фортепиано. Использовал целотонную гамму (расстояния между соседними ступенями составляют целый тон) в фантастических эпизодах, что дало ощущение чего-то очень страшного, масштабного. Но признание придет позже: изначально «Руслан и Людмила» провалилась.
Премьера состоялась 9 декабря 1842 года, но прошла неудачно: певцы не успели выучить свои сложные партии, художники не поняли задумку Глинки, поэтому декорации выглядели неуместными. Поговаривали, что сам император Николай I ушел со спектакля еще до его конца, и это событие сильно повлияло на отношение публики к опере. Отчасти неприятие аудитории было связано и с либретто, вокруг написания которого ходило множество слухов. Причем виновником этих разговоров являлся сам композитор. Есть версия, что Глинка рассказал, что на очередной встрече Бахтурин в нетрезвом виде всего за полчаса работы набросал план будущего спектакля. Позже композитор отредактировал свое произведение, сделал некоторые купюры, а певцы начали осваивать свои партии. Постепенно опера начала обретать успех.
С флером «Бориса Годунова»
Для визуалов, которые составляют существенную часть зрительской аудитории, подача продукта, его обрамление и эстетическая составляющая не менее значима, чем сам материал. И с этим у новой постановки проблем нет. Получилось красиво, современно, но при этом мизансцены выстроены в классическом формате. Декорации, созданные заслуженным художником России Виктором Герасименко, напоминают сценографию «Бориса Годунова»: преобладают металлические серые и глубокие темные тона, выдержанные в единой стилистике, но идею декорации несут в себе иную. Если в «Годунове» публике предстояло прочувствовать, что Россия — это несгибаемая глыба, то в «Руслане» она олицетворяется с героизмом. В целом вся цветовая гамма оперы выдержана, органична и перекликается со смысловой нагрузкой. Использована и усиливающая эффект мультимедиа в эпизоде, когда витязь оказывается на поле, усеянном костями павших воинов, где видит огромную голову и вступает с ней в бой. Одна из самых сильных сцен.
Я поставила больше 160 спектаклей в разных театрах страны и для меня крайне важно добиться высокого качества. Это самое сложное. Чтобы свет, звук, музыка, костюмы, декорации соединились вместе, чтобы все было понятно и наша идея прочиталась,
— призналась Ольга Иванова.
Сказка — ложь, да в ней намек
Работа над оперой шла около года, задействовали все производственные цеха, хор и балет Музыкального театра, добавивший колорита действу (балетмейстер-постановщик — заслуженный работник культуры России Екатерина Миронова). В несколько этапов проходил кастинг на ведущие роли. Артистов постановщики сначала прослушивали в формате онлайн, затем приезжали в Краснодар и снова проводили отбор. Стояла задача подобрать нужный голос, который подойдет для конкретной партии, так у каждого героя есть свой интонационный комплекс, — так задумал Глинка.
Мы решили, что один состав будет полностью нашим, а во втором станут петь приглашенные артисты. Таким был выбор дирижера и режиссера, и это нормальная практика при постановке оперы, потому что такие полотна очень тяжело выдержать, и есть много нюансов — характер героя например. Говоря проще, имеем сопрано, но есть более легкое, а есть более драматическое сопрано, и каждая партия требует определенных навыков. Вообще, все русские оперы очень глубокие, и чтобы их ставить, мы в любом случае делаем дубли,
— отметила Ольга Сыч.
Глинка действительно смог точно раскрыть и передать характер каждого персонажа. Руслан предстает перед нами смелым и мужественным, что видно из его сольных высказываний.
Партия Руслана для меня — вызов и профессиональный рост. Она написана для баса и для баритона одновременно, крайне энергозатратная и объемная. Образ витязя — это сила русская, которая противостоит темной силе в лице Черномора и в конечном итоге побеждает. Если разбирать оперу, то идея заключается в том, что враг, несмотря ни на что, будет сражен, и каждая деталь свидетельствует об этом. А вообще, конечно, эта история в первую очередь про то, как мужчина спасает свою любимую женщину!
— делится артист Музыкального театра Павел Гришин.
В планах у театра — возможная номинация на «Золотую маску», но говорить об этом пока преждевременно. Очевидно, что опера «Руслан и Людмила» благодаря сотрудничеству с мэтрами, подняла театр на новую ступень развития и стала новой жемчужиной в репертуаре Музыкального. Безусловно, она требует осмысленности, неоднократного просмотра и сравнения двух составов. На первый взгляд эта вещь может показаться слишком понятной, ведь избалованный изобилием контента зритель привык искать в спектаклях сложные смыслы даже тогда, когда этого делать не нужно. Но, судя по овациям, которые публика подарила артистам и постановочной группе, нам не хватает прекрасных и мудрых сказок, в которых добро побеждает зло, а любовь оказывается всесильной.